Бензиновая лихорадка — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Бензиновая лихорадка

Энергетика
251
Украинский бензиновый рынок лихорадит.
Цены растут, аграрии беспокоятся за предстоящую посевную, автолюбители собираются закрывать текущий автосезон, едва его открыв, а правительство намерено как всегда разобраться. И хотя до катастрофы еще далеко, дискомфорт от подорожания ощущают все.
Если в феврале цены на бензин практически не менялись, колеблясь в пределах 0,5%, то за первые недели весны они растут постоянно. Как отмечает "Лига", в последнюю неделю февраля средние цены на низкооктановый бензин марки А-76 оставались в пределах 4,86 гривны за литр. А средние цены на бензин марки А-92 не превышали 5,08 гривны за литр. Ценовые параметры на самую популярную марку - высокооктановый бензин А-95 фиксировались в пределах 5,25 гривны. В свою очередь цены на бензин А-98 продолжали колебаться в среднем в пределах 5,70-5,75 гривны. А расценки на дизельное топливо ДТ в среднем составили 5,23 гривны за литр.
По состоянию на вторник 18 марта средняя розничная цена, по данным центра "Психея", составила 517,6 гривен за 100 литров А-76 (по сравнению с 17 марта выросла на 2,8 гривен за сотню литров), 540,2 гривен за 100 литров А-92 (выросла на 3,6 гривен), 565,3 гривен за 100 литров А-95 (выросла на 3,7 гривен), 566,4 гривен за 100 литров дизельного топлива (на 3.6 гривен).
"В 2006 - 2007 годах зимних запасов топлива хватало до мая, однако в этом году балансы ощутимо ниже, что делает рынок более чувствительным к колебаниям на внешнем рынке, который не устает удивлять новыми ценовыми рекордами", - отмечает исполнительный директор компании UPECO Сергей Куюн. По его словам, начиная с 4 марта, большие партии топлива по новым, ощутимо возросшим ценам уже начали поступать в региональные розничные сети.
Подобная тенденция - отклик на проблемы на мировых рынках. Так, в течение февраля 95-й бензин А-95 " "в Присредиземноморье" (Южная Европа) подорожал более чем на 11%. Как следствие, 29 февраля он котировался по 870 долларов за тонну (плюс 88 пунктов за февраль). Рекордные темпы роста оказались присущи и дизельному топливу: в последний месяц зимы рост цен на российское ДТ там составил 15,5% (29 февраля продукт торговался по 940 долларов за тонну, то есть плюс 126 пунктов).
Напомним, что сейчас в среднем около 90% нефтепродуктов в стране имеют импортное происхождение. Имеется ввиду, что составные или они полностью импортируются из-за границы. Потому и неудивительно, что оптовые цены в Украине в феврале и начале марта дублируют динамику европейского рынка.
Интересно, что эксперты отмечают, что текущий процесс подорожания бензина объективен лишь частично. На цену влияют как внешние, так и внутренние факторы. За последние 2 месяца мировые цены на нефть выросли на 15%.
Что же до внутренних факторов, то их несколько. Как объяснил в комментарии "Подробностям" Владимир Омельченко, эксперт энергетических программ по нефти и газу Украинского центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова, сейчас присутствие на рынке собственного бензина стало намного меньшим, сократившись в 2008-м до 45-48%.
Таким образом, у импортеров не всегда получается компенсировать дефицит. Здесь, по его словам, не последнюю роль играют проблемы с транспортировкой (речь идет о портах и железной дороге). К тому же, сейчас мало остатков топлива с прошлого сезона и не существует стратегического резерва государства. А нет его, кстати, по той причине, что еще не приняли соответствующий закон. Этот резерв, к слову говоря, мог бы использоваться в случаях форс-мажора, подобных, к примеру, этому. Стабилизационный же запас в условиях отсутствия соответствующего законодательства также формируется непонятным образом, отмечает аналитик, фактически - в ручном режиме.
Кроме того, свою роль играет сезонный фактор. Ведь именно с весны многие люди начинают персональный автосезон. К тому же, впереди посевная, а для этого необходимы нефтепродукты. Ко всему прочему, не стоит забывать, что у нас в стране существует возможность антиконкурентного заговора. И АМК, в свою очередь, далеко не всегда четко реагирует на это.
Не следует также забывать и о курсовой политике НБУ. Ведь гривна-то прочно привязана к доллару, а тот все время падает. Этот тренд плохо влияет на отечественный рынок. Ведь Евросоюз закупает нефть по ценам в евро, а Украина в такой ситуации оказывается в своеобразной зоне турбулентности из-за нестойкой позиции доллара.
Этот кризис, ко всему прочему, обнажил многие проблемы отечественного бензинового рынка, такие, к примеру, как не очень высокое качество отечественных энергоресурсов. По словам Владимира Омельченко, украинские нефтеперерабатывающие заводы не выдерживают конкуренции с иностранными игроками нефтерынка - их продукты низкого качества. Потому специалисты советуют заправляться на АЗС известных сетей, где цены на бензин средние и не зариться на бросовые расценки - чтобы потом не платить дважды.
По словам эксперта, кризис нынешний от кризиса 2005 года отличает то, что ранее часть отечественных нефтепродуктов на рынке составляла более 70%, а сейчас - менее 50%, то есть увеличился импорт. Кроме того, за три года, прошедшие между этими двумя кризисами, значительно подешевел доллар, что и влияет на динамику роста цен.
Есть также еще один фактор, который до сих пор влияет на внутренний бензиновый рынок государства, о котором украинские СМИ пытаются не упоминать в материалах по данной теме. В результате острого конфликта вокруг "УкрТатНафты" - россияне значительно сократили поставки нефти на Кременчугский НПЗ, и теперь он работает менее, чем на 50% своих возможностей.
Что касается исправления ситуации на рынке, то ее должно стабилизировать правительство. Однако пока что еще не видно, что четко делает КМУ с существующей проблемой, разве что, с инфляцией наш премьер горит желанием бороться.
Аналитики рынка сходятся на том, что бензин будет дорожать и далее, ведь цена нефти в ближайшие 3-4 месяца продержится на уровне 110-113 долларов за баррель (16 литров). И хотя цена того же 95-го на украинских АЗС вряд ли дойдет до евро за литр до осени, к концу года это возможно.
Напомним, что рост цен на топливо означает удорожание в любой сфере, где в себестоимости продуктов или услуг присутствует транспортная составляющая. Потому, кроме гипотетического заката автобума в Украине, ждем также и небольшого инфляционного рывка цен.
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас