Узлы противоречий — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Узлы противоречий

Казна и Политика
1600
Украинские автопроизводители открывают полноценное производство автомобилей. После снижения ввозной пошлины на импортные автомобили в связи со вступлением страны в ВТО заниматься крупноузловой сборкой станет невыгодно.
Чтобы не потерять рынок, компании переходят на мелкоузловую сборку. Впрочем, автокомпании могут и не успеть переоборудовать производство - законопроект, которым предлагается перенести снижение пошлин на следующий год, на прошлой неделе был принят только в первом чтении. А на долю крупноузловой сборки приходится 67% всего производства автомобилей в стране.
Ввоз ограничен
До вступления Украины во всемирный торговый клуб ввоз в страну готовых автомобилей (SBU) облагался пошлиной в размере 25% от их таможенной стоимости. Согласно тарифным приложениям к протоколу о вступлении Украины в ВТО, с 16 мая эта пошлина должна была быть снижена до 10%. При этом неизменной, в размере 3-5%, останется пошлина на автомобильные комплектующие (готовый кузов, двигатель и отдельно взятая ходовая), используемые в крупноузловой сборке (SKD) автомобиля. Комплектующие для мелкоузловой сборки (CKD) автомобиля, которая предполагает полномасштабное производство, включая сварку и покраску, облагаться пошлиной не будут.
Введение новых таможенных пошлин уже с 16 мая не поддержали парламентарии. В пятницу Верховная рада приняла в первом чтении законопроект №2351-1 "О внесении изменений в закон "О таможенном тарифе" народного депутата Сергея Терехина (БЮТ). Документ предполагает установление "адаптационного периода" в том числе для автомобилестроителей и, как следствие, предлагает не снижать таможенные ставки до 1 января 2009 года. Отметим, что в день голосования поддержать законопроект депутатов убеждал народный депутат Тариэл Васадзе (БЮТ), считающийся основным владельцем корпорации "Укравто" - крупнейшего в Украине автодилера и контролирующего собственника крупнейшего украинского автозавода - Запорожского.
По мнению Васадзе, без адаптационного периода автомобилестроительная промышленность может потерять от вступления в ВТО около 2,5 млрд грн только в этом году. Рассмотреть законопроект во втором чтении и в целом планируется в ближайшее время.
В крупном узле
Производители беспокоятся не случайно. На сегодняшний день из четырех автопроизводителей Украины - а это корпорация "Богдан" (контролирует ЛуАЗ и "Черкасский автобус"), "Автоинвестстрой" (АИС; КрАСЗ), "Еврокар" и ЗАЗ - только последний занимается CKD-сборкой, да и то всего нескольких моделей (ВАЗ-2193, ВАЗ-2199, Lanos, "Славута", "Таврия-Пикап" и I-VAN). Остальные участники рынка специализируются на SKD-сборке, при которой автомобили, поставляемые на украинский завод, собраны на 70-80%. "Крупноузловая сборка - это сборка, как правило, семи элементов, что на определенном этапе является оптимизацией ценообразования автомобиля", - говорит директор консалтинговой компании AUTO-Consulting Олег Омельницкий.
Очевидно, именно этим объясняется тот факт, что из 390 тыс. произведенных в 2007 году автомобилей в Украине 67% пришлось на SKD-сборку. Но Омельницкий уверен, что именно членство Украины в ВТО будет способствовать переводу мощностей от SKD- к CKD-сборке. С необходимостью замены производства на мелкоузловую сборку автомобилей соглашаются и участники рынка. "Есть риск резкого, почти наполовину, сокращения SKD-сборки, так как при десятипроцентной пошлине во многих случаях она станет просто бессмысленной", - говорят в "Укравто".
Гонка перевооружения
Процесс перевода мощностей от крупноузловой сборки на полномасштабное производство украинские автопроизводители начали еще несколько лет назад. В этом году корпорация "Богдан" намерена запустить новый автомобильный завод в Черкассах мощностью 120 тыс. единиц в год. Первая очередь предполагает CKD-сборку автомобилей ВАЗ-2110 и ВАЗ-2111, а вторая - перевод трех моделей автомобилей марки Hyundai от SKD к CKD-сборке. "В дальнейшем 'Богдан' готов рассмотреть возможность перевода всех моделей автомобилей Hyundai и Kia, собираемых сейчас в Украине, на CKD-сборку",- говорят в компании.
"Укравто" также намерена полностью отказаться от SKD-сборки автомобилей на подконтрольном ей Ильичевском заводе автомобильных агрегатов (ИЗАА). В 2009-2010 годах компания планирует наладить на ИЗАА CKD-сборку автобусов I-VAN и грузовиков Tata. "Укравто" собирается производить около 5 тыс. автобусов и 12 тыс. грузовиков в год. Кроме того, "Укравто" заявила о планах строительства нового завода в Запорожской области мощностью 300 тыс. автомобилей в год. Для этого компания просит Запорожскую облгосадминистрацию выделить земельный участок площадью 400 га.
Еще один украинский автопроизводитель - компания "Атолл Холдинг", владеющая заводом "Еврокар" в Закарпатской области, - реализует сейчас программу перевода производства от SKD- к CKD-сборке. По словам главы набсовета "Еврокара" и мажоритарного собственника завода Олега Боярина, в конце 2009-го-начале 2010 года планируется запустить первую очередь CKD-сборки отдельных моделей автомобилей марки Skoda мощностью 50 тыс. единиц в год. Вторая очередь позволит увеличить выпуск автомобилей до 100-120 тыс. единиц в год.
Единственной компанией, которая до сих пор не объявила о своих планах в связи со вступлением Украины в ВТО, остается АИС Дмитрия Святаша.
Деньги в перспективу
Увеличение объемов производства автомобилей в Украине - логичный шаг, отмечают эксперты. По данным AUTO-Consulting, в ближайшие год-три темпы роста объема потребления автомобилей будут только расти, и уже к 2010 году потребление достигнет 1 млн единиц в год (в 2007 году - 542 тыс.). "В Украине насыщенность рынка не превышает 150 автомобилей на тысячу человек населения, что в два-три раза ниже показателя развитых стран. Это значит, что как минимум 2-2,5 млн новых автомобилей наш рынок способен поглотить",- говорит начальник департамента промышленных товаров ГП "Держзовнишинформ" Артур Полищук.
В то же время ожидать понижения цен на новые автомобили не стоит, отмечает Полищук. "Повышение цен на автомобили наблюдается во всем мире - это показатель так называемой автомобильной инфляции. Каждый новый автомобиль становится более технологичным, имеет более широкую комплектацию, кроме того, не стоит забывать о постоянном росте цен на энергоносители и сырье",- соглашается Олег Омельницкий из AUTO-Consulting.
Эксперты отмечают, что украинский рынок интересен для мировых автогигантов, поскольку по итогам 2007 года являлся седьмым в Европе по объемам продаж. "С другой стороны, Украины "проспала" всех иностранных инвесторов из-за своей неопределенной политики в отношении автопроизводителей",- говорит Омельницкий. По его мнению, из мировых лидеров никто не будет размещать здесь производство, поскольку оно уже есть в сопредельных странах либо странах Восточной Европы. "Теперь остается ждать китайцев или индийцев. Рано или поздно они выйдут на рынки развитых стран и захотят строить сборочные и производственные предприятия поближе к потребителю, что даст нам новый шанс, если, конечно, мы снова не проиграем конкурентную борьбу за новые заводы странам-соседям", - говорит Артур Полищук.
Таисия Шепетко, аналитик Dragon Capital
Вступление Украины в ВТО сопровождается снижением ставок импортных пошлин на новые легковые автомобили с существующих 25% до 10%. Ожидается, что оно приведет к обострению конкурентной борьбы между отечественными автопроизводителями и импортерами. Конкуренция будет особенно заметна в сегменте недорогих марок, которые в настоящее время собирают методом крупноузловой сборки на украинских заводах.
Большинство украинских автомобильных холдингов, будучи производителями, одновременно являются и официальными дилерами собираемых ими иностранных марок. С учетом того, что импортные пошлины на машинокомплекты и комплектующие по-прежнему остаются на уровне 5%, введение низких ввозных пошлин на готовые автомобили существенно снижает привлекательность для отечественного автопроизводителя крупноузловой сборки, для которой характерна сравнительно невысокая добавленная стоимость в общей структуре стоимости автомобиля.
В итоге импортировать новые машины становится более выгодно, нежели продолжать их сборку крупноузловым методом. В то же время мелкоузловая сборка остается привлекательной для отечественного автопрома, хотя ее развитие требует значительных инвестиций. С локализацией производства до 50% и выше организация мелкоузловой сборки существенно увеличивает долю добавленной стоимости отечественных производителей, позволяя сокращать производственные затраты за счет использования сравнительно дешевой рабочей силы и отечественных комплектующих. Это дает производителям возможность использовать более гибкую ценовую политику. Именно в связи с перспективой вступления Украины в ВТО отечественные автопроизводители всерьез задумались о строительстве производственных мощностей для мелкоузловой сборки.
Так, автозавод "Богдан" еще в 2005 году инициировал строительство завода мелкоузловой сборки автомобилей в Черкассах мощностью 120 тыс. машин в год, который планируется запустить уже в июне этого года. Вслед за "Богданом" о реализации крупномасштабных проектов по организации полного цикла производства заявили и остальные отечественные производители, включая ЗАЗ, "Еврокар" и АИС.
По материалам:
Коммерсант-Україна
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас