Украина погрязла в мусоре — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Украина погрязла в мусоре

1075
Украина погрязла в мусоре. Около 90% свалок, на которых "хоронятся" отходы, переполнены, а 60% не соответствуют экологическим и санитарно-гигиеническим нормам. На переработке отходов можно неплохо заработать, и у некоторых компаний это получается даже в Украине. Но для полного решения "мусорной проблемы" и превращения ее в выгодный бизнес нужно создать систему сортировки отходов, изменить акценты в работе коммунальных служб и приучить население не сбрасывать весь мусор "в одну кучу".
Заниматься бизнесом на отходах в Украине равноценно "самоубийству". Эта фраза принадлежит Александру Грибану - одному из совладельцев компании "Гринко", специализирующейся на утилизации и вывозе мусора. Сегодня рынок бытовых отходов Украины - нетронутая целина. На нем нет серьезных игроков - он свободен и ждет инвесторов. Те, кто на нем работает, сетуют на то, что о прибыльности можно только мечтать. Напрашивается вопрос: зачем же тогда вкладывать миллионные инвестиции в утилизацию, если она не доходна? Впрочем, этот бизнес можно назвать прибыльным при определенных условиях.
Как заработать на мусоре
До 2003 года совладельцы компании "Гринко" Виктор Ржоткевич и Александр Грибан занимались всевозможными видами бизнеса. Они торговали газом, нефтью, которую возили из Азербайджана, и другой подобной деятельностью. Но около пяти лет назад партнеры оказались перед необходимостью "прибиться к какой-нибудь трубе". Производство, оказание услуг - более сложный бизнес, чем газовый. На газовом рынке можно получить контракт на пять лет и в течение этого времени получать прибыль. "А можно построить свечной завод, вложить в него большую сумму денег и получить результат только через пять лет, что и произошло с нами", - рассказывает Александр Грибан.
По его словам, рынок транспортировки, сортировки и продажи твердых бытовых отходов (ТБО) был свободен. "Если сегодня проанализировать ситуацию в этом сегменте, то, кроме нас, коммерческой структуры с такими объемами и доходами в Украине не существует. Мы пионеры в этом деле", - говорит совладелец "Гринко". Впрочем, до этого рынка вообще не существовало, поскольку данная сфера была в ведении коммунальных служб. В принципе, она и сегодня остается большей частью коммунальной сферой.
Партнеры приняли решение о строительстве сортировочного завода. В его строительство была вложена треть собственных средств, остальное - кредит от французского банка Credit Lyonnais. Компания пошла по программе государственной поддержки для собственных производителей. Но оказалось, что решение было ошибочным: "Гринко" поспешила со строительством завода лет на пять. Второй ошибкой было то, что компания не нашла себе партнера-технолога - оператора рынка, который мог бы объяснить, научить, показать.
Более того, бизнесмены заказали строительство предприятия машиностроителям. А для них необходимо было правильно сформулировать технологическое задание. Технологи у компании появились позже. Строительство завода заняло полтора года. Но по его окончании совладельцы компании поняли, что это предприятие как отдельный вид бизнеса существовать не может. В этом бизнесе имеется еще несколько составляющих: селективный сбор отходов от населения, их сортировка или утилизация и захоронение или сжигание. Когда все эти компоненты существуют, тогда и бизнес будет работать.
В настоящее время компания приостановила завод для модернизации под селективный отбор, поскольку он должен сортировать отходы селективного сбора, а не смешанные. Предприятие в состоянии перерабатывать миллион тонн ТБД. Сейчас главной задачей компании является налаживание селективного сбора от населения.
Сегодня в Украине мало кому удается заработать большое состояние на отходах. В то же время данный бизнес можно вывести на уровень рентабельности уже спустя несколько лет. К примеру, транспортировка отходов, как утверждают участники рынка, - убыточное дело. Всему виной - низкие тарифы. А вот наиболее прибыльной из всей цепочки "мусорник - полигон - перерабатывающий завод" является торговля отходами. Самым дорогим сырьем, идущим на продажу, в Украине являются алюминиевые отходы. Их цена колеблется в пределах $1 тыс. за тонну. Однако доля алюминия в общем объеме отходов сортировочных заводов обычно составляет не более 0,1%. На порядок дешевле ПЭТ-тара - $300 за тонну, стекло - $70-80 за тонну.
Впрочем, на сегодняшний день в Украине практически не торгуют отходами - в стране существует лишь один сортировочный завод под Киевом, который в 2005 году построила компания "Гринко", а также мусоросжигательный завод "Энергия". А в это время в мире торговля отходами - бизнес мировых энергетических гигантов. К примеру, немецкий энергетический концерн E.ON, имея в Германии девять мусоросжигательных заводов, занимает на этом рынке примерно 20%. При этом к 2015 году концерн намерен стать крупнейшим европейским оператором в этом бизнесе.
Низкие тарифы - залог убытка
Следует отметить, что бизнес по вывозу и утилизации отходов несколько ограничен тем, что частично находится в сфере регулирования муниципальных органов. Для всех транспортировщиков низкие тарифы - основная проблема. Именно этот фактор и является причиной низкой рентабельности данного бизнеса.
Понимая проблемы транспортировщиков ТБО, в январе этого года Киевгоргосадминистрация увеличила тарифы на вывоз твердых бытовых отходов до 10,36-23,76 грн. за один кубометр для десяти компаний. Самое большое увеличение тарифа администрация установила для компании "Киевспецтранс" - на 32,5% (до 23,76 грн./кубометр), самое низкое - для "Экосервис групп" - на 6,4% (до 15,6 грн./кубометр).
Вместе с тем тариф на захоронение отходов на полигонах "Киевспецтранса" администрация увеличила для всех компаний: на полигоне №5 - в 2,32 раза (до 11,18 грн./кубометр). На полигоне строительных отходов №1 продолжает действовать тариф по договоренности - стоимость захоронения крупногабаритных отходов будет составлять 4,32 грн./кубометр, что на 31,7% больше, чем в 2007 году. При этом утилизация отходов на мусоросжигательном заводе "Энергия" будет стоить для всех компаний 94,15 грн./тонна, что на 9,9%, или на 8,47 грн./тонна, больше, чем действовавший ранее тариф.
Полигоны являются еще одной проблемой Украины. Сегодня они едва приближены к европейским экологическим стандартам. Наличие полигона у оператора рынка абсолютно не означает, что у него увеличится рентабельность, потому что на сегодняшний день тарифы на полигоне на захоронение тоже находятся только на уровне окупаемости. К примеру, захоронить тонну отходов в Киеве, если это касается 5-го полигона, стоит $11, а в Польше - $150. Ведь как утверждаются тарифы?
Операторы показывают затраты, которые они понесли. После этого их проверяет Министерство экономики и дальше утверждает столичная ценовая комиссия. Только после этого тарифы вступают в действие. И может получиться, что затраты на одном полигоне будут составлять $11, на другом - $25, а на третьем - $3.
Все будет зависеть от инвестиций и от правильности технологии захоронения. На полигоне, где оно стоит $3, отсутствуют экологически безопасные процессы. Он не соответствует нормам, в нем не собирается фильтрат, нет отвода газов, не выдерживается необходимая технология. Ведь не проблема - вывезти мусор за город и высыпать его. Проблема заключается в том, что с ним будет происходить в следующие 25-30 лет.
По стандарту закрытый и неработающий полигон необходимо контролировать и отслеживать в течение именно этого периода, учитывая, что захоронение было произведено по всем необходимым нормам. А сегодня, к сожалению, этого не происходит. Тарифы на захоронение в среднем по Украине до недавнего времени составляли 1-2 грн. за кубометр - это 5-10 грн. за тонну. Например, в Донецке в настоящее время захоронение составляет 4 грн.
"Можете сравнить разницу: в Донецке - 4 грн., в Киеве - $11, в Польше - $150. Но в то же время в Европе цена утилизации одного контейнера (кубометр) составляет около 25-30 евро", - сетует Виктор Ржоткевич. То есть затраты у всех одинаковые, таможенный налог на ввоз контейнеров и машин - не меньше, чем в Европе, а тариф даже наполовину не близок к европейскому.
Участники рынка уверены, что тарифы на транспортировку отходов, утилизацию и захоронение будут расти с каждым годом. В ином случае операторы, бизнес которых едва окупается, обещают участить забастовки. В таком случае города могут просто утонуть в мусоре.
В ближайшем будущем количество заводов по сортировке ТБД может стремительно вырасти - ведь продажа отходов это единственно прибыльное дело на сегодня, поскольку чего-чего, а таковых у нас на всех хватит.
Тарас Жирош
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас