От енота до зебры — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

От енота до зебры

778
Описывая экономическую ситуацию в ЕС-15, мы в качестве примера приводили зебру - пытались определить, на какой полосе находится экономика "старой" Европы. После анализа ситуации в ЕС-12 стало ясно, что в этот раз для наглядного пособия будет достаточно и енота. В нем тоже есть полосы, но их меньше, и выбор идет не между черным и белым - "очень плохо" и "очень хорошо", а между черным и серым - "очень плохо" и "так себе".
Дело в том, что, став частью ЕС, страны ЦВЕ не только интегрировались в мощную структуру с более развитыми странами, но и стали намного уязвимее. И когда государства, экономически более "продвинутые", вроде Великобритании, попали под огонь финансового кризиса, Чехия, Румыния и остальные формирующиеся экономики (emerging economies) в составе ЕС поневоле оказались втянутыми в эти неприятности. И если в случае экономик ЕС-15 падать пришлось с не особых высот (ведь их ежегодный прирост ВВП и так редко взлетал выше 3%), то для стран ЦВЕ снижение темпов экономического роста оказалось очень болезненным. Впрочем, один факт нельзя не признать. Даже несмотря на резкое замедление экономического роста, страны ЕС-12 все равно остаются "передовиками" Европы, продолжая расти быстрее, чем страны ЕС-15 в докризисные времена.
Тучи собираются
С точки зрения потерь сильнее всего пострадали прибалтийские государства. Их слабым местом оказалась зависимость от зарубежного капитала, в особенности от инвестиций в местную недвижимость.
"В последние несколько лет балтийские страны демонстрировали очень быстрый рост, который усиливался благодаря интенсивному увеличению кредитования частного сектора и стремительно взлетевшим ценам на активы, в частности на недвижимость, - объясняет Чарльз Мовит, научный директор Global Insight (USA), Inc. по формирующимся экономикам Европы. - Но пузырь цен на недвижимость лопнул, и рост в этих странах замедляется".
Например, в Латвии экономический рост пошел на убыль после того, как правительство реализовало антиинфляционный план, который положил конец перегреву на рынке недвижимости. Хотя цены на стандартную квартиру в Риге начали снижаться в середине прошлого года, весной этого года они все еще оставались выше уровня цен двухгодичной давности. Между тем спад цен на жилье повлек за собой сокращение инвестиций. В результате в 2008 году темпы роста ВВП в Латвии, по прогнозам Eurostat, скатятся с прошлогодних 10,3% до 3,8%. В Эстонии, где темпы роста кредитования сократились вдвое, а операции с недвижимостью - на треть, также происходит замедление экономического роста. По все тем же прогнозам Eurostat, прирост ВВП Эстонии снизится с 7,1% до 2,7% в текущем году.
Снижение притока инвестиций в страны ЦВЕ объясняется еще и тем, что почти все из них уже прошли период активной приватизации госпредприятий. Так, по оценкам Еврокомиссии, окончившаяся приватизация в Румынии сократила долю прямых иностранных инвестиций в чистых внешних заимствованиях с 89% в 2006 году до 44% в прошлом году. Правда, новая (и, надо сказать, немалая) волна приватизации ожидается в Польше. Поляки планируют приватизировать 740 госкомпаний за четыре года, сократив долю госсектора в ВВП вдвое - с 20 до 10%. Стоимость этих компаний оценивается на уровне около $13, млрд., что даст новый всплеск в притоке иностранных инвестиций.
В большинстве стран ЦВЕ спрос на внутреннем рынке выступает главным двигателем экономического роста. Но в некоторых государствах его роль постепенно ослабевает. Болгария, Эстония, Латвия, Венгрия - эти страны переживают сегодня падение частного потребления, что выливается в более низкий уровень внутреннего спроса. Правда, в остальных странах уверенность потребителей все-таки поддерживается на плаву. В Польше - благодаря индексации пенсий и выплат по инвалидности, а также снижению налога на доходы физлиц. В Эстонии - в связи с увеличением пенсий и выплат семьям. В Литве - благодаря повышению минимальной заработной платы, зарплат бюджетникам и трехпроцентному снижению налога на доходы физлиц.
В целом спад потребления влечет за собой снижение импорта, что вроде бы должно благоприятно действовать на показатель экономического роста. Однако, кроме замедления роста притока капитала и внутреннего потребления, есть еще одна проблема - замедление роста экспорта. От нее страдает и Польша, и Болгария, и Эстония.
Главные угрозы
Главная же угроза, с которой сегодня столкнулись ЕС-12, - это инфляция. Наиболее очевидными причинами инфляции в регионе выступают ценовые тенденции на мировых рынках топлива, продуктов питания и сырья для продуктов питания. Однако базовая инфляция в регионе также подскочила.
"Внутренний спрос стал очень высок в большинстве экономик по мере того, как работники сокращали разрыв в оплате труда по сравнению со своими соседями из ЕС-15, - считает Чарльз Мовит. - Вдобавок нехватка рабочей силы, возникшая в некоторых странах и в отношении некоторых специальностей, помогла взвинтить "зарплатный" спрос".
Так, в Польше ощущается большой дефицит кадров по многим профессиям. Отчасти это вызвано оттоком рабочей силы в страны Старой Европы, в частности в Великобританию и в Ирландию, отчасти - низким уровнем активности населения (около 54%, что на 10% ниже среднего показателя по ЕС), особенно в возрасте старше 55 лет. Даже несмотря на то, что в 2007 году более 700 тыс. ранее безработных поляков обрели рабочие места, Польша до сих пор демонстрирует второй по величине в ЕС-27 уровень безработицы. Все это стимулирует рост заработной платы, который стремительно обгоняет рост производительности труда и увеличение выпуска продукции. А значит, количество денег, которые поляки готовы израсходовать на потребление, растет быстрее, чем количество того, что на них можно купить. Следовательно, цены стремятся вверх. По итогам 2007 года цены в Польше подскочили на 2,6%, прибавив скорость в последние месяцы года и не сбавляя ее и в 2008 году. По мартовским данным, инфляция потребительских цен уже достигла 4,1% в годовом измерении.
Инфляционным катализатором в отдельных странах, вдобавок, стал усилившийся налоговый пресс. Так произошло в Чехии, где в этом году были подняты акцизный сбор, минимальная ставка НДС и введен экологический налог. Поскольку эти платежи производятся за счет цены, то и цены поднялись соответственно. В 2008 году Еврокомиссия и МВФ прогнозируют чехам инфляцию около 6%.
Растущая доступность кредитов также подлила масла в огонь внутреннего спроса. "В некоторых странах увеличение доступности внутренних кредитов для частного сектора происходило весьма опасными темпами, - рассказывает Чарльз Мовит, - и это подтолкнуло вверх импорт и сильно расширило торговый и платежный дефициты". Правда, это скорее случай не Польши, а Венгрии. В течение нескольких прошедших лет Венгрия переживала настоящий экономический бум: вступление в ЕС, всплеск инвестиций, темпы роста ВВП идут вверх... Неудивительно, что венгры устремились в банки, чтобы взять кредиты на жилье, почувствовав наконец-то уверенность в завтрашнем дне. На этом они теперь и спотыкаются по примеру Америки. Текущий год грозит венграм самым низким показателем экономического роста в Евросоюзе, не считая ЕС-15. А если учесть, что в Венгрии - одна из тяжелейших налоговых нагрузок на физлиц в регионе, то становится ясно: финансовые проблемы для венгров не за горами.
Впрочем, более жесткие кредитные условия на глобальных финансовых рынках могли бы замедлить кредитную экспансию в странах Европы с формирующейся рыночной экономикой. Но западноевропейские материнские банки все больше склоняются к тому, чтобы пополнить ликвидность их дочерних компаний в регионе. "Из-за этого затянувшийся кредитный кризис может ускорить "жесткое приземление" этих экономик с огромными дисбалансами", - полагает Чарльз Мовит.
Не все потеряно
Дисбалансы, о которых идет речь, - вполне реальная угроза экономикам ЕС-12. Как отмечает американский экономист, "некоторые правительства оказались не способны прийти к консенсусу, чтобы нажать на фискальные тормоза настолько, насколько необходимо, чтобы препятствовать расширению двойного дефицита - бюджетного и внешнего". Среди таких "неудачников" могут оказать Венгрия и Польша.
Впрочем, не все так мрачно, как кажется на первый взгляд. Национальные банки стран пытаются вести взвешенную политику, о чем свидетельствует довольно удачное избавление от перегрева рынка в Латвии. А в Польше в попытке укротить рост цен учетная ставка повышалась семь раз. По части фискальной реформы впереди идет Словакия. Венгрия также предприняла попытки в этом направлении, несмотря на значительную внутреннюю политическую оппозицию. Правда, особое внимание к доходной части бюджетной реформы косвенно привело к сильному снижению экономического роста. Ведь намного важнее сейчас провести структурную реформу расходной части, а не зацикливаться на доходах. В Чехии же фискальная реформа так и застыла на начальной стадии из-за хрупкой политической обстановки. Более обнадеживающе выглядит ситуация в Польше, где после смены правительства появилась надежда на то, что реформа бюджетной системы таки сможет продвинуться.
Таким образом, центральноевропейский енот имеет все шансы на выживание в жестких условиях Евросоюза и так просто не даст переквалифицировать себя в "старую" европейскую зебру.
Елена Снежко
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас