Кому нужен новый НПЗ? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Кому нужен новый НПЗ?

Энергетика
748
В то же время на Банковой снова заговорили о постройке еще одного нового НПЗ под переработку только каспийской нефти. Необходим ли сейчас Украине такой продолжительный и дорогой проект?
Напомним, что в 2005 году уже пытались запустить постройку сразу двух новых НПЗ – в Феодосии и Одессе. Правда, Юлия Владимировна Тимошенко тогда не успела объявить тендер на проекты по строительству, потому как была отправлена в отставку. После этого идея с новым НПЗ затихла, видимо, отечественные предприятия убедили правительство в том, что лучше развивать уже имеющие отрасли, чем вкладывать деньги в дорогостоящие проекты.
Однако сейчас эту идею реанимировали, и на Банковой снова заговорили о строительстве нового нефтеперерабатывающего завода. В интервью журналистам уполномоченный Президента по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский заявил, что Украина не может закупать каспийскую нефть напрямую, поскольку не имеет технической возможности ее перерабатывать.
По его словам, отечественные нефтеперерабатывающие заводы якобы приспособлены только под нефть исключительно российского происхождения. А значит, "в планах Украины" появилось создание нового НПЗ для переработки нефти только каспийского происхождения. Более того, якобы на данный момент разрабатывается технико-экономическое обоснование одной из иностранных компаний о том, где, как и когда необходимо построить этот завод.
Только вот закавыка оказалась в том, что каспийская и украинская нефть очень похожи по своему составу, и являются так называемым "легким" сырьем в отличие от "тяжелой" российской нефти. Что ж получается - наши НПЗ могут свободно перерабатывать украинскую нефть, и не могут каспийскую?.. Видимо, на Банковой пропустили информацию о том, что еще в январе этого года министр топлива и энергетики Юрий Продан провел встречу с послом Азербайджана в Украине Талят Мусеиб Алиевым и тот заявил, что Азербайджан имеет возможность загрузить мощности "Одесса-Броды", таким образом обеспечив поставки до 5 млн. тонн нефти ежегодно для переработки на двух западно-украинских НПЗ. Ведь данное время "Нефтехимик Прикарпатья" не работает из-за отсутствия сырья, а НПК "Галичина" перерабатывает минимальные объемы нефти. Как известно, сейчас нефтепровод "Одесса-Броды" работает в реверсном режиме, качая российскую нефть, но аверс с каспийской нефтью мог бы дать возможность диверсифицировать источники поставки сырья на западно-украинские НПЗ.
Николай Мартыненко, народный депутат, глава парламентского комитета по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности:
- "Диверсификация источников поступления нефти в Украину - важнейшая задача для страны. На сегодня реальным является только один такой проект - "Одесса-Броды-Плоцк", который может обеспечить также и поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Украине, - отметил глава парламентского комитета по ТЭК Николай Мартыненко, комментируя "Главреду" планы создания нового нефетеперерабатывающего комплекса для переработки исключительно каспийской нефти.
По его мнению, "в чисто теоретическом плане можно говорить о том, что чем больше в стране НПЗ - тем лучше. Однако с профессиональной точки зрения вопрос строительства нового НПЗ необходимо прямо увязывать с наличием стабильного поставщика нефти. Любой новый проект строительства НПЗ должен пройти технико-экономическую экспертизу, при этом должны быть решены следующие вопросы: определение поставщика нефти (наличие долгосрочного контракта), качество нефти, конкурентная стоимость транспортировки (по сравнению с российской нефтью), потребители, качество нефтепродуктов, инвестиции (порядка нескольких млрд. долларов, в зависимости от мощности НПЗ), современная технология и многое другое".
С другой стороны, как отметил глава парламентского комитета по ТЭК, мощности НПЗ, работающих в Украине, могут с лихвой обеспечить потребности страны в нефтепродуктах, но многие годы недозагружены, а качество производимых нефтепродуктов большей частью не соответствует европейским требованиям. Так, в январе-феврале 2008 г. суммарные мощности по первичной переработке нефти в Украине были загружены в среднем лишь на 13,7% по сравнению с 26,2% в январе-феврале 2007 года.
"В целом, для Украины потенциально привлекательна возможность перерабатывать каспийскую нефть, однако здесь важно и то, насколько экономически оправдан тот или иной проект строительства НПЗ. Имея теоретически технологическую возможность перерабатывать легкие сорта каспийской нефти, которые до 10 долларов за баррель дороже, нежели российская нефть сорта URALS вследствие лучшего качества и более сложной логистики поставок, в тоже время следует учитывать, что нынешний технологический уровень украинских НПЗ не позволяет на них получать высококонкурентную продукцию", - считает Николай Мартыненко.
Александр Лазорко, глава правления - генеральный директор ОАО НПК "Галичина":
- Что касается инициативы построить новый НПЗ для переработки каспийской нефти, так похожее заявление уже звучало в 2005 году. Оно вызвало, по меньшей мере, удивление у всех руководителей нефтеперерабатывающих заводов Украины, поскольку все шесть наших НПЗ, из которых три почти не работает, а другие работают менее, чем на половину своих мощностей (то ли из-за отсутствия сырья, то ли несоответствия технической мощности для достижения европейских стандартов нефтепродуктов). Ведь если эти шесть НПЗ ввести в эксплуатацию, то они будут производить в три раза больше нефтепродуктов, чем в этом есть потребность в Украине. Сегодня тот же Кременчугский НПЗ по проектным мощностям может перерабатывать 18 млн тонн, около 20 млн тонн - Лисичанский НПЗ, а реально они производят по 5 млн тонн в год. То есть, их загруженность менее одной трети.
В первые два месяца 2008 года украинская нефть поступала на переработку в основном на Кременчугский НПЗ (327 тыс т), а также на Дрогобычский НПЗ (116 тыс т), Надвирнянский НПЗ (17 тыс т) и Лисичанский НПЗ (6 тыс т).
Кроме того, два западных украинских НПЗ - "Нефтехимик Прикарпатья" и "Галичина" имеют мощности соответственно на 4 млн тонн и 3,5 млн тонн. А реально мы переработали за прошлый год по неполных 800 тысяч тонн каждый. То есть, загруженность НПЗ неполная, и строить еще один нефтеперерабатывающий завод - это нонсенс. Зачем, если можно лучше обеспечить сырьем и загрузить существующие производственные мощности?
Да и реконструировать и дооборудовать уже существующие НПЗ всегда легче и быстрее, чем строить новый, потому что сегодня в Украине только землеотвод займет как минимум больше года и строить новый завод с нуля в чистом поле по срокам будет не менее пяти лет.
К тому же сегодня идет реконструкция двух западных украинских НПЗ. За последние два года в них уже вложено 380 млн грн только в реконструкцию и модернизацию. И мы знаем, что это за рутинная и тяжелая процедура, поэтому строить завод с нуля, мы уверенны, что это бессмысленно.
Одной из причин постройки нового НПЗ называется то, что украинские заводы приспособлены только для переработки российской нефти (т.н. "тяжелой"), и не справятся с "легкой" каспийской.
Это, как минимум, непрофессиональное высказывание человека. Приведу самый простой пример - украинская нефть, которая полностью перерабатывается нашими западными НПЗ и закупается Кременчугским заводом, очень приближена по качеству к каспийской нефти. Конечно, каспийская нефть более качественная, потому что в ней большее содержание светлых элементов и меньше серы, чем в восточно-украинской нефти. Но для нас каспийская нефть является очень ценным сырьем, и мы бы с большим удовольствием хотели бы ее иметь, как минимум, на двух западных НПЗ. Кстати, в январе этого года мы об этом говорили в открытых письмах к Президенту Виктору Ющенко, премьер-министру Юлии Тимошенко и главе НАК "Нефтегаз" Олегу Дубине.
- Но как же транспортировать к вам каспийскую нефть? Украина имеет такую возможность?
Мы обратились к руководству страны с просьбой о помощи в обеспечении трубопровода "Одесса-Броды" в аверсном режиме с поставкой минимум 5 млн тонн каспийской нефти на западные НПЗ, потому что к нам постоянно поступают предложения из Азербайджана и других добытчиков и продавцов сырья из этого региона. Они предлагают конкретные партии для продажи, просто с ними нельзя сейчас вести переговоры, потому что они и мы знаем, что нефтепровод работает в реверсном режиме, к сожалению, качая российскую нефть в обратном направлении. И как результат, на практике пока невозможно заключить реальные соглашения по каспийскому сырью.
Кроме того, в подтверждение возможностей наших заводов принимать и перерабатывать каспийскую нефть является то, что я 27 марта этого года на адрес Министерства топлива и энергетики заммистру Алиеву направил письмо о том, что наш завод имеет техническую возможность приема трубопроводным транспортом азербайджанской нефти марки "Азерия лайт". Мы имеем не только технические возможности, но и моральное желание перерабатывать это сырье. Во-первых, это для нас означает диверсификацию поставок. Ведь сегодня мы зависим только от возможности закупки украинской нефти на открытых аукционах, где принимают участие до 20-30 участников и не всегда есть возможность купить в полной мере той объем украинского сырья, который нам необходим. К тому же, мы купили небольшую партию в 40 тысяч тонн российской нефти в 2007 году, но это количество недостаточное для нас. Тяжело с этим, потому что россияне неохотно ведут переговоры. Наверное, здесь заложена политическая составляющая с тем, чтобы поставлять российскую нефть трубопроводом в Украину. Для меня как руководителя предприятия, чтобы обеспечить работу для 1600 человек на "Галичине", было бы шикарно, если бы мы могли получать каспийскую нефть по аверсному трубопроводу "Одесса-Броды".
Юрий Бойко, народный депутат, заместитель главы парламентского комитета по ТЭК, экс-министр топлива и энергетики:
- Действительно ли Украина может перерабатывать только российскую нефть, и как в таком случае она перерабатывает собственную нефть, которая по составу тоже является "легкой", как и каспийская?
- Каспийская нефть в основном соответствует по качеству нефти украинских месторождений - и та, и другая относятся к "легким". В нашей стране для переработки отечественной нефти приспособлены Дробычский, Надворнянский и, частично, Кременчугский нефтеперерабатывающие заводы, а также Шебелинский ГПЗ.
Поэтому перерабатывать нефть каспийских сортов, которые близки по характеристикам к украинской, Украина может. Но каспийская нефть значительно (до 15%) дороже российской. Поэтому наши нефтяные компании используют российское сырье – это экономически выгоднее. При этом качество нефтепродуктов, произведенных из разных сортов нефти, практически не отличается.
- Нужен ли Украине такой НПЗ? Имеет ли она возможность транспортировать к себе каспийскую нефть и каким образом?
- Судите сами. Из шести нефтеперерабатывающих заводов Украины сегодня работает только 2 (Кременчугский и Лисичанский), да и то на 30-40% мощности. Четыре других предприятия – либо работают эпизодически, либо вообще простаивают. Загрузка украинских нефтеперерабатывающих мощностей сегодня не превышает 17%.
В этих условиях однозначно надо загружать простаивающие мощности. А если у кого-то есть желание построить новое производство, то это можно сделать на площадке одного из недозагруженных заводов.
Это и экономия на уже существующей инфраструктуре - нефтепроводах, железнодорожных ветках, резервуарах для хранения сырья и полуфабрикатов. Кроме того, на существующих НПЗ есть квалифицированные кадры, которые не нужно обучать.
Помню, в 2005 году уже пытались строить "потемкинские деревни" в форме нового НПЗ под Бродами. Тогда дело закончилось тем, что местная администрация выделила под строительство землю местным бизнесменам из окружения Ивченко и на этом они, по-видимому, посчитали проект законченным.
Вполне возможно, что очередной нефтеперерабатывающий "фантом" сегодня запускают с той же целью - под флагом защиты энергобезопасности хотят бесплатно получить землю, сообщает "Главред".
По материалам:
Glavred.info
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас