Город Земля — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Город Земля

768
Города с населением в пол-Украины станут реальностью уже в 2015 году. По прогнозам ООН, в мегаполисе № 1 - Токио - будет 35,4 млн жителей, в Бомбее, Мехико и Сан-Паулу - более 20 млн (см. карту). Человечество постепенно возвращается к античной модели цивилизации городов-государств, определяющих ее развитие.
Уже сейчас количество городского населения приблизилось к 50%. По оценкам ООН и Всемирного банка, к 2030 году количество мещан увеличится до 60%, а в 2050 г. может достигнуть 80%. Опыт индустриально развитых стран показывает, что урбанизация останавливается именно на этой отметке.
Города, которые де-юре еще остаются частями территорий государств и перечисляют средства в национальные бюджеты, живут довольно автономной жизнью. В Европе сегодня уже сформировалось понятие "городская экономика". Такие отрасли, как строительство, телекоммуникации, сфера услуг, являются ее составляющими, ведь они порождены городом и работают в нем и для него. Сельское хозяйство и добывающая промышленность в этой системе играют роль колоний, поставляющих сырье метрополиям.
Верхушка такой модели - 200 нынешних городов-миллионников, которые одновременно являются промышленными центрами и наиболее активными потребителями собственной продукции.
Обычным путем урбанизации до сих пор считалось расширение города за счет так называемых агломераций - территорий, которые интегрировались в мегаполис сначала экономически, а потом становились его административной единицей. Поглощение пригородов, городов-спутников, индустриализация близлежащих сельскохозяйственных территорий - все это останется в ХХ веке. Сейчас в наиболее урбанизированных странах наблюдается возникновение так называемых городских коридоров. Они образуются вдоль трасс, объединяющих крупнейшие города страны. Население с периферии тяготеет к этим магистралям, которые становятся для них источником заработка (транспорт, сфера услуг).
Таким образом, расти начинают не сами мегаполисы, а населенные пункты, находящиеся у трассы. Города, соединенные между собой магистралью, словно начинают идти навстречу друг другу и образуют целостную экономическую структуру с двумя центрами (мегаполисами) и многочисленными агломерациями, образовавшимися на обочине трассы.
Подобные процессы наблюдаются в Венесуэле, где в 70-х годах вблизи "дороги жизни", соединяющей Каракас с портовыми городами, проживало более 40%, а к концу ХХІ в., как прогнозируют специалисты ООН, может поселиться около 77% венесуэльцев. Аналогичные тенденции замечены и в России, где уже сейчас постепенно создается урбанизированная полоса вдоль трассы Москва-Нижний Новгород (третий по количеству населения город в РФ).
Определенные приметы такой встречной урбанизации можно заметить и в Украине: географическая близость населенных пунктов к ведущим магистралям, соединяющим столицу с городами-миллионниками, сегодня содействует их экономическому развитию и более глубокой интеграции в хозяйственную структуру крупных городов. А значит, и постепенному преобразованию в транзитные агломерации будущего сверхгорода Киев-Харьков или Киев-Одесса.
Внутри самих городов тоже наблюдаются значительные изменения. Агломерации становятся все более автономными, в их границах замыкается недельный цикл жизнедеятельности человека. С одной стороны, таким образом решается болезненная для мегаполисов транспортная проблема, ведь в данном случае сотрудники корпораций живут, работают и отдыхают в пределах одного микрорайона - подобные образования сейчас существуют в Южной Корее (в советской системе градостроительства также присутствовал подобный подход).
Такая система поселений порождает четкую социальную сегрегацию городских поселений: центр является территорией элиты, близлежащие районы населены бизнесменами, дальше идут менеджерско-пролетарские агломерации и хаотичная застройка зданий для самых бедных слоев городского общества. Данная модель сегодня распространяется в Азии, Африке и Латинской Америке.
Следствием так называемой джентрификации (облагораживания) центральных территорий и разрастания бедняцких гетто могут стать довольно масштабные социальные конфликты, сопровождаемые вспышками насилия. Возможно, столкновения будущего будут носить характер не межнациональных и внутригосударственных, а войн между хижинами и дворцами в пределах мегаполисов, агломерации которых раскинутся на сотни километров.
Городской взрыв
Урбанизацию невозможно остановить. Ни советская система с ее полукрепостным колхозным строем, ни принудительное переселение миллионов горожан в село, как это было в Китае, ни даже бомбардировки камбоджийских городов и директива диктатора Пол Пота "интеллигенцию - на поля!" не сдержали движения населения из села в город.
Соотношение городского и сельского населения 8:1 может на первый взгляд показаться абсурдом, ведь 20% фермеров вряд ли будут способны прокормить такое количество горожан. Впрочем, современная сельхозтехника, новые генетически модифицированные продукты и другие городские ноу-хау уже сегодня способны стимулировать массовую миграцию крестьян в каменные джунгли.
В начале ХХ века городское население на планете составляло всего лишь 14%, а городов-миллионников насчитывалось 12. И уже тогда европейские интеллектуалы рисовали в воображении города-спруты, разрастающиеся до гигантских размеров, уничтожающие вокруг себя все живое и покрывающие землю сетью асфальтовых и стальных магистралей. Отчасти эти прогнозы сбылись, правда, не на европейском континенте.
Сегодня рост городов уже не является обязательным атрибутом экономического развития. В Африке, где сейчас как раз наблюдается так называемый городской взрыв - резкий и динамичный прирост городского населения, не заметно значительных производственных достижений. По статистике Всемирного банка, на протяжении 90-х годов количество жителей городов на континенте возрастало в среднем на 4,7% в год, в то время как на континенте ВВП на душу населения каждый год сокращался на 0,7%.
Большинство людей, покидающих африканские села ради городской жизни, не становятся рабочими или банковскими клерками, а пополняют многомиллионную армию маргиналов, - попрошайничество и бандитизм кажутся им более прибыльным занятием, нежели земледелие на засушливых почвах. По оценкам Всемирного банка, к 2015 году количество горожан на черном континенте возрастет до 50%, а энергетические потребности африканских городов к 2075 году превысят нынешние в 45 раз!
Настоящими городами-спрутами сегодня можно назвать не мегаполисы Старого Света, а многомиллионные азиатские и латиноамериканские поселения. Тамошний рост городов больше всего пугает экспертов ООН и других международных организаций. Естественный прирост населения плюс иностранные инвестиции, стимулирующие экономическое, прежде всего промышленное развитие, дают на выходе неконтролируемое и динамичное "раздувание" и без того густонаселенных мегаполисов. Сегодня в городах развивающихся государств количество местного населения вдвое больше, чем в США и Европе.
По оценкам ООН, к 2025 году это соотношение составит 4:1. Азиатские и латиноамериканские мегаполисы формируют национальную экономику. Так, в Китае, где в 2020 году количество городского населения должно достигнуть 60%, уже сегодня, по оценкам Международного института проблем урбанизации в Пекине, есть необходимость в создании 200 новых городов с населением в 3 млн жителей. В большинстве стран третьего мира в 4-5 крупнейших городах государства концентрируется 4/5 промышленного потенциала. Например, в Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Мехико и Буэнос-Айресе сосредоточено 1/5 населения континента и треть местной промышленности.
Экономический скачок городов является одновременно и успехом, и потенциальной угрозой. С одной стороны, мегаполисы, словно локомотивы, тянут вперед национальную промышленность, но вместе с тем, именно эти города ради собственного существования тратят ресурсы окружающих территорий, поглощают земли сельскохозяйственного назначения, требуют новых и новых капиталовложений в инфраструктуру.
Все эти явления порождают эффект экономического роста без экономического развития, следствием чего становится так называемая урбанизация потребления, в ходе которой мегаполисы работают преимущественно на удовлетворение собственных потребностей. Именно эта модель сегодня является доминирующей в развивающихся странах.
Крупные города становятся импортерами бедности из сельской местности - по данным прошлогоднего доклада ООН, в городских трущобах без доступа к элементарным коммунальным услугам сейчас живет около 750 млн человек - высокие темпы урбанизации в странах третьего мира послужат причиной стремительного роста количества городской бедноты.
Главной негативной чертой урбанизации в государствах третьего мира международные организации называют неконтролируемость этого процесса. Среди рецептов спасения от городского апокалипсиса - децентрализация промышленности (постепенно эти принципы вводятся в Латинской Америке, где новые предприятия по возможности стараются размещать за пределами крупных городов - территория тамошних стран вполне позволяет подобные эксперименты), земельная реформа, которая должна улучшить жизнь крестьян, и замедление темпов экономического роста ради улучшения инфраструктуры и экологии. Последнее маловероятно - замедление азиатской "кузницы" невыгодно, прежде всего, транснациональным корпорациям, пришедшим туда в поисках дешевой рабочей силы и вложившим в тамошние предприятия миллиардные инвестиции.
В Европе урбанизация в ее привычном понимании фактически остановилась - прирост населения на континенте не будет наблюдаться ближайшие полстолетия, так что на городской взрыв здесь рассчитывать не приходится. По прогнозам ООН, приток беженцев из бедных азиатских и африканских государств продолжится и впредь, однако он не изменит темпов урбанизации.
Европейские города будут переживать не количественные, а качественные изменения - будет улучшаться экология за счет уменьшения индустриальной составляющей в экономике ЕС, богатые городские бюджеты позволят усовершенствовать инфраструктуру, улучшить условия жизни. Промышленность перестает быть каркасом деловой жизни - все больше возрастает удельный вес отраслей так называемой городской экономики.
Франция окончательно отказалась от угольной промышленности, Германия сворачивает атомную энергетику, но вместе с тем городов-спутников бывших шахт и АЭС упадок не коснулся - они не опустели и не превратились в села. В немецком Руре, французских провинциях Эльзас и Лотарингия когда-то наблюдалась наибольшая в мире концентрация предприятий тяжелой промышленности. В ХХІ веке в тамошних городах доминирующими стали многочисленные мелкие предприятия транспорта и логистики, торговые центры. Население этих регионов сократилось незначительно - вчерашние шахтеры и металлурги переквалифицировались в рабочих отраслей городской экономики.
Определенные попытки перехитрить урбанизацию наблюдаются в Штатах. Некоторые тамошние бизнесмены уверены, что иметь офис в мегаполисе, где арендная плата чрезмерно высока, транспортное сообщение является предметом анекдотов и ежедневного раздражения, а экологическая ситуация постоянно ухудшается, не так уже и выгодно.
Одним из самых ярких примеров "дачного" бизнес-существования является корпорация Microsoft, прописавшаяся в небольшом городке Редмонд с населением 46 тыс. человек, половину из которых составляют сотрудники компании Билла Гейтса. Для инновационных компаний присутствие в нью-йоркском Сити - вещь вовсе не обязательная, а корпоративный дух закалять на природе еще удобнее, ведь сотрудники одновременно являются и коллегами, и соседями. В 60-х годах американцы даже попробовали массово обмануть урбанизацию - с 60-х пошла мода на загородные помещения. Даже родился лозунг: "Мы не городская, а пригородная нация". Но со временем предместья разрослись, глубже интегрировались в транспортную и хозяйственную инфраструктуру городов и, по сути, стали их придатками.
Аграрное призвание
Киеву статус мегаполиса в данное время не угрожает. Даже удвоение количества столичных жителей не позволит войти украинскому городу № 1 в урбанистическую премьер-лигу, где порогом вхождения по нынешней классификации является отметка 10 млн.
Темпы и модель украинской урбанизации более похожи на азиатские, о чем свидетельствует объективная необходимость ревизии административно-территориального устройства, однако прирост населения имеется вполне европейский, так что вероятность городского взрыва у нас минимальна. Хотя некоторые угрозы действительно есть: при отсутствии естественного прироста населения приток людей из сел в крупные города имеет место, и эта тенденция сохранится в дальнейшем. В итоге страдает украинский аграрный сектор, теряющий кадровый потенциал.
По данным переписи населения 2001 года, в Украине более 67% составляют горожане (см. табл.). Этот показатель является недвусмысленным подтверждением того, что в течение ХХ в. украинцы окончательно превратились в городскую нацию. За годы независимости 20 населенных пунктов получили городской статус.
Сейчас в Украине, как и в некоторых других постсоветских государствах, в частности в Грузии, наблюдается процесс так называемой рурализации - уподобления сел и городов.
Правда, в научном понимании этого термина, речь идет об улучшении инфраструктуры сел и условий проживания там, что сокращает расстояние между уровнем благосостояния сельских и городских жителей. В нашем случае рурализация заключается в уподоблении мелких городов сельской местности. Во-первых, часть малых городов со времен разрушения СССР утратила свой промышленный потенциал - некоторые предприятия, в частности, оборонно-промышленного комплекса, расположенные в райцентрах, имеют призрачные шансы на возрождение. Во-вторых, изменился характер деятельности местных жителей - по данным Соцмониторинга, 36,6% городских украинцев имеют приусадебные участки.
Для жителей малых городов эти "латифундии" не просто место досуга, а составляющая домашнего хозяйства, а нередко и дохода. Да и кооперация между райцентром и селом кое-где более тесная, чем между городком и областным центром или ближайшим миллионником. Примером тому - районные рынки, которые превращают мелкие города в агломерации окружающих сел. Нехватка или запущенность городских коммуникаций ставят такие города на одну ступень с селами по уровню развития инфраструктуры.
В итоге райцентры, со всеми атрибутами местной власти и соответствующим статусом, по своей хозяйственной деятельности превращаются в села. Другим мелким городам, сохранившим свои индустриальные мощности и имеющим достаточно прочные хозяйственные связи с миллионниками, в свете глобальных урбанистических тенденций предстоит стать агломерациями крупных поселений. Строительство новых и реконструкция старых автомобильных трасс (Киев-Одесса, Киев-Чоп, Харьков-Симферополь и т. п.) должны ускорить этот процесс.
Дмитрий Крапивенко
По материалам:
Контракти
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас