В газовом бизнесе обмануть невозможно — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

В газовом бизнесе обмануть невозможно

Энергетика
581
Украина постепенно исчерпывает свои газовые ресурсы. Несколько европейских стран уже прошли через это. Например, Британия полностью исчерпала свои газовые запасы. Тем временем потребление голубого топлива в Европе и мире растет с каждым годом. Растут и цены на газ.
Тем не менее, Украине удается покупать газ по одной из самых низких в Европе цен да еще и зарабатывать на его транспортировке. И свой транзитный потенциал страна далеко не исчерпала. Но не может ли случиться так, что украинская труба окажется никому не нужна? О будущем украинской газовой отрасли мы говорили с членом координационного совета компании "РосУкрЭнерго" Дмитрием Фирташом. Эксклюзивное интервью "Подробностям недели".
Руслан Сеничкин: Дмитрий Васильевич, добрый вечер!
Дмитрий Фирташ: Добрый вечер.
Руслан: Благодаря заявлениям политиков в той же прессе, много мифов родилось о компании "РосУкрЭнерго". В тоже время эта компания является поставщиком газа в Украину. Что такое "РосУкрЭнерго"?
Фирташ: Действительно, это правда, то что Вы сказали. Компания "РосУкрЭнерго" - это обыкновенная нормальная газотрейдерная компания, как есть например "Рургаз", "Газ-де-Франс", "Эйни". Контрактная база "РосУкрЭнерго" практически 75 миллиардов кубов газа в год. Это правильно сбалансированная компания по контрактным отношениям. и у этой компании есть три вещи самых главных: мы имеем закупку газа, мы имеем транзит газа, мы имеем продажу. Мы можем планировать свою себестоимость, мы можем планировать свою продажу. Контракт долгосрочный - до 2028 года. Это дает возможность правильно и конкретно выстроить ситуацию ценовой политики газа.
Руслан: Дмитрий Васильевич, в мире растут цены на энергоносители, на газ. Компания "РосУкрЭнерго" является основным поставщиком газа в Европу, ряду европейских стран. Вот, например, в частности, для Польши - цена 330 долларов за кубометр. Венгрия - 350 долларов, Румыния - 370 долларов. а цена газа для Украины на сегодняшний день составляет 179 с половиной долларов за один кубометр газа. Каким образом, можете объяснить, сегодня удается удерживать такую низкую цену для Украины?
Фирташ: Надо понимать, что Украина является одним из основных игроков газового рынка Европы. Да, потому что Европа получает газ после того, как получает Украина. Следовательно, чтобы привести газ в Европу и продать надо обеспечить в первую очередь Украину. И мы прекрасно с Вами понимаем ситуацию, что Украина в принципе не может заплатить большую цену за газ. Не потому что она хуже любого другого государства, которое рядом находиться возле нас. Но есть одна ситуация: она не может, потому что она всю жизнь жила на низких ценах. И промышленность сегодня не готова к этому, чтобы перейти сразу на большие цены. И мы когда закладывали себе себестоимость своей компании и выстраивали стратегию продаж, мы заранее учли маркетинговую ситуацию, что Украина не сможет платить нормальные деньги и надо будет понимать, как выходить из той ситуации. Зачем нам искусственные долги, которые ни к чему не приведут? Поэтому мы заранее понимали, что в Европе цена газа растет, как вы понимаете, что сегодня баррель нефти стоит 100 долларов, естественно цена газа выросла очень сильно. И мы знали эту конъюнктуру рынка, поэтому мы просчитали заранее, что в Европе будет подниматься цена и таким образом мы просчитали свой средний пакет продаж газа. И мы вышли на цену газа Украины, мы посчитали, что она реальная для Украины, что Украина может эти деньги заплатить и нам хватает в балансе той рентабельности, чтоб закрыть свою себестоимость и рассчитаться со своими поставщиками и транзитерами по странам.
Руслан: Что входит в цену на газ для страны? В частности для Украины? Как она формируется?
Фирташ: Вы знаете, что "РосУкрЭнерго" покупает в основе среднеазиатский газ. Это где-то 42 миллиарда кубов газа получается туркменского, где-то 10 миллиардов - узбекского и 9 с половиной - казахского, и весь остальный мы докупаем до 75 миллиардов, мы докупаем русский газ. Это долгосрочные контракты. Они каждый имеет свою цену, то есть, например, если мы говорим, что Туркмения имеет цену, скажем, среднюю цену по этому году 140 долларов, Узбекистан сегодня дает уже 175-180 долларов средняя цена и Казахстан тоже 180, а Россия дает 314 на границе Украины и России.
Руслан: Сегодня Украина является полноценным газовым игроком на европейском рынке благодаря опять-таки своей газотранспортной системе. Может ли строительство альтернативных газопроводово лишить Украину этого преимущества, случиться так, что труба, газовая труба в Украине, получиться так, что она будет никому не нужна?
Фирташ: Я думаю. что так не будет. Есть, конечно, опасение другого плана. Украине действительно надо в 2008 году сделать серьезное определение, куда она движется. Почему? В то время, когда выросла цена газа до 350 долларов в среднем по Европе, это практически возле наших границ, Россия получила уникальную ситуацию: она может теперь себе определять возможность, через какие потоки диверсифицировать свои поставки газа. И учитывая, что сегодня Украина занимается больше политическим делом, то государство должно разделить политику и бизнес, а не пугать с каждым приходом нового правительства, что они пересматривают цены. Они сами заставляют Россию думать над тем, надежный ли партнер Украина в поставках и транзите газа. Правильно я говорю или нет? И поэтому стоит один вопрос: Россия начинает думать, как строить обходные трубопроводы. она просто хочет разложить свои риски по разным корзинам, что бы быть уверенным, что она не полностью зависит... Для Украины это очень плохо на самом деле. То, что подписали в Болгарии, это уже имеет для Украины проблему. Это ограничит уже порядка на 30 миллиардов кубов газа через Украину. И Украине над этим надо задуматься. Потому что одно дело, мы сегодня транзитируем 120 миллиардов кубов газа, другое дело - завтра мы будем транзитировать 60. А себестоимость транзита будет таже. И тогда не будет стоять вопрос, за сколько мы берем за газ, за транзит, а будет стоять вопрос, сколько денег нам хватает для рассчитаться за ту себестоимость, которая у нас есть.
Руслан: Юлия Тимошенко недавно заявила о планах строительства газопровода "Белый поток". Насколько реален этот проект?
Фирташ: Я считаю, что для того, чтобы строить любой трубопровод, надо в первую очередь иметь контрактую базу и быть уверенным, что у тебя есть этот газ. Контрактная база Туркменистана достаточно четко построена. И весь газ сегодня уже продан. И вы наверное слышали заявление МИДа. Второй вопрос, который я думаю, что проблемный - это Каспий. На Каспии находиться 5 стран. Они до сегодняшнего дня не поделили Каспий как море. Поэтому, как вы будете строить эту трубу? Задаю Вам вопрос? Как можно туда поставить что-нибудь? Это невозможно.
Руслан: Помимо усиления транзитного потенциала в Украины есть перспективы собственной добычи газа?
Фирташ.: Я считаю, что Украина должна акцентировать два момента. Первое - она должна понять одну вещь, что была монополия до определенного этапа времени. Сейчас на 2008 год, когда мы это обсуждаем, Украина теряет монопольную ситуацию, нам надо думать, как убедить продавцов газа в том, чтобы они нам поверили и на нам разместили свои заказы, потому что это наши деньги. Транспорт - это наши деньги. Если "Газпром" продает газ, то Украина продает транспорт. "Газпро"м зарабатывает деньги в Европе на газе, мы зарабатываем на транспорте. Поэтому нам терять этого нельзя. Второе, что я думаю, что сегодня не секрет - есть конкретное предложение, которое надо делать - это "Багрычаны-Ужгород". Это достройка трубопровода, это 600 километров, который даст практически возможность Украине где-то порядка 30 миллиардов кубов газа увеличения транзита и где-то в деньгах это порядка до 500 миллионов долларов. Если сегодня Украина получает 2 миллиарда долларов за транзит в бюджет, то только этим решением она увеличит порядка 500 миллионов долларов. Это контракт и эту достройку трубы можно сделать делать в течении следующее года - 2009. То есть я считаю, что это действительно правильный проект. Что касается добычи на Украине. Я считаю, что сегодня Украина добывает 20 миллиардов кубов газа. И Украине действительно надо задуматься над ситуацией, что ей делать дальше. Учитывая, что у нее есть Черное море и шельф, есть такая компания, как "Черноморнефтегаз", им надо уделить внимание. По нашим оценкам, и газпромовским оценкам, мы считаем, что в течении 5 лет можно доразведовать и начать добывать еще порядка 10 миллиардов. Это большая цифра. Это практически добавит треть газа, который пойдет в Украине населению.
Руслан: В ситуации, когда тема газовых поставок в Украине стала конфликтной, может ли компания "РосУкрЭнерго" на сегодняшний день гарантировать стабильность газовых поставок?
Фирташ: Ну если вы заметите...
Руслан:... И газа в Европу, я добавлю.
Фирташ: Пожалуйста. Я на этот вопрос отвечу Вам очень просто. Если вы вспомните 2006 год 4 января, это было показательное выступление, когда политика не могла договориться между собой, а бизнес сработал правильно. И было решение, когда Украина получала газ, и оно не влияло ни на какие политические заявления. Поэтому надо разделить эту ситуацию. надо понимать, что газ мы как поставляли, так и поставляем, мы не можем не поставлять, потому что у нас есть обязательства контрактные, и мы за это несем ответственность.
Руслан: То есть европейские страны, в частности, Вы можете успокоить?
Фирташ: Ну европейские страны нас знают, они, по-моему, и не переживают. Они не обращают на это внимания абсолютно, по той причине, что мы выполняем все свои контрактные обязательства и ни разу их не нарушили. Газовый бизнес - это очень узкий сегмент, и здесь обмануть никого нельзя. Если один раз ты чего-то не сделал, то второй раз можешь не приходить.
Руслан: Спасибо вам за интервью.
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас