Арсений Яценюк считает дни — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Арсений Яценюк считает дни

Казна и Политика
558
В пятницу председатель Верховной рады Арсений Яценюк предложил лидерам фракций подписать политическое соглашение и тем самым разблокировать работу парламента. Если этого не произойдет, заявил спикер, то Верховную раду VI созыва ждет роспуск, основанием для которого может стать отсутствие пленарных заседаний в течение 30 дней.
Спикер Арсений Яценюк в пятницу собрал на очередное совещание лидеров парламентских фракций, чтобы договориться о разблокировании работы Верховной рады. В отличие от предыдущих заседаний, на которых Яценюк пытался на словах убедить депутатов начать работать, на этот раз он выдвинул им документально оформленный ультиматум. Спикер предложил лидерам фракций подписать "Политическое соглашение о возобновлении работы второй сессии VI созыва Верховной рады Украины", состоящее из шести пунктов.
Первый пункт касается "письма трех", подписание которого Арсением Яценюком стало поводом для блокирования работы Рады оппозицией. Как известно, руководство страны подписалось под письмом генеральному секретарю НАТО Яапу де Хоопу Схефферу, в котором сообщалось о готовности Украины присоединиться к Плану действий относительно членства в НАТО. В соответствии с соглашением фракции обязуются признать, что подпись председателя ВР под "письмом трех" не является "консолидированной позицией конституционного большинства состава Верховной рады".
Результатом подписания соглашения Яценюк видит разблокирование работы парламента. В соответствии с двумя последними пунктами документа, политические силы обязуются "воздержаться" от блокирования трибуны и "отказаться" от блокирования президиума Рады. При этом спикер предлагает "утвердить повестку" второй сессии, "исходя из принципов учета воли каждой фракции на компромиссной основе".
На совещании с лидерами фракций Яценюк заявил, что, если этот документ не будет подписан и, соответственно, блокирование продолжится, депутаты должны отдавать себе отчет в том, что это закончится роспуском парламента. "Если в понедельник не будет подписано соответствующее политическое соглашение или не найден другой компромисс на основании этого соглашения, то у нас будет идти 30-дневный срок, определенный ст. 90 Конституции. И мы с позором поставим крест на украинском парламентаризме", - позже заявил журналистам спикер.
По логике Яценюка, отсчет 30 дней начался с 13 февраля, после того как 12 февраля депутаты сумели закрыть первую сессию Рады и открыть вторую сессию. Отведенный же спикером месяц закончится 13 марта.
Примечательно, что ранее Яценюк неоднократно называл безосновательными разговоры о вторых внеочередных парламентских выборах. "Боливар этого не выдержит. Все. Я не вижу сегодня никаких оснований говорить о досрочных выборах", - сказал спикер 28 января. Более того, именно он заявлял, что норма о 30 днях не может распространяться на Верховную раду VI созыва. "Если они (Партия регионов) сложат 150 мандатов, то их (перевыборов.) точно не будет в силу того, что на этот случай распространяется прямая конституционная норма - на протяжении одного года Рада не может быть (дважды) распущена на одних и тех же основаниях", - сказал в одном из своих интервью Арсений Яценюк.
Угрозу спикера, заявившего о возможности роспуска парламента, не восприняли всерьез ни его соратники, ни противники. Пока ни одна из парламентских фракций не готова поставить свою подпись под соглашением. "Кроме признания Яценюком того, что его подпись не отражает точку зрения парламента, никаких реальных уступок со стороны большинства в этом соглашении не делается. А мы требуем, чтобы Яценюк отозвал свою подпись", - заявил народный депутат Александр Голуб (КПУ). В Партии регионов и НУНС Ъ сообщили, что "еще даже не видели документ". Впрочем, после того как перечислил депутату Юрию Мирошниченко (ПР) основные пункты соглашения, тот сказал: "Это абсолютно нормальная исходная позиция. Если это будет основой, то мы его подпишем". А в блоке Литвина заявили, что не видят смысла в подписании такого рода документов. Впрочем, все опрошенные депутаты высказали мнение, что компромисс будет найден, и Рада заработает. Однако даже уверенность в этом не мешает партиям демонстрировать свою готовность к перевыборам. "Наша позиция для нас принципиальна, и мы допускаем, что это может привести к досрочным выборам. Нас все время запугивали, что если мы не будем работать, то будут перевыборы. Мы это обсудили и решили не отступать даже в этом случае",– сказал Мирошниченко.
"Нынешний парламент имеет иммунитет от роспуска"
Роспуск Верховной рады VI созыва на основании любой из норм действующей Конституции в нынешнем году невозможен. Об этом министр юстиции Николай Онищук рассказал специальному корреспонденту Коммерстант-Украины.
- Насколько юридически безупречной является угроза роспуска парламента после 30 дней бездействия депутатов?
- Конституцией действительно предусмотрено, что в случае, если на протяжении 30 дней Верховная рада не может открыть заседание, у президента появляется право на роспуск парламента, что само по себе означает досрочные выборы. Но есть два аспекта, которые не совсем ясны с правовой точки зрения. Нынешний парламент имеет иммунитет от роспуска. Конституция предполагает, что президент не может распустить его на протяжении года, даже если Рада не заседает в течение месяца.
- На каком тогда основании Раду можно распустить? - Если 150 депутатов сложат свои полномочия. Однако со времени перевыборов были внесены изменения в закон "О выборах народных депутатов Украины" об обнулении списков. То есть, даже если 150 депутатов - предположим, членов фракции Партии регионов - сложат свои мандаты, на их место будут зарегистрированы следующие по списку кандидаты в депутаты. Но и тут есть лазейка. Если, предположим, это произойдет, можно будет констатировать неполномочность парламента, как это было во время летнего кризиса 2007 года. В любом случае роспуск парламента - это прерогатива президента. Однако конституционной гарантией является то, что сейчас парламент не может быть распущен по инициативе главы государства.
- Существуют ли какие-либо рычаги, чтобы заставить парламент работать? - Орган, который формируется посредством избрания, ограничивает другие способы влияния на него. Здесь можно применять, едва ли не исключительно, методы политического регулирования. Вообще, ситуация, в которой сейчас находится Рада, как и та, которая была во время прошлого кризиса, уникальна, потому что не имела прецедента с точки зрения политико-правовой действительности.
Сложно сейчас прогнозировать развитие событий, в том числе возможные правовые последствия. Не следует исключать, что для решения спорных вопросов будет привлечен Конституционный суд, который может рассмотреть вопрос о толковании существующих положений Конституции, когда речь идет о конкуренции двух конституционных норм.
По материалам:
Коммерсант-Україна
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас