Акциз на газ и электроэнергию: приготовиться всем? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Акциз на газ и электроэнергию: приготовиться всем?

Энергетика
761
"Введение акциза вместо предельной надбавки на тариф является не совсем целесообразным", - НАК
Налоговая политика в газовой сфере и на рынке электроэнергии очень скоро может перевести эти энергоресурсы в область роскоши как для населения, так и для промышленных предприятий. Минфин придумал еще один способ наполнения бюджета посредством увеличения стоимости газа и электроэнергии. Механизм прост: ввести акцизный сбор на газ и электроэнергию, после чего по цепочке увеличение стоимости пройдет путь и остановится на расходах промпредприятий и населения.
Так, замминистра финансов Денис Фудашкин считает, что введение акцизного сбора создаст более конкурентные условия на этих рынках. Но подчеркнул, что этот вопрос не может быть решен без реформирования работы этих рынков.
Акциз - не метод
Большинство экспертов единогласно оценивают данную возможность как резко негативную. По мнению директора энергетических программ центра Разумкова Владимира Сапрыкина, "данное нововведение находится в области фантастики, причем псевдонаучной. Даже если такой законопроект и будет подготовлен, он не имеет шансов прохождения через ВР. Этот гиблая идея, ничем не подтвержденная. Она не имеет права на жизнь", - сказал Сапрыкин. Коллегу поддерживает и Константин Бородин, директор Центра энергетических исследований: "Результаты, безусловно, будут негативными и приведут к снижению конкурентоспособности украинских предприятий. В первую очередь пострадают промышленные предприятия, за ними нагрузку на кошелек почувствуют и простые потребители", - сказал эксперт.
Идея с введением акциза на энергоносители не нашла поддержки ни в экспертном сообществе, ни у "Нафтогаза"
Против данной идеи высказался и представитель НАК "Нафтогаз Украины". Пресс-секретарь НАКа Валентин Землянский сообщил о том, что эта инициатива Минфина не очень приветствуется в НАКе. "По нашему мнению, введение акциза вместо предельной надбавки на тариф является не совсем целесообразным, потому что страдает не только конечный потребитель, но и сам НАК. Ведь мы являемся таким же потребителем газа (облгазы, "Укртрансгаз"). В этом случае нам придется поднимать тариф на транспортировку газа", - сказал Землянский.
Минус логика
Специалисты утверждают, что данный вид налогообложения вообще не относится к такой категории продукции, как природный газ и электроэнергия. Акцизный сбор внедряется либо на товары, продажу которых государство планирует сократить (сигареты, алкоголь и т.п.), либо на товары, являющиеся предметами роскоши или товарами не первой необходимости (автомобили и т.д.). То есть данная расходная статья предприятий/дистрибьюторов направлена на изъятие сверхприбыли при продаже либо на ограничение потребления определенной группы вредных товаров. Как известно, газ и электроэнергия не принадлежат к предметам роскоши, покольку используется в быту львиной долей населения Украины. Все опрошенные специалисты затруднились ответить, в какой стране правительство вводило акцизный сбор на такие энергоресурсы, как газ и электроэнергия…
Закономерен вопрос: если пострадают все, зачем вводить новый дополнительный сбор? Специалисты считают, что данный шаг формально нужен только для наполнения бюджета, однако при этом сразу прибавляют, что источники его наполнения являются те, ради кого он и наполняется. "От введения акциза выиграет только бюджет, и это произойдет за счет субъектов отрасли, а в конечном итоге переложится на потребителей ресурса. Безусловно, это приведет к повышению цены для потребителя", - сказал Алексей Чернявский, главный редактор журнала "Энергобизнес".
Средства, не оправдывающие цель
Добиваясь своей цели, чиновники стремятся к краткосрочному эффекту. Их не заботит ни отрасль, ни люди, за счет которых слуги народа проводят финансовые PR-акции, утверждают эксперты. Одним из инструментов "поднятия" бюджета стало 6-кратное повышение целевой надбавки на реализацию природного газа. Так, с 1 января целевая надбавка была повышена с 2 до 4%, затем до 8%, а с 1-го июня ее повышение для всех категорий потребителей (кроме химпредприятий) предполагается до 12%.
Кроме этого, по инициативе Министра топлива и энергетики Юрия Продана была введена специальная плата за реализацию газа "Нафтогазом Украины" в сумме 87 грн. за куб газа без НДС (с НДС около 100 грн.). "Таким образом, после введения дополнительной платы прибыль от реализации газа промпредприятиям увеличилась с $15 до $35, - рассказал Бородин. - В конечной цене газа ($300) $200 составляет стоимость газа, $35 - прибыль "Нафтогаза" и $65 - налоги и сборы. На мой взгляд, правительство должно было, наоборот, сдерживать рост налогов на газ, чтобы промпредприятия, несущие тяжелую ношу, имели средства для модернизации и снижения своей энергоемкости. Мы видим обратный процесс".
Кроме того, считают эксперты, установление на внутреннем рынке цены на газ в $300 провоцирует внешних поставщиков к увеличению входной цены на газ. Они видят, что украинские предприятия сегодня молча платят $300 за газ, и им сложно понять логику украинского правительства, отстаивающего понижение стоимости из-за непосильной нагрузки на плечи тех же промпредприятий. "Каждую осень на переговорах мы говорим о том, что наш потребитель не выдержит очередного повышения цен, однако после этого повышения этого же потребителя на внутреннем рынке "лупят" неподъемными налогами", - негодует Бородин.
В "Нафтогазе" также предупреждают, что получается замкнутый круг: переполнить бюджет за счет предприятий, которые для населения и промышленности поднимают цену на свои услуги, провоцируя новые инфляционные волны.
Директор энергетических программ центра "Номос" Михаил Гончар так охарактеризовал действия правительства: "В наших министерствах сидят известные "чудотворцы", которые ради наполнения бюджета готовы проигнорировать законы экономики. В свое время был придуман не соответствующий никаким международным стандартам непрямой налог в виде рентной платы (по сути) на транспортировку газа и нефти. К слову, по этому поводу в наш адрес звучали неоднократные упреки в нерыночных подходах к регулированию экономики со стороны Запада".
В ожидании реформ
При этом эксперты в один голос утверждают: как газовый рынок, так и рынок электроэнергии нуждается в глубоком и последовательном реформировании. По словам Сапрыкина, "что касается газового рынка, то здесь не о чем вообще говорить - рынка нет, есть отраслевая сфера. Необходимо подготовить законопроект о газовом рынке в соответствии с директивами ЕС. Но после этого уже не нужно придумывать никаких новых налогов, в том числе и акцизов".
Реформировать рынок необходимо принятием целого ряда решений не только на уровне Кабмина, с внесением изменений и дополнений в действующее законодательство со стороны ВР
В "Нафтогазе", недавно занявшем положение фаворита отрасли, также подтверждают необходимость реформирования рынка. "На внутреннем рынке есть что делать: это и установка газовых счетчиков, изменение нормативной базы учета газа, реконструкция существующих газопроводов среднего и низкого давления и много еще чего, о чем неоднократно говорится уже не первый год", - сказал Землянский.
По словам Гончара, для того чтобы реформировать рынок, необходимо принятие целого ряда решений как на уровне Кабмина, так и внесение изменений и дополнений в действующее законодательство со стороны ВР. Эксперт отмечает, что, скорее всего, задача у правительства довольно практическая: "придумать налог и ввести его без всякого реформирования".
***
Нам не привыкать к неразборчивости методов высоких чиновников. Однако мультиэффект от игры с тарифами на энергоносителями отзовется во всех отраслях экономики, что сводит на нет и переводит в минус зарплатные и пенсионные подачки правительства.
По материалам:
газета Сейчас
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас