Плачков: Украинские НПЗ идут на сговор и необоснованно повышают цены на бензин — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Плачков: Украинские НПЗ идут на сговор и необоснованно повышают цены на бензин

Энергетика
628
Советник президента, экс-министр топлива и энергетики Иван Плачков считает, что ввод в строй после реконструкции Одесского НПЗ позволит замедлить рост цен на бензин. Также он рассказал в интервью Бизнес-порталу UGMK.INFO, как можно заставить собственников действующих в Украине НПЗ перейти на выпуск продукции по европейским стандартам.
- Вы в апреле ездили на открытие после реконструкции Одесского нефтеперерабатывающего завода, на котором присутствовал и президент Украины Виктор Ющенко. С чем связано столь пристальное внимание украинской власти к Одесскому НПЗ?
- Из пяти существующих украинских НПЗ только два - Кременчугский и Лисичанский заводы - имеют более менее современное оборудование. Но и их продукция, особенно, дизельная еще далека от европейских стандартов. Например, по содержанию серы. Еще до 2005 г. украинские заводы должны были провести модернизацию. Но они этого не сделали. Поэтому правительству приходится постоянно продлевать действие старых стандартов.
Единственный НПЗ, который пошел на большую реконструкцию - Одесский. Еще в 2005 г., когда я был министром топлива и энергетики, мы ставили задачу нефтепеработчикам довести глубину переработки нефти до 80-90% и перейти на производство светлых нефтепродуктов современного качества. Теперь после реконструкции Одесский НПЗ увеличил объем переработки нефтепродуктов на 300 тыс. т и обеспечил европейские стандарты на бензин и солярку. На дизельное топливо - это стандарт "Евро-4". Это очень важно и является примером для других.
- Сколько стоила реконструкция?
- Российский "ЛУКОЙЛ" во главе с Вагитом Аликперовым инвестировал более $100 млн. в модернизацию Одесского НПЗ. Там построена новая установка крекинга и теперь это самый современный НПЗ в Украине.
- Позволит ли пуск завода стабилизировать ситуацию на рынке нефтепродуктов?
- В какой-то степени - да. Но не менее важен переход на выпуск продукции по евростандартам, что существенно в плане евроинтеграции Украины.
- Так, все-таки, насколько пуск завода после реконструкции стабилизирует цены на бензин?
- Я сказал бы, что он замедлит рост цен на них. Увеличение стоимости нефти на мировом рынке, когда сегодня мы имеем рекордную стоимость барреля нефти, это - основная причина роста цен на бензин. Проблема в том, что у нас не так много НПЗ, и когда на мировом рынке происходит скачок цен на нефть, они, используя свое монопольное положение, идут на сговор и необоснованно повышают цены на светлые нефтепродукты и получают сверхприбыль. Чтобы противостоять этому, правительство закупает нефтепродукты в других странах, например, в Прибалтике. Возращение в строй действующих еще одного предприятия усилит конкуренцию на рынке, и будет затруднять необоснованное повышение цен.
- Что заставило Вагита Аликперова сделать то, что пока не решаются сделать собственники других НПЗ - вложить большие деньги в реконструкцию завода?
- "ЛУКОЙЛ" делает ставку на европейские стремления Украины. Они оценивают наше сегодняшнее вступление в ВТО и понимают, что рано или поздно мы вступим и в Евросоюз. И эта компания уже сейчас начинает готовиться к работе у нас по современным европейским требованиям, как подсказывает опыт реконструкции принадлежащих "ЛУКОЙЛУ" заводов в Румынии и Болгарии.
Что касается остальных компаний - то мне трудно сказать, что именно сдерживает их реконструкцию. Я думаю, что в условиях приватизации украинских НПЗ были заложены требования к их тогда еще будущим владельцам реконструировать заводы, но они не были четко выписаны. И поэтому теперь государство не может так жестко требовать от владельцев начать или побыстрее завершить реконструкцию.
- Влияет ли на переоснащение работающих в Украине НПЗ еще и нестабильность украинской власти?
- Да. Представьте себе - вложить $100 млн., это сколько надо времени, чтоб они окупились. И только потом завод начнет работать в прибыль. Тут надо рассчитывать на долгую перспективу. Пока что большинство нефтепереработчиков предпочитают зарабатывать деньги прямо сейчас. В одном случае кому-то мешает дефицит средств, в другом, какие-то организационные вопросы, в третьем - политика владельцев НПЗ в Украине сейчас тактическая, а не стратегическая.
- Может ли правительство стимулировать реконструкцию НПЗ? И что оно должно для этого сделать?
- Может и должно. Это те же стандарты топлива, о которых я говорил: пока что правительство продлевает действие старых стандартов. Политика Кабмина должна стать более жесткой в этом вопросе. И необходимо давать преференции, создавать условия для появления на украинском рынке нефтепродуктов из других стран. Это будет стимулировать наши НПЗ модернизироваться.
- Так ведь правительство Тимошенко декларирует как раз отказ от всевозможных преференций, особенно, в налогах.
- Это могут быть не только налоги, а и предоставленная импортеру нефтепродуктов возможность строить автозаправочных станции, тем более что повлиять на НПЗ можно и через более жесткий контроль качества нефтепродуктов на АЗС. Вообще, я считаю, что деятельность АЗС должна быть лицензирована, как, например, лицензирована деятельность по реализации электро- и тепловой энергии. Это очень важно, потому что с этим каждый день сталкиваются все граждане и предприниматели Украины.
- Для чего вы предлагаете ввести лицензии на реализацию нефтепродуктов?
- Для того чтобы четко выписать в них требования к их качеству. И это позволит проверять реальный состав этих нефтепродуктов, наказывать при отклонении от предусмотренных норм. Это позволит координировать ценовую политику на рынке нефтепродуктов, накопить в стране их стратегический запас. В Европейской энергетической хартии, которую мы ратифицировали, предусмотрено создание стратегического запаса светлых нефтепродуктов - 90-дневного объема их потребления страной. Для нас это очень сложно. Если создавать такой запас за бюджетные средства - это колоссальные деньги, несколько миллиардов долларов.
- А чем здесь могут помочь лицензии?
- В них можно записать, что на каждой заправочной станции, на каждом НПЗ, исходя из имеющихся у них емкостей для хранения, необходимо создать неприкасаемый запас, который можно реализовывать по рыночным ценам, но только по разрешению органа, который выдал лицензию. Таким образом, государство может обеспечить в стране постоянный запас нефтепродуктов на 90 дней.
Разумеется, в первую очередь это касается НПЗ и нефтетрейдеров, у которых существуют колоссальные емкости для хранения нефтепродуктов. Это позволит регулировать цены на бензин при резких изменениях цен на нефть, скачках цен на бензин и каких-то других катаклизмах. Тогда мы сможем избежать ситуации, когда на заправках нет 92-го бензина или дизельного топлива и возникают паника и дефицит. Таким образом, с помощью запаса можно создать элемент инерционности в этом вопросе, который нужен. А то, когда заканчивается бензин на одной заправке, начинается паника на всех. Это как инфляция.
- Считается, что автозаправочный бизнес - это очень закрытый бизнес, а значит - и управляемый. А Вы говорите, что государство не может на него повлиять.
- Что значит "управляемый"? Это - бизнес, это - рыночная экономика. И при всей управляемости невозможно заставить какую-то компанию работать себе в убыток. Они должны работать с прибылью. Если государство заставляет работать себе в убыток - оно получает от бизнеса социальные проблемы: невыплату зарплаты, отсутствие развития и т.д. Регулировать цены сегодня - тоже не выход. Потому что государство не сможет угадать, какая цена сегодня объективная. Надо создать условия, чтобы на этом рынке работало не 3-4 субъекта, а 50. А когда у нас будет 50 - они будут уже конкурировать. И ситуация с ценами будет более стабильной.
- Насколько реальны версии о том, что правительству Тимошенко искусственно организуют, причем уже не первый раз, бензиновый, зерновой, мясной и другие кризисы?
- Не могут участники отечественного рынка искусственно создать кризис. Источником этого, как я уже говорил, может быть ситуация на мировом рынке. Если баррель нефти стоил $25, а потом $50, два года назад $70 считалось рекордной ценой и ее дальнейшее увеличение казалось невозможным. А сегодня баррель стоит $115. Естественно, эта ценовая политика катализирует увеличение цен на бензин. Другое дело, что, если участников на рынке немного, они, пользуясь этой тенденцией, могут сделать так, что розничные цены на бензин будут искусственно опережать мировые цены. Для того чтобы обезопасить себя от дальнейшего повышения цен.
- Большинство украинских НПЗ принадлежит россиянам. Насколько российская внешняя политика влияет на реконструкцию украинских НПЗ, цену на их продукцию?
- Я думаю, что не влияет. Рост цен на бензин - это экономическое явление, а не политическое. Тем более что такие компании, как ТНК-BP, "ЛУКОЙЛ", я почти уверен, что они не являются инструментом политического давления. Там присутствует не только российский, а и иностранный капитал. Это - глобальный международный бизнес. И не сможет политическое руководство какой-то одной страны заставить эти транснациональные компании в угоду своим политическим целям наносить ущерб своему бизнесу и идти на потери рынка из-за каких-то таких вот искусственных для рынка вещей.
- Кто и как будет достраивать нефтепровод Одесса-Броды? В этом году у ТНК заканчивается контракт, а он так и не достроен до Плоцка.
- Президент Украины Виктор Ющенко очень активно сейчас ведет переговоры о том, чтобы совместно с польскими коллегами достроить участок Броды-Плоцк, Плоцк-Гданьск. Но это очень сложно сделать на государственном уровне. Государству не просто одновременно найти владельцев нефти, которые будут прокачивает ее, и потребителей нефти - для переработки. Состыковать эти две заинтересованности - это сложная задача для государства. Поэтому сейчас и существует идея, объединить не только государства, но и компании, которые соединили бы ресурсы каспийской нефти с теми, кто заинтересован в ее переработке. Эта работа ведется, но, к сожалению, не так быстро, как хотела бы того Украина. Пока что "ЛУКОЙЛ" прокачивает в реверсном направлении от 5 до 7 млн. т нефти в год. Но это временное решение. Эту работу необходимо активизировать, чтобы прокачивать каспийскую нефть в европейском направлении.
- Приходилось слышать, что не президентское или премьерское это дело - решать, где какой завод строить. Их задача - создать стратегию развития Украины на много лет вперед.
- Строительство НПЗ - это не мелкий вопрос. Это стратегический вопрос для государства. И он обязательно должен решаться на уровне премьера и президента. Но, разумеется, перед этим необходимо создать условия, которые привлекут инвестора, который увидит, что вложенный миллиард долларов, а именно столько стоит сегодня современный НПЗ, он окупит, скажем, через 10 лет и за это время для него ничего не изменится. Независимо от того, какая коалиция или какое правительство будет работать в Украине, будут ли очередные или внеочередные выборы.
К сожалению, у нас очень часто меняются правила игры, и это очень настораживает инвесторов. Они неохотно идут на большие проекты с долгим сроком окупаемости. Бизнес сегодня занимается быстрыми проектами, которые быстро дают прибыль и обеспечивают возврат вложенных денег. Никто сегодня не заинтересован и не работает вот на таких долгосрочных проектах.
Беседовал Михаил Мищишин
По материалам:
Ugmk.info
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас