Не конкурент — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Не конкурент

Энергетика
501
Отечественные НПЗ нуждаются в скорейшей модернизации. В ином случае Украине грозит бензиновый кризис.
Нефтеперерабатывающая отрасль - стратегически важная для Украины. Раньше наша страна была одним из мощнейших нефтеперерабатывающих государств. Шесть заводов суммарной мощностью 51 млн. тонн при такой территории и при таком населении - это колоссальный потенциал. Однако сегодня от былой мощи не осталось и следа. Какие же перспективы у отече-ственной нефтеперерабатывающей отрасли? И смогут ли НПЗ стать эффективными после модернизации?
Падение переработки
За последние пять лет переработка нефти в Украине снизилась ровно вдвое. По результатам статистических данных, в первом квартале 2008 года она упала на 42-43% по сравнению с первым кварталом прошлого года.
Ответ на вопрос, почему снизилась переработка, достаточно прост: сократилось количество работающих НПЗ. Падение нефтепереработки произошло в 2005 году: в июне остановился Херсонский, в июле - Одесский заводы, а осенью - "Нефтехимик Прикарпатья" и НПК "Галичина". Причины остановки все предприятия называют разные, но на самом деле причина одна - экономическая несостоятельность, неконкурентоспособность, изменение налогового поля.
Почему в то время как весь мировой нефтеперерабатывающий сектор получает ощутимую прибыль, украинские заводы едва сводят концы с концами? Проблем несколько. Главная из них - отсутствие государственной стратегии по развитию нефтеперерабатывающей отрасли. Предприятия не чувствуют потребности в модернизации. Им кажется, что они могут производить низкокачественную продукцию и дальше и при этом оставаться рентабельными. Однако их предположения ошибочны: чтобы продукция оставалась конкурентоспособной, необходимо следовать тенденциям рынка.
К примеру, в Европе все знают, какие требования к нефтепродуктам будут до 2015 года. Соответственно, все зарубежные производители модернизируют свои мощности под эти стандарты. То есть в большинстве развитых стран сформировалась рыночная система, которая дает понять игрокам рынка нефтепереработки, к каким стандартам следует идти и на какую продукцию будет наибольший спрос. У нас, к сожалению, такой системы нет, поэтому отечественный рынок нефтепереработки еще не скоро выберется из кризиса, если не погрязнет в нем окончательно.
Без конкурентов
На сегодняшний день в строю остались Кременчугский НПЗ и Лисичанский НПЗ. Недавно был запущен Одесский НПЗ. Переработка на заводах Западной Украины с 2004 года ежегодно снижалась на 30% вплоть до полной остановки. 2005 год заставил нефтепереработчиков задуматься: какие меры необходимо предпринять, чтобы предотвратить упадок отрасли?
Серьезной проблемой является то обстоятельство, что наши НПЗ производят сортимент продукции, которая была востребована еще в прошлом веке, тогда как сегодня Украине необходимы абсолютно другой бензин и дизтопливо и в гораздо больших объемах.
В 2004 году в Украине на рынке нефтепродуктов произошел перелом: потребление "символа эпохи" - советского бензина А-76 - стало равно потреблению высокооктановых бензинов. В дальнейшем потребление высокооктановых бензинов возросло в два раза, а потребление бензина А-76 снизилось в четыре раза. Рынок требует высококачественных марок бензина, но эту потребность на данный момент отечественные предприятия удовлетворить не могут. Соответственно, производя продукцию, не пользующуюся спросом, утверждает эксперт компании "ЮПЕКО" Сергей Куюн, НПЗ не получают высоких доходов. Заводы все-таки вынуждены реагировать на изменение конъюнктуры и требования рынка, а та продукция, которую больше всего покупают, и приносит основной доход. К примеру, на сегодняшний день особой популярностью пользуется бензин А-95 - спрос на него в последнее время увеличился в Украине вдвое, а производство - только в полтора раза. Словом, отечественные НПЗ не могут произвести нужные объемы высокооктановых бензинов без существенной модернизации. Производство бензина А-95 - удовольствие дорогостоящее, и покупка его на рынке обходится недешево, поэтому наши предприятия не могут переступить на существующих мощностях определенный производственный порог.
Задача №1 Что же мешает украинской нефтепереработке осуществлять модернизацию и получать прибыль? Сегодня весь мир модернизируется. В России объем инвестиций в нефтеперерабатывающие заводы, а их в России 26, за последние два года увеличился в два раза - с $1 млрд. до $2 млрд. в год. Это составляет примерно по $40 млн. на предприятие. Для сравнения: инвестиции в модернизацию шести украинских заводов составляют около $80-100 млн. в год при условии, если кто-то строит новую установку. То есть наши НПЗ инвестируют в модернизацию в два-три раза меньше, чем российские. И это уже не говоря о том, что настоящий строительный бум происходит в нефтедобывающих странах - на Ближнем Востоке, в Саудовской Аравии, Катаре и Кувейте появляются новые НПЗ. Нефтеперерабатывающие заводы строят Индия, Китай и Иран, Казахстан модернизирует существующие мощности, а также рассматривает возможность строительства заводов в Средиземноморье и в Грузии. Переработка - это та сфера, которая приносит нефтяной отрасли максимальную маржу.
Старший аналитик ИФК "Конкорд Капитал" Владимир Нестеренко считает, что украинские НПЗ после модернизации могут стать прибыльными, однако инвестиции должны быть более чем существенными. "Чтобы обеспечить глубину переработки около 70% нужно инвестировать в отрасль $1-1,2 млрд., а чтобы вывести отечественные предприятия на уровень более продвинутых европейских НПЗ, необходимо вложить более $2 млрд.", - делится мнением эксперт. Смогут, а главное - захотят ли собственники нефтеперерабатывающих заводов вкладывать круглые суммы в модернизацию? Вопрос риторический.
В итоге статистика говорит сама за себя. По результатам текущего года, согласно прогнозам компании "ЮПЕКО", импорт нефтепродуктов может достичь 40%, хотя в прошлом году он составлял 30%. В среднем же Украина двигается к отметке в 50%. Таким образом, если сегодня НПЗ не займутся модернизацией, в скором времени наша страна рискует стать полностью зависимой от импорта далеко не дешевой нефтепродукции. В таком случае стоимость бензина приблизится к европейской - 1,5 евро за литр.
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас