Ярмарка тщеславия — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Ярмарка тщеславия

490
Рост интереса к PR-услугам в Украине подтолкнул развитие сравнительно новых сегментов этого рынка. К примеру, сейчас входит в моду привлечение агентств в роли внешней пресс-службы компании. Многие предприятия пошли еще дальше, изъявляя готовность щедро финансировать как "чужаков", так и собственных пресс-секретарей.Как следствие, рынок переполнил вал некачественного предложения, что множит армию недовольных клиентов.
Пиарщики идут в секретари
Наличие в арсенале компании внешней пресс-службы становится модным атрибутом отечественного бизнеса. За последние пару месяцев, по меньшей мере, десяток предприятий анонсировали начало сотрудничества с PR-агентствами в данном формате. Некоторые из них проводили тендеры уже повторно. По самым скромным оценкам, в течение последнего года спрос на услуги PR-обсуживания "со стороны" вырос на треть и продолжает увеличиваться.
Руководитель PR-проектов ESGroup Галина Донцова отмечает, что зачастую привлечение сторонних специалистов вызвано объективными причинами. К примеру, в случае с представительствами международных компаний, имеющих ограниченный штат сотрудников, или когда предприятие базируется в регионе и не имеет офиса в Киеве.
"Для представительств абонентское обслуживание, когда PR-агентство выполняет и функции пресс-службы, является оптимальной схемой работы", - согласна региональный менеджер представительства компании "Motorola в Украине" Елена Клименкова.
Менеджер по внешним коммуникациям Home Credit Bank и Home Credit Finance Виктория Михно говорит, что когда идет речь о большой региональной сети, то фирме нужно иметь либо собственный разветвленный PR-департамент с региональными менеджерами, либо сотрудничать с профессиональным PR-агентством, готовым качественно обеспечить работу на местах.
"Сотрудничая с последним, мы обеспечиваем централизованный информационный поток и устраняем необходимость контроля ситуации в регионах", - заявляет она. По мнению директора управления коммуникаций компании "АВК" Геннадия Гармаша, выбор между созданием собственного подразделения по связям с общественностью и привлечением внешнего агентства зависит в первую очередь от экономической целесообразности.
"Если потребность в коммуникациях возникает время от времени, то выгоднее привлекать внешних подрядчиков. Если же предприятие заинтересовано в постоянном диалоге с прессой, то более выгодно держать команду профессиональных специалистов в штате. В этом случае подрядчика привлекают для выполнения технических работ - у специализированного агентства издержки будут значительно ниже, а качество выше. Вторая причина, по которой сотрудничество со сторонними пиарщиками может быть интересно, - уникальная компетенция агентства. Или, например, его монопольное положение в какой-то сфере", - резюмирует эксперт.
Но нередко компания имеет и внутреннюю, и внешнюю пресс-службы. Елена Маркова из BBH говорит, что в этом случае последняя привлекается для координации мероприятий, выполнения технической работы. "Кроме того, внешний подрядчик обладает большим опытом и знаниями в работе со СМИ и может предложить, что называется, взгляд со стороны - свежую идею, нестандартное решение, тогда как внутренняя пресс-служба, хоть и лучше знает особенности бизнеса фирмы, варится в собственном соку", - говорит она.
Представитель агентства "Фабула" Дарья Манжарова считает, что чаще всего предприятия нуждаются в двух видах сторонних ресурсов - "руках" и "мозгах". "Руки", то есть исполнителей, покупают в ситуациях, когда задача понятна, необходимы только подготовленные люди для воплощения идей заказчика в жизнь. Например, проведение пресс-мероприятий, генерация и отработка информационных поводов, текущая работа со СМИ, написание релизов и др.
О покупке "мозгов" - специфических знаний и опыта - клиенты задумываются, когда необходимо решить задачу из разряда форс-мажорных. Например, в случае кризисов, реструктуризации бизнеса (слияний, поглощений и пр.) Причем компании все чаще приходят к выводу, что постоянно содержать необходимый для всех возможных работ PR-персонал неэффективно - удобнее его на время "докупить", - поясняет Дарья Манжарова. С ней согласна и генеральный директор Nords PR Ukraine Ярына Ключковская, отмечая, что чаще всего агентство используют только там, где не хватает собственного ресурса: для организации мероприятий для СМИ, при телефонном опросе большого количества журналистов, написании текстов больших объемов и т. д.
Подмоченная репутация
По оценкам Ярыны Ключковской, содержание собственного PR-отдела из 3-5 человек обойдется компании как минимум в $10 тыс. в месяц. "Сегодня средняя зарплата руководителя PR-отдела крупной компании колеблется от $2,5 до $6 тыс. в месяц, специалист начального уровня запрашивает от $500, более опытный - $800-2000 в месяц. Не стоит забывать о налогах, соцвыплатах, компенсационных пакетах (страховка, обучение, премии и т. д.), что автоматически увеличивает затраты на персонал как минимум в два раза", - говорит она.
Агентства предлагают различные модели абонентского обслуживания, стоимость которых колеблется в диапазоне $2-10 тыс. в месяц без учета стоимости крупных проектов. То есть, на первый взгляд, внешняя пресс-служба гораздо выгоднее внутренней, что и позволяет пиарщикам привлекать все новых и новых клиентов. На сегодняшний день среднестатистическое агентство является по совместительству и пресс-службой как минимум для двух-трех своих заказчиков. Учитывая, что полноценно функцию общения с прессой могут отработать не более двух десятков PR-агентств, можно утверждать, что годовая емкость этого сегмента составляет около $10 млн.
На первый взгляд, сумма небольшая, но если учесть перспективность развития направления и готовность потенциальных клиентов платить все больше при сравнительно невысоких издержках агентства, заинтересованность растущего количества пиарщиков в "секретарской" работе вполне понятна.
Организовать работу внешней пресс-службы берутся все кому не лень - нередко агентство, в штате которого работает не более 10 человек, пытается одновременно общаться с прессой от имени трех-четырех компаний, причем обещает клиенту воплощение в жизнь буквально любого его каприза. Пиарщики признают, что обилие на рынке некачественных предложений уже привело к тому, что некоторые компании начинают задумываться, стоит ли платить внешним консультантам.
Геннадий Гармаш говорит, что нередко агентства заинтересованы в увеличении объема работ без оглядки на эффективность всей кампании, то есть ориентируются на процесс, а не на результат. Кроме того, не зная специфики бизнеса заказчика, его внутренней кухни, они не могут адекватно оценить необходимость того или иного действия.
"Недостатком сторонних подрядчиков является также их стремление "креативить" по поводу и без такового. Их интересует сегодняшний резонанс фирмы, даже если он достигается в ущерб долгосрочным отношениям между заказчиком и целевой аудиторией", - резюмирует г-н Гармаш, добавляя, что по сути агентства продают обещания и после подписания контракта и получения денег склонны расслабляться, игнорируя потребности заказчика.
Имеют свой список претензий к потенциальным клиентам и пиарщики. Ярына Ключковская говорит, что зачастую персонал агентства не владеет необходимой информацией о бизнесе клиента - последний просто не посвящает подрядчика в "конфиденциальные данные".
"Поэтому так часто можно услышать жалобы журналистов на "девочек из агентства", которые названивают с приглашениями на пресс-мероприятия и шлют ненужные релизы. Естественно, при такой модели работы речь о налаживании эффективного сотрудничества с журналистом вообще не идет. Чтобы внешний пресс-офис функционировал эффективно, он должен обладать практически теми же полномочиями и информацией, что и собственный PR-отдел компании", - подытоживает эксперт.
Людмила Ксенз
По материалам:
Деловая Столица
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас