Оценку поставит осень — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Оценку поставит осень

Фондовый рынок
498
На текущей неделе Министерство экономики презентовало майские результаты борьбы с ростом цен в Украине.
По заявлению руководителя Минэкономики Богдана Данилишина прошедший месяц оказался переломным этапом в борьбе правительства с ростом цен в стране, в результате чего темпы инфляции сократились в 2 раза, а в летние месяцы инфляция в Украине будут еще значительно ниже, чем была в мае.
Министр экономики также отметил, что в настоящее время в украинской экономике присутствует целый ряд позитивных тенденций, которые вследствие наложения других благоприятных факторов могут получить прогресс в будущем, приведя к замедлению роста индекса потребительских цен и существенному сокращению годового показателя уровня инфляции.
При этом правительство ожидает получить по итогам текущего года, инфляцию почти на полтора процентных пункта ниже, чем она была в прошлом году (в 2007 году инфляция в Украине составила 16,6%), при сохранении высоких темпов роста ВВП на уровне 6,5-7%.
В среду 11 июня на очередном заседании Кабинета Министров, правительство предварительно утвердило новые макроэкономические показатели для использования их при подготовке изменений в государственный бюджет 2008 года.
По предложению Минэкономики темпы инфляции в Украине в 2008 году составят 15,3%, номинальный ВВП предлагается повысить на 35,6 млрд. грн. до 956,8 млрд. грн., при этом сальдо торгового баланса ухудшится на $4,5 млрд. и составит $13,7 млрд.
Новые макропараметры госбюджета определены при валютном коридоре в 4,95-5,25 грн./$ (в настоящее время официальный курс американского доллара варьирует вокруг отметки в 4,85 грн. за 1 доллар). Об этом FINANCE.UA сообщает Генеральный директор КУА "ИНЭКО-ИНВЕСТ" Олег Морква подводя итоги текущей недели.
Предложения по изменению макроэкономических показателей при внесении изменений в госбюджет - 2008 г.
Показатель Действующий Прогнозный
Номинальный ВВП, млрд. грн 921,2 956,8
Рост потребительских цен (инфляция), % 9,6 15,3
Рост цен производителей промышленной продукции, % 19,2 24,6
Прибыль предприятий до налогообложения, млрд. грн. 153,6 170,6
Прибыль рентабельных предприятий, млрд. грн. 204,2 218,3
Убытки нерентабельных предприятий, млрд. грн. 50,6 47,7
Расходы на оплату труда, млрд. грн. 307 317,4
Номинальная среднемесячная зарплата, грн. 1822 1845
Рост реальной среднемесячной зарплаты, % 14,5 11,5
Сальдо торгового баланса, $ млрд. 9,174 13,707
Экспорт, $ млрд. 76,72 81,877
Рост экспорта, % 20,9 27,9
Импорт, $ млрд. 85,894 95,584
Рост импорта, % 22,6 33
Окончательно базовые макроэкономические показатели будут утверждены кабинетом Министров после согласования их параметров с Национальным банком и Секретариатом Президента.
Национальный банк Украины поддерживает оптимизм правительства и также прогнозирует, что при хорошем урожае и жестких монетарных действий в финансовой системе страна закончит год с инфляцией в 15-16%.
В пакете предлагаемых антиинфляционных шагов и либерализации валютного рынка Национальный банк Украины (НБУ) уже направил на рассмотрение Совета НБУ свои предложения по реформированию государственной валютной политики.
В соответствие с разработанной НБУ концепцией валютной реформы, Украина должна будет в течение ближайших 30 лет существенно сократить свое отставание от развитых экономик и к окончанию 30-летнего периода иметь кредитный рейтинг страны на инвестиционном уровне, а гривна станет свободно конвертируемой валютой.
По расчетам НБУ в настоящее время украинская экономика отстает от уровня развития ведущих экономик мира как минимум на 30 лет, и для того чтобы значительно сократить данный разрыв Украине необходимо провести валютную реформу, которая и должна стать главным двигателем для экономического роста.
Нынешняя система валютного регулирования в Украине базируется на принципах декрета Кабинета министров "О принципах валютного регулирования и валютного контроля" от 1993 года и уже давно морально устарела. Предполагается, что валютная реформа в Украине должна расширить регуляторные полномочия НБУ и осуществляться в три этапа, которые продляться от 8 до 30 лет.
В ходе реализации валютной реформы Национальный банк в первую очередь намерен внедрять механизмы монетарного суверенитета - поощрять использование гривны в международных торговых операциях, прежде всего, предоставлением возможности проведения расчетов в гривне по экспортно-импортным операциям.
Также Национальный банк планирует активизироваться в направлении дедолларизация экономики и либерализация валютного рынка.
НБУ заявляет о необходимости окончательного закрепления за гривной статуса не только единого инструмента платежей в Украине, но и меры стоимости товаров и отказа от использования в ценообразовании и расчетах каких-либо производных по типу 'условных единиц'. Кроме того, планируется переход к банковскому кредитованию населения и предпринимателей исключительно в национальной валюте. Для этого Нацбанком будут вводиться ограничения на максимальный размер и срок банковского кредита в иностранной валюте, а также изменяться структура валютного рынка за счет расширения (сужения) круга участников валютного рынка.
Кроме этого Национальный банк собирается повысить чувствительность экономики к процентной политике, более гибко регулировать порядок и условия торговли валютными ценностями, расширить перечень финансовых инструментов, которые могли бы выступать обеспечением рефинансирования НБУ.
Со временем Национальный банк Украины планирует полностью отказаться от выкупа избытка валютного предложения на межбанке и перейти исключительно к рефинансированию коммерческих банков, отправив курс гривны в свободное плавание.
Предложения Национального банка Украины действительно являются революционными для нашей страны, однако, начало их реализации в условиях нестабильной финансово-экономической обстановки в мире и политической и экономической несбалансированности в Украине может только добавить неопределенность в операционную деятельность украинских товаропроизводителей и существенно повысить производственно-инвестиционные риски.
В условиях отсутствия системных протекционистских действий правительства в отношении украинских товаропроизводителей, устаревшего инвестиционного и корпоративного законодательства, не отвечающей современным реалиям фискальной политики, либерализация валютного рынка может стать не столько панацей от инфляции и стимулом для роста, сколько дополнительным аргументом по сворачиванию инвестиционных программ в Украине.
Замораживание на государственном уровне роста цен и тарифов в коммунальной, транспортной, энергетических отраслях не может продолжаться бесконечно. Уже в следующем году цена на импортируемый Украиной природный газ будет повышена до уровня в 320-380 долларов за 1000 кубометров, что самым непосредственным и крайне болезненным образом отразится не только на украинских предприятиях и домохозяйствах, но приведет к повышению цен буквально во всех отраслях экономики и падению темпов роста ВВП.
Кроме того, применяемые с марта жесткие монетарные действия Нацбанка и Минфина по стерилизации гривны, в отсутствии системных шагов правительства по модернизации экономики, ограничивают возможности украинских предприятий по финансированию как оперативных, так и стратегических задач по комплексной оптимизации производств, в том числе и внедрению программ по энергосбережению.
В той же богатой на энергетические ресурсы Российской Федерации, Президент России Дмитрий Медведев в июне подписал Указ "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики". Данный нормативный документ принят в целях снижения к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом, обеспечения рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов.
К сожалению, у нас в стране задачи энергоемкости экономики на сегодняшний день не являются приоритетными, и будут решаться уже тогда, когда европейские цены на газ станут для Украины не только ожидаемым прогнозом, а наступившей объективной реальностью.
В отсутствие в стране сбалансированной антиинфляционной политики, несоответствия роста заработной платы уровню производительности труда и темпам экономического роста и популистском режиме финансирования бюджетной сферы, инфляция в Украине не может быть остановлена - она только отложена во времени и достаточно легко сможет вернуться на среднемесячный 1,5-2,5% рост уже в осенне-зимний период.
В сентябре правительство планирует провести 20-30% увеличение заработной платы в бюджетной сфере, что окажется дополнительным стимулирующим фактором для роста цен в Украине и полностью нивелирует тот эффект, которого сумел добиться Национальный банк, изъяв за весенний период из оборота около 15 миллиардов гривен.
Уже на сегодняшний день на счетах правительства сконцентрировано свыше 27 млрд. грн., которые после принятия изменений в госбюджет 2008 года будут скорей всего в основной своей массе направлены на финансирование бюджетных программ, повышение зарплат и социальные выплаты, что полностью перечеркнет усилия украинского Центробанка по монетарному сдерживанию инфляция.
К тому же после очередного сугубо немонетарного раскручивания инфляции, проводимые в настоящее время Национальным банком действия по либерализации курсообразования, будут подвергнуты и парламентом и руководством страны жесткой критике и предлагаемые Правлением НБУ в целом давно назревшие и необходимые комплексные шаги по фундаментальной валютной реформе будут отложены на годы.
Если правительство продолжит изымать финансовый ресурс из экономики, необоснованно повышая зарплаты и активно финансируя социальные программы, никакие летние дефляционные тенденции не спасут Украину от того, что уже по итогам 3 квартала инфляция в стране будет выше задекларированных правительством 15,3%, а в целом к окончанию года превысит уровень в 20%.
В свою очередь темпы экономического роста в Украине к концу нынешнего, а особенного в следующем году благодаря существующим проблемам с производственным финансированием, нестабильной политико-экономической обстановкой в стране и осторожностью системных инвесторов будут иметь устойчивую тенденцию к снижению.
Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's Ratings Services также пока не верит в текущую стабилизацию инфляционных процессов в украинской экономике, и понизило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг Украины в иностранной валюте до "B+" с "BB-" и долгосрочный рейтинг в национальной валюте до "BB-" с "BB", прогноз - "стабильный".
"Понижение отражает неспособность украинских властей проводить политику адекватных мер по противостоянию инфляции в перегретой украинской экономике", - цитирует агентство в пресс-релизе от 12 июня своего кредитного аналитика Франка Гилла (Frank Gill).
По мнению S&P фискальная политика в Украине остается высоко процикличной и усиливает макроэкономические потрясения с ожидаемым ростом номинальных расходов в 2008 году свыше 40%, а монетарные раздражители содействуют быстрому росту инфляции, которые подрывают рост реальных доходов и могут увеличить волатильность производства.
S&P также понизило оценку риска перевода и конвертации валюты для украинских несуверенных заемщиков до "BB-" с "BB", однако подтвердило краткосрочные рейтинги Украины по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне "В", рейтинг по национальной шкале "uaAA" и так называемый рейтинг покрытия внешнего долга на уровне "4".
Агентство отмечает, что результатом проводимой политики является рост непредвиденных рисков для правительства. В частности, большая разница в инфляции с основными торговыми партнерами Украины может увеличить дефицит текущего счета с 8,4% текущего счета в 2007 году до 20% в 2009 году.
S&P ожидает, что этот дефицит будет финансироваться благодаря быстро растущей украинской банковской системе и через прямые иностранные инвестиции (ПИИ), хотя сложности измерения баланса платежей могут привести к переоценке ПИИ. В результате потребность в общем внешнем финансировании может возрасти с 117% до 145% текущего счета, а уязвимость финансового счета будет увеличивать незащищенность страны в случае любых внезапных пауз в притоке внешнего финансирования и может распространиться на реальную экономику.
В свою очередь нестабильность внешнего финансирования может негативно повлиять на качество банковских активов, стабильность обменного курса и большие открытые валютные позиции банков.
Также S&P отмечает, что значительным риском для правительства являются растущие потери НАК "Нафтогаз Украины", уже оцениваемых в 6% ВВП, из-за отказа правительства от повышения тарифов на газ для населения в условиях подорожания импортного газа. Кроме этого, агентство напоминает о намерениях правительства Украины погасить обязательства по обесценившимся вкладам в Сбербанке б.СССР, которые могут достичь уровня 24% ВВП.
"Если власти смогут принять более правдоподобные антиинфляционные меры, включая ограничение текущих номинальных расходов вместе с мерами по ограничению долларизации банковских активов, мы можем повысить рейтинги", - резюмируется в пресс-релизе S&P.
Украинский биржевой рынок на текущей неделе развивался в тренде общемировых тенденций.
Большинство ведущих мировых индексов за неделю откатились вниз на 1,5-3% под давлением новостей о росте инфляционных ожиданий и негативной экономической статистики в США и Евросоюзе, продолжающемся ценовом ралли на сырьевых рынках и весьма туманных перспективах с трендом американского доллара в отношении мировых валют в ближайшие месяцы.
Украинские ценные бумаги при практически полном отсутствии инвестиционного интереса со стороны покупателей с начала июня также стремительно дешевеют, уже полностью нивелировав свой майский рост, а их коррекция только за текущую неделю составила в среднем 3-10%.
Внезапно проведенная в последней декаде мая резкая ревальвация гривны и отсутствие каких-либо предпосылок, что в течение ближайших недель, а возможно и месяцев в украинской политической жизни и экономики будут происходить значительные позитивные сдвиги, оказывают психологическое давление на потенциальных инвесторов и сдерживают инвестиционную активность в стране.
Торговый комитет ПФТС на текущей неделе принял решение ужесточить требования к максимально допустимым спрэдам, а также размерам минимальных лотов выставляемых на рынке котировок. С 17 июня размер горизонтального спрэда для ценных бумаг I уровня листинга будет снижен с 15% до 5%, II - с 50% до 15%, а внелистинговых - c 300% до 100%.
В аналогичных пропорциях по уровням листинга будут сужены и допустимые размеры вертикального спрэда, в рамках которого возможен акцепт, а также максимальный вертикальный спрэд, который отображает котировки.
Размер минимального торгового лота для I уровня листинга установлен в 50 тыс. грн., II - 25 тыс. грн., а внелистинговых - 10 тыс. грн.
Новые условия котирования ценных бумаг в ПФТС принимались с целью улучшить ликвидность фондовых инструментов и ограничить возможности манипуляций с котировками.
Тем не менее, пока государственные институты не вернут доверие стратегических и институциональных инвесторов, а валютно-денежная и инвестиционная политика нашего государства не станет более последовательной и прогнозируемой, вряд ли можно рассчитывать на то, что новые торговые условия смогут повысить инвестиционную активность на биржевом рынке Украины.
К середине месяца торговля на рынке акций немного оживилась.
Если в первую неделю июня ежедневные торги акциями составляли в среднем 37 млн. грн., то на текущей неделе они повысились до среднедневных оборотов в 45 млн. грн.
При этом практически всю неделю торговля ценными бумагами как второго эшелона так и "голубых фишек" шла в сопоставимых объемах, а доля торгов акциями индексной корзины ПФТС снизилась к концу недели до 50%, при их торговом обороте на предыдущей неделе в 57,8%.
В целом за 4 дня недели индексная корзина ПФТС потеряла 53,6 пункта (-6,04%), понизившись с 888,06 индексных пункта на 6 июня, до значения в 834,46 индексных пункта, по состоянию на 12 июня. На предыдущей неделе падение индекса ПФТС составило 2,65% или 24,18 индексных пункта.
С начала недели в ПФТС прошли торги ценными бумагами на 811,77 млн. грн., из которых 180,13 млн. грн. (22,19%) составила торговля акциями. Неделю назад объем торгов в ПФТС был в 1,4 раза меньше, достигнув 584,88 млн. грн., из которых 186,35 млн. грн. или 31,86% от общей торговой массы биржи наторговали на рынке акций.
За неделю общий спрос на покупку акций в ПФТС уменьшился почти на 10 млн. грн., составив 95,19 млн. грн. (-9,11%), а предложение на продажу акций выросло до 160,62 млн. грн. (+0,96%).
Лидером торгов на рынке акций стали ценные бумаги ОАО "Ясинуватский машиностроительный завод" (объем торгов - 11,3 млн. грн.) За неделю с акциями эмитента в торговой системе состоялись 4 сделки, а котировки в ПФТС имеют вид: на покупку акций - 8,0 грн. (-9,6%), на продажу - 10,0 грн. (-8,68%) за акцию. Последняя сделка прошла по цене 9,998 грн. (-8,7%) за одну акцию завода. Спрэд между котировками акций составил 25,0%.
Второе место заняли ценные бумаги ОАО "Укрсоцбанк" (объем торгов - 11,08 млн. грн.). С 9 по 12 июня с акциями финансового учреждения в ПФТС было проведено 70 сделок, а котировки в ПФТС имеют вид: на покупку акций - 0,886 грн. (-10,14%), на продажу - 0,899 грн. (-10,55%) за акцию. Последняя сделка прошла по цене 0,9 грн. (-9,18%) за одну акцию. Спрэд между котировками составил 1,47%.
Третье место заняли ценные бумаги ОАО "Алчевский коксохимический завод" (объем торгов - 11,07 млн. грн.). В течение недели с акциями эмитента было заключено 20 сделок, а котировки в ПФТС имеют вид: на покупку акций - 0,955 грн. (-1,04%), на продажу - 1,019 грн. (+1,9%) за акцию. Последняя сделка прошла по цене 1,002 грн. (+0,22%) за одну акцию. Спрэд между котировками акций завода составляет 6,7%.
На рынке корпоративных облигаций совокупный спрос на покупку корпоративных бондов за неделю повысился до 41,67 млн. грн. (+8,49%), а общее предложение на продажу составило 181,02 млн. грн. (+8,71%).
В лидеры торгов недели на рынке корпоративных долговых бумаг вышли облигации компаний "Правекс-Банк" (серия С) (объем торгов - 75,04 млн. грн.), "Правекс-Банк" (серия В) (объем торгов - 61,85 млн. грн.) и "Кернел-Трейд" (серия С) (объем торгов - 44,27 млн. грн.).
На рынке госбумаг торгов не было.
В ПФТС на 12 июня предложение на продажу госбумаг составило 7,49 млн. грн. (+40,0%), а спрос на покупку понизился до 12,21 млн. грн. (-18,65%).
На рынке муниципальных облигаций к концу недели общий спрос на покупку муниципальных бондов достиг 2,03 млн. грн. (+5,18%), а предложение на их продажу за неделю не изменилось и составило 5,92 млн. грн.
На рынке муниципалитетов торговались только облигации Одесского городского совета (серия В) (объем торгов - 8,82 млн. грн.).
По видам торгуемых в ПФТС ценным бумагам первое место вновь занял рынок корпоративных облигаций.
В период с 9 по 12 июня торги бондами корпораций прошли на сумму в 597,13 млн. грн., а их доля в общей структуре торгов ПФТС составила 73,56%. На предыдущей неделе корпоративных облигаций в ПФТС наторговали на 371,56 млн. грн., а их доля в общих оборотах биржи была 63,53%.
Вторую позицию сохранил за собой рынок акций. С начала недели сделок с акциями эмитентов было заключено на 180,13 млн. грн., а их доля в общей структуре торгов ПФТС составила 22,19%. Неделю назад торговля акциями достигла 186,35 млн. грн. или 31,86% от совокупного торгового оборота ПФТС.
Третье место досталось рынку муниципальных бондов. За неделю торги с облигациями городских советов прошли на 8,82 млн. грн. или 1,09% от оборота биржи. Неделю назад торги на рынке ценных бумаг муниципалитетов составили 15,83 млн. грн., при доле рынка в 2,71%.
На рынке государственных облигаций торгов не было. Неделю назад торговый оборот на рынке госбумаг достиг 11,11 млн. грн., а его доля в ПФТС составляла 1,9%.
С начала года индекс ПФТС уменьшился на 339,56 пункта или 28,92%, понизившись с отметки в 1174,02 индексных пункта на 28 декабря 2007 года, до значения в 834,46 индексных пункта, по состоянию на 12 июня 2008 года.
Таблица 1. Структура торгов ценными бумагами в ПФТС (09.06.08-12.06.08)*
* сумма торгов приведена без учета аннулированных сделок
Таблица 2. Изменение котировок по "голубым фишкам" за период (06.06.08 - 12.06.08)
На корректирующемся рынке наиболее успешными ликвидными ценными бумагами можно считать акции эмитентов, которые сумели сохранить свою рыночную капитализацию, либо меньше всего снизили стоимость по цене покупки.
По данному критерию в лидеры текущей неделе можно поставить акции ОАО "Авдеевский коксохимический завод", ОАО "Полтавский ГОК" и ОАО "Киевэнерго".
За неделю цена на покупку акций ОАО "Авдеевский коксохимический завод" практически не изменилась, а лучшие котировки имели вид: на покупку - 21,185 грн. (+0,07%) за акцию, на продажу - 21,32 грн. (-0,23%) за акцию, последняя сделка прошла по цене 21,32 грн. (+0,57%) за одну акцию. Спрэд между котировками акций эмитента к окончанию недели составил 0,64%. С начала недели с ценными бумагами завода состоялось 29 сделок на сумму в 4,25 млн. грн.
На втором месте находятся ценные бумаги ОАО "Полтавский ГОК". Лучшие биржевые котировки акций эмитента в ПФТС на 12 июня составили: на покупку акций - 83,2 грн. (-1,36%), на продажу - 84,0 грн. (-1,98%) за акцию, последняя сделка прошла по цене 83,5 грн. (-1,3%) за одну акцию. Спрэд между котировками акций достиг 0,96%. В течение недели с акциями горно-обогатительного комбината прошло 11 сделок на 1,28 млн. грн.
Замыкают ТОП-3 недели среди "голубых фишек" ПФТС, ценные бумаги ОАО "Киевэнерго". Лучшие биржевые котировки акций эмитента в ПФТС на 12 июня составили: на покупку акций - 32,25 грн. (-2,27%), на продажу - 33,7 грн. (-2,29%) за акцию, последняя сделка прошла по цене 34,0 грн. (-1,42%) за одну акцию. Спрэд между котировками акций достиг 4,5%. В течение недели с акциями энергкомпании прошли 2 сделки на 5,13 млн. грн.
Аутсайдером недели стали ценные бумаги ОАО "Укрсоцбанк".
Лучшие котировки акций финансового учреждения к концу недели имели вид: на покупку - 0,886 грн. (-10,14%) за акцию, на продажу - 0,899 грн. (-10,55%) за акцию, последняя сделка прошла по цене 0,9 грн. (-9,18%) за одну акцию. Спрэд между котировками акций банка к окончанию недели составил 1,47%. За неделю с ценными бумагами эмитента было заключено 70 сделок на 11,08 млн. грн.
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас