Изнанка моды — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Изнанка моды

1664
Почти даром. Трудолюбивые китайцы готовы шить любую одежду по 12 часов в сутки. И украинские торговцы охотно этим пользуются.
Украинские торговцы одеждой получают до 300% прибыли, не утруждая себя подбором качественного и разнообразного товара. Кардинально ситуация изменится лишь через 5–7 лет.
При подготовке этого материала мы связывались со многими торговыми сетями. Но как только собеседники узнавали, на какую тему статья, их интерес тут же угасал, поэтому большую часть сведений пришлось собирать на условиях анонимности.
Привет из Азии
Нежелание торговцев рассказывать о своей внутренней "кухне" неудивительно. Ведь средний украинец тратит на одежду 15% годового дохода, тогда как европеец ограничивается лишь 7%. И это при том, что жители Германии или Испании куда богаче, да и одежда, которую покупают европейцы, более качественная.
Сегодня 80% доступной для украинских покупателей одежды шьётся в Китае и Юго-Восточной Азии. Хотя ещё 4-5 лет назад многие отечественные фабрики работали по давальческим схемам: сырьё в обмен на готовую продукцию с доплатой за пошив. В частности, в Украине шили одежду под марками Steilmann, Hugo Boss и Marks&Spenser.
Теперь же большинство крупных заказов выводят из Украины в Азию: в нашей стране выросли зарплаты, подорожали коммунальные услуги и энергоносители. Причём украинские швейные фабрики покидают не только иностранцы, но и отечественные бизнесмены.
"В Китае есть своё сырьё, а у нас ничего не выпускается: ткани и фурнитуру с трудом собираем по всему миру. К тому же китаец, работающий по 12 часов в день, доволен условиями, а в Украине люди, работая пять дней в неделю по восемь часов, уже недовольны зарплатой в $300–400", – объясняет модельер, президент концерна "Воронин" Михаил Воронин.
Поэтому даже с учётом транспортных расходов Азия остается привлекательной для многих известных торговых марок, которые размещают там своё производство. "И качество у них нормальное, если есть представитель, контролирующий производство", – добавляет Михаил Воронин.
Главный парадокс в том, что, выведя производство из Украины в Азию и тем самым удешевив пошив одежды, торговцы как-то "забыли" снизить на неё цену. При этом многие операторы не отрицают, что китайская одежда более низкого качества, чем сшитая в украинских цехах, но возвращаться обратно не намерены.
Правда, скоро эксперты ожидают подорожания и китайской одежды: свободных площадок для её производства в стране остаётся всё меньше. Потому самые дальновидные производители вновь эмигрируют, на этот раз в Таиланд, Вьетнам, Индию и даже на остров Маврикий.
Протащить по дешёвке
Однако отечественным бизнесменам экономии на стоимости рабочей силы мало, поэтому они пытаются не заплатить лишнего и на таможне. "Сегодня рынок одежды – один из самых теневых. 80% одежды и обуви ввозится в Украину нелегально или полулегально", – сказал участник рынка, пожелавший остаться неназванным.
Количеству и разнообразию способов ввезти одежду, минуя уплату налогов и пошлин, позавидовал бы даже Остап Бендер. Наиболее распространённый способ сэкономить на растаможке – ввозить её под видом секонд-хенда, который по украинскому законодательству не облагается пошлиной и, как ни странно, не подлежит санитарно-эпидемиологическому контролю.
"Можно лукавить и со страной-производителем, указывая в декларации, что одежда изготовлена не в Италии, а в Белоруссии или Казахстане, с которыми у Украины заключены межправительственные соглашения, дающие возможность беспошлинного ввоза товара", – сказал источник, близкий к таможенным органам.
Частенько импортёры "путают" материал, из которого сшита одежда или обувь. Поскольку натуральные ткани или кожа облагаются большим налогом, при пересечении границы многие вещи волшебным образом становятся синтетическими, а не натуральными. Весьма распространены и махинации с количеством товара или занижением его стоимости.
Но все эти уловки, позволяющие снижать себестоимость одежды, никак не сказываются на её цене для покупателя. Зато позволяют устанавливать розничную наценку в 200–300%. О высоком уровне наценки свидетельствует хотя бы тот факт, что объём рынка обуви в прошлом году в розничных ценах, по оценкам аналитической компании Pro-Consulting Group, составил $0,7–1 млрд. Тогда как официально в оптовых ценах (импорт и производство) оборот рынка не превышает $300 млн.
Общий же рынок одежды и обуви в 2008 году может достичь $4–5 млрд. – и это только легальные продажи. Более точных данных нет: крупнейшие сети не берутся называть какие-либо цифры, зачастую не раскрывая своих оборотов. Кроме того, даже в крупных городах около 50% всех продаж до сих пор осуществляется через рынки и уличную торговлю. А большинство сетей, равно как и 25% оборота всех "одёжных" денег, приходится на Киев.
Второй свежести
Но даже такие сверхприбыли не могут заставить торговцев одеждой уважать покупателей. Немало отечественных байеров (закупщиков коллекций одежды) не утруждают себя нелёгким выбором. Как правило, приехав в страну, где шьётся одежда, специалист по выбору коллекций ориентируется не на модные тренды, качество или оригинальность, а на дешевизну изделия.
В результате добрая половина магазинов имеет один и тот же ассортимент, отличающийся разве что названием на лейблах. Но есть ещё один способ кардинального удешевления товара, который часто применяют известные мировые торговые марки.
Байеры попросту едут на сезонные распродажи в Европу и скупают там оптом по дешёвке остатки предыдущей коллекции, добавляя к ней несколько вещей из новой коллекции, тоже купленные недорого. Этим объясняется, почему вещи из свежих коллекций поступающие в украинские магазины, нередко имеют небольшие дефекты. Цены при этом опять-таки выше, чем стоимость качественных вещей из коллекций в Париже или Милане.
Это подтверждает и Михаил Воронин: "Если мы запускаем в производство коллекцию, то она сегодняшняя. Если же людям предлагается одежда прошлого года – я её уцениваю. К сожалению, некоторые украинские предприниматели умудряются и её скупать по низким ценам, перешивать ярлыки и продавать втридорога, получая при этом сверхприбыли".
По его словам, сегодня Украина фактически представляет собой большой универмаг, в который разрешено свозить все обноски, никому не нужные на Западе, да ещё и обманывать людей при помощи рекламы. Так происходит с западноевропейскими коллекциями двухлетней давности, которые украинские предприниматели скупают по низким ценам, привозят в свои магазины и рекламируют как новые. "А ведь люди далеко не всегда могут правильно оценить то, в чём их убеждают", – подчёркивает Воронин.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что такая печальная ситуация сложилась потому, что большинство европейских торговых марок работают на нашем рынке не напрямую, а через систему франчайзинга. К примеру, количество магазинов в сети Sela уже превысило 60. Сеть Argo (United Colors of Benetton, Castro, Mango, Puma и др.) через несколько месяцев планирует расшириться до 50 магазинов. Компания Maratex Ltd, продвигающая такие ТМ, как Esprit, Peacoсks, Aldo и Milano, в 2008 г. добавит ещё 25 магазинов к нынешним 20, инвестировав в их открытие около 8 млн. евро.
Но несмотря на такое рвение в открытии новых магазинов, качество лучше не становится, констатирует инспектор Киевского городского общества по защите прав потребителей Андрей Мельник. "Нам часто приносят дорогую фирменную обувь, которая через 2-3 недели после покупки просто распадается на ноге", – рассказывает он.
Одежду, по его словам, обманутые покупатели несут гораздо реже. Не то чтобы она была более качественная – просто доказать низкое качество юбки или пиджака сложнее, чем размокших сапог. При этом г-н Мельник подчёркивает: на любой товар должен быть сертификат, который в магазине обязаны предъявлять по первому требованию покупателя.
Луч света
Рост франчайзинговых сетей вряд ли повлияет на качество и разнообразие одежды, уверены эксперты. Единственная надежда – на выход крупных международных сетей по продаже одежды без посредников.
Таким образом уже давно собирается зайти на украинский рынок испанская Inditex Group (ТМ Zara), но официальное открытие магазина каждый раз откладывается. Между тем, по словам аналитиков, в случае успеха испанцев в Украине сюда придут и другие крупные игроки, что значительно ускорит процессы структуризации рынка, сделает его более прозрачным.
И хотя отечественный рынок одежды и так себя весьма неплохо чувствует, ежегодно прирастая на 20–30%, эксперты утверждают: переломный момент уже наступил. И дальнейший подъём будет происходить в основном за счёт роста доли качественной продукции.
Но ожидать резкого перехода рынка на качественную одежду не стоит. Возможность носить достойные вещи, не выезжая в их поисках за границу, украинцы получат через 5–7 лет.
Шоп-тур. Где скидка выйдет
В Италии в загородных фирменных магазинах продаётся одежда: по нашим меркам, шикарная и дешёвая. Некоторые соотечественники уже открыли для себя эту возможность стать модниками
Шоссе А1 тянется из Рима во Флоренцию. Выезды с него ведут к огромным ангарам, где с большими скидками торгуют одеждой всех известных итальянских марок. Своей дешевизной, например, поражают вещи от Gucci, Prada, D&G и других модных домов. Всё объясняется просто: ведь на аренду простых помещений где-то за городом уходит гораздо меньше денег, чем на съём роскошного торгового зала в центре Рима или Милана. Так что компании руководствуются соображениями собственной выгоды. Покупатели находятся всегда.
Анна Симоненко
По материалам:
Фокус
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас