Наши сети притащили продавца — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Наши сети притащили продавца

464
В этом году число покупок в украинских онлайн-магазинах удвоится, а рост оборотов интернет-торговли продлится еще несколько лет.
Владельцы украинских онлайн-магазинов довольны прошедшим годом - темп роста выручки интернет-торговцев далеко опередил рост розничного товарооборота. Даже по самым осторожным оценкам, в прошлом году оборот онлайн-торговли увеличился в полтора раза - рост дохода обычных магазинов по итогам года не превысил 30%. Антон Мартынов, руководитель проекта audiobooks.com.ua издательства "АудиоПланета", говорит о 200% роста, но делает оговорку, что это зависит от категории товаров. По подсчетам маркетолога интернет-магазина "Мобитрейд" Вадима Дубровина, в 2007 году рынок онлайн-торговли вырос на 60-80% по сравнению с 2006-м, а его объем составил от 160 млн до 250 млн долл. В этом году Дубровин ожидает 70-90% роста.
Городской бизнес
Несмотря на высокую динамику, в структуре розничной торговли Украины интернет-шопинг занимает менее 0,4%. Для сравнения: в США на долю онлайн-магазинов приходится более 2% розничных продаж.
Безоговорочным лидером сетевой торговли остается Киев. Ирина Кодий, и. о. руководителя службы интернет-продаж компании "Фокстрот. Техника для дома", утверждает, что в столице сосредоточено 80% этого рынка и лишь 20% находится в регионах.
Онлайн-торговля - бизнес городской. По данным маркетинг-директора ООО "Супермедиа-Украина" Оксаны Журавель, большая часть покупок через интернет совершается в Киеве - около 60%. Активно развивается интернет-торговля в восточном и южном регионах Украины: на Донецк, Днепропетровск, Харьков, Одессу и Симферополь приходится где-то четверть всех продаж. Западные, северные и центральные области обеспечивают онлайн-магазинам не более 15% выручки.
Большие и маленькие
Согласно рейтингу Bigmir, в январе 2008 года в Украине насчитывалось 3168 онлайн-магазинов.
"Всего лишь 2-3 года назад торговых площадок в сети было в 3-4 раза меньше, чем сегодня", - отмечает Вадим Дубровин. "В 2005-м в рейтинге Bigmir была всего одна тысяча магазинов, - подтверждает Ирина Кодий, - только за последний год их количество увеличилось на 50%". Впрочем, по ее мнению, эффективно работающих торговых площадок, составляющих конкуренцию Фокстроту, в сети не более 200. И только примерно у сотни магазинов годовой оборот превышает $1 млн.
Интересный факт: во всем мире большей популярностью пользуются интернет-магазины, являющиеся филиалами реально существующих. Например, в первой десятке электронных магазинов США восемь принадлежат большим розничным сетям или крупным производителям. В рейтинге крупнейших российских онлайн-магазинов уже в 2006-м тринадцать из первых двадцати являлись интернет-версиями реальных торговых компаний.
В Украине дела обстоят иначе - более успешны полностью онлайновые шопы. В двадцатке самых популярных виртуальных торговых ресурсов только одну позицию (17-е место) занимает интернет-магазин крупной розничной сети "Фокстрот". Согласно исследованиям компании Gemius Ukraine, проведенным в 2007 году, в рейтинге спонтанного знания интернет-магазинов покупатели отметили три главных игрока: fotos.com.ua, matrix.com.ua и ozon.ru - все три являются исключительно онлайновыми.
По мнению экспертов, украинские розничные сети выбирают неправильную стратегию продвижения для своих электронных магазинов. По словам Вадима Дубровина, владельцы сетей, выходя на интернет-рынок, не понижают цены на товары, по-прежнему ориентируясь на обычные магазины, и проигрывают онлайновым. Оксана Журавель тоже считает, что торговые компании ошибочно воспринимают онлайн-площадки как обычные торговые точки. Впрочем, большинство розничных сетей создают сайты скорее из соображений престижа ("все делают это"), чем с целью заработка. Им вполне достаточно объемов продаж реальных торговых точек, и электронное направление не является приоритетным.
Что продают
По словам Оксаны Журавель, в сети в основном представлены "товары вторичного спроса": компьютерная и бытовая техника, средства связи, косметика, книги, диски, товары для детей и дома. Продукты питания и дорогие предметы (машины, драгоценности и т. д.) вряд ли кто-то будет покупать через интернет, уверяет маркетолог Супермедиа-Украина. Соглашается с ней и Мартынов: "По моим наблюдениям, люди неохотно покупают в онлайн-магазинах, к примеру, продукты питания, поскольку невозможно проверить срок годности и качество. Не пользуется спросом и одежда - ее в большинстве случаев нужно примерять".
Цифра рынка
По итогам третьего квартала 2007 года интернетом пользовались 6,5 млн трудоспособных украинцев (21%), что на 3 % больше, чем годом ранее, данные исследования GfK Ukraine. Потенциальным клиентом онлайнового магазина является только каждый пятый украинец. Согласно исследованиям компании Gemius Ukraine, только каждый третий пользователь сети совершает покупки через интернет. Исходя из этого украинская аудитория онлайновых магазинов оценивается в 2,2 млн человек - это примерно каждый 15 представитель взрослого населения.
Стоимость покупки, совершенной через интернет, колеблется от нескольких десятков до нескольких сотен долларов. Например, средний чек торговых точек проекта audiobooks.com.ua - 75 грн. "Если говорить о SuperPhoto и SuperBook, - отмечает Журавель, - средняя сумма заказа по фототематике составляет 50-60 грн, по книгам - 80-100 грн". Средний чек в онлайновом Фокстроте равен $180, а средняя декабрьская покупка в Мобитрейде - $450.
И хотя все эксперты уверяют, что доверие покупателей к онлайн-магазинам заметно выросло, оплачивать покупки украинцы все равно предпочитают по факту: наличными курьеру, после того как убедятся в качестве заказанного товара. По статистике audiobooks.com.ua тех, кто оплачивает покупку только после доставки, почти 55%.
Игры подсознания
По мнению экспертов, украинский рынок интернет-торговли развивается бешеными темпами - по динамике развития он сейчас примерно в два раза обгоняет российский, где ежегодный рост онлайн-шоппинга составляет менее 40%. По ожиданиям Еврокомиссии продажи через интернет в Евросоюзе должны удвоиться через пять лет - в Украине объем торговли онлайн может увеличиться вдвое уже в текущем году. "Рост связан с возросшей доступностью интернета в Украине, - считает Дубровин. - Увеличилось число компьютеризированных рабочих мест, всевозможных интернет-кафе, у многих есть доступ к сети дома".
Впрочем, дело не только в росте числа подключений - заметно возросло доверие покупателей к интернет-магазинам. Эксперты объясняют этот факт выходом на просторы уанета известных крупных розничных сетей: "Эльдорадо", "АЛЛО", "Евросети", - что подсознательно увеличило доверие к дистанционной торговле. Кстати, некоторые специалисты полагают, что даже прогнозируемые на этот год 70-90% роста интернет-продаж - только "разогрев". По их мнению, настоящий бум на рынке онлайн-торговли Украины начнется через год-полтора.
ЭКСПЕРТиза
По материалам:
Контракти
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас