Генераторы провала — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Генераторы провала

670
Правительство Виктора Януковича пакует чемоданы. Эксперты же начинают подводить итоги его работы. Как выяснила Деловая столица, к числу явных провалов уходящего Кабмина независимые экономисты отнесли зашкаливающую инфляцию, рекордное отрицательное сальдо внешнеторгового баланса и замедление роста экономики. В то же время наблюдатели признают, что именно нынешнее правительство оказалось самым последовательным проводником налоговой реформы. Хотя ее суть во многом была спорной.
Команды не получилось
Наблюдатели считают, что неудачи правительства были прогнозируемы изначально. "Для нормальной работы Кабмину нужно было принять программу действий и придерживаться ее. Работа правительства не может быть спонтанной. Однако такой программы у него не было", - говорит руководитель отдела моделирования и краткосрочного прогнозирования Института экономики и прогнозирования НАНУ Ирина Крючкова. Не преуспели на ниве планирования своей деятельности и отдельные министерства.
О намерении разработать комплексную программу расширения экспортного потенциала Украины объявил только министр экономики Анатолий Кинах, пришедший в Кабмин весной 2007 г. Но ее проект появился лишь месяц назад. Полное бездействие власти в части улучшения структуры внешнеторгового оборота привело к плачевным последствиям: за десять месяцев этого года отрицательное сальдо торгового баланса страны достигло рекордных $8,2 млрд, что на 68,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Негативную роль, по мнению экспертов, также сыграло квотное распределение должностей в составе правительства. В результате о слаженной работе не могло идти речи изначально. "Его нельзя рассматривать как единую команду. В Кабмине был довольно сильный финансовый блок под руководством первого вице-премьера Николая Азарова. В то же время мало кто может сказать, чем занимался энергетический блок", - говорит директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский.
"Валентина Семенюк, к примеру, является ярым противником продажи государственных предприятий. И именно она возглавляет Фонд госимущества, в задачи которого входит наполнение казны от приватизации. В результате приватизация была фактически законсервирована (по итогам десяти месяцев в бюджет от приватизации поступило 2,02 млрд грн., или 19% от плана. - ред.)", - дополнил коллегу директор экономических программ Центра экономических и политических исследований им. Разумкова Василий Юрчишин.
Кроме того, не смогли сработаться как единый механизм коалиционное правительство и парламентское большинство. Пожалуй, один из самых ярких примеров этого - неудавшаяся попытка Кабмина преодолеть кризис в сфере тендерных закупок. Намерения экономического блока правительства под руководством Николая Азарова ограничить права Тендерной палаты неоднократно проваливались в парламенте при участии депутатов от Партии регионов, СПУ и Компартии.
"Система тендерных закупок на сегодняшний день стала настолько сложной, что изменить ее можно только при наличии сильной поддержки Кабинета Министров парламентом. Эта ситуация напоминает отмену льгот для специальных экономических зон при премьере Юлии Тимошенко. Тогда это было очень непопулярное и тяжелое решение. Но инициативы Тимошенко были поддержаны работающей Верховной Радой - и отмена льгот была проголосована как закон", - пояснил Бураковский.
Не сложились отношения у Кабмина и с местными властями. Областные государственные администрации несколько месяцев подряд игнорировали указания правительства по ограничению цен на потребительские товары. В итоге продукты питания с начала года подорожали на 21%. При этом рост по отдельным видам был еще более впечатляющим. Растительное масло выросло в цене на 69,1%, сливочное - на 39%, мука - на 34%. При этом сказать, какую роль в повышении цен на продукты сыграла ситуация в АПК, а что остается на совести продавцов, сейчас не берется никто. Главным же результатом бездарного руководства стала шокирующая инфляция, которая к декабрю составила 14,2%.
Кого обидел Кабмин
Впрочем, у наблюдателей есть немало поводов попенять на неудовлетворительную работу и экономического блока Кабмина. "Правительство Виктора Януковича вообще не уделяло внимания вопросам дерегуляции бизнеса. За время его работы в этой сфере не было проведено никаких реформ. В результате развитие малого и среднего бизнеса было значительно затруднено", - говорит Юрчишин.
Стоит напомнить, что Николай Азаров всегда был последовательным противником упрощенной системы налогообложения, по которой работают практически все "малыши". И лишь когда впереди замаячила перспектива отставки, Николай Янович сменил гнев на милость. При его непосредственном участии в проекте бюджета на следующий год было прописано положение о предоставлении пятилетних налоговых каникул для малого бизнеса. А вот облегчением процедур лицензирования и разработкой четких правил проверок бизнеса многочисленными контролирующими органами в этом Кабинете заниматься было некому.
Затаили обиду на уходящее правительство и аграрии. "Аграрный сектор у Кабмина традиционно остается на втором плане. Однако в этом году его действия были предельно непрофессиональными. О том, что урожай в 2007 г. как в Украине, так и в мире окажется значительно меньше, чем в предыдущем, стало известно еще весной. То есть позаботиться о предотвращении нехватки сельхозпродукции можно было уже тогда. В частности, облегчить возможность импорта сельхозпродуктов в Украину. Вместо этого правительство в пожарном порядке решило ограничить экспорт, нарушив рыночные схемы, которые уже сложились в стране, а рост цен на продукты не был остановлен", - говорит Юрчишин.
Недовольны работой предыдущего состава Кабмина и местные власти. "На фоне предшественников правительство Виктора Януковича отметилось еще более сильной тягой к централизации управления. Местные власти теряют все больше своих полномочий. В 2007 г. распорядителями средств по программам капитальных вложений в регионах стали министерства. До этого единым распределителем был Минфин и его роль сводилась к своевременной передаче предусмотренных в бюджете средств. Теперь же соответствующие министерства практически в ручном режиме определяли каждый объект, на который выделяются деньги. В результате не были освоены миллиарды гривень, предусмотренных на финансирование регионов. Такая политика неизбежно ведет к коллапсу системы государственного управления. Кроме того, значительные проблемы для местных властей создал необоснованный рост социальных выплат, поскольку ответственность за своевременность их проведения перекладывают на местные бюджеты", - говорит эксперт Ассоциации городов Украины Юрий Ганущак.
Скромные достижения
Тем не менее уходящему правительству есть что записать в свой актив. Среди достижений, которым оно может гордиться, - значительный приток прямых иностранных инвестиций. За девять месяцев этого года их объем составил $5,3 млрд, что на 70,5% больше, чем за соответствующий период 2006 г. Именно это зафиксируется в памяти наблюдателей. А вот то обстоятельство, что большая часть средств пошла в финансовый сектор и скупку недвижимости, забудется очень скоро. На долю промышленности досталось около 20% от общего объема вложений. В финансовый сектор за это же время ушло около 30% от всех иностранных инвестиций. Еще около 10% - в строительство и 7,5% - в скупку недвижимости.
"Значительная часть инвестиций - это кредитные средства. Однако сам факт того, что нам дают в долг, означает, что доверие к экономике растет. Стоит также отметить значительный рост инвестиций в основной капитал. Причем этот процесс не сокращался во время избирательной кампании. Обычно на время выборов у нас в стране наступает инвестиционная пауза. В этот раз такого не было", - говорит Крючкова.
Кроме того, эксперты отмечают стремление финансового блока Кабмина провести реформу бухгалтерского учета и работу над созданием налогового кодекса. Однако эпопея с разработкой проекта кодекса, призванного упростить налоговый учет, не увенчалась успехом. Перебои в работе Верховной Рады помешали рассмотрению его депутатами. А следующий Кабинет Министров может начать работу над документом с нуля.
К безусловным успехам эксперты относят прогресс в переговорах по вступлению Украины в ВТО. При участии нынешнего правительства была закончена работа над пакетом законопроектов, необходимых для вступления в эту организацию. Все они были приняты Верховной Радой и подписаны главой государства. В согласии с Президентом Кабинет принял волевое решение удовлетворить денежные притязания Кыргызстана, что наконец позволило подписать двухсторонний протокол с этой страной и начать переговоры по тексту доклада рабочей группы.
"Негативную оценку деятельности Кабмина следует рассматривать как запрос экспертной среды к правительству как таковому. То есть следующему составу Кабинета стоит принять во внимание эти замечания при планировании своей работы", - резюмирует Бураковский.
Впрочем, вполне вероятно, что сменщики нынешнего правительства могут наступить на те же грабли. Новый Кабинет, как и уходящий, также будет коалиционным, ему будет сложно (при наличии сильной оппозиции) проводить свои решения через парламент. Наконец, не факт, что КМ Юлии Тимошенко сможет быстро подготовить конкретный план действий. Так что по его уходу эксперты вполне смогут озвучить аналогичные претензии.
Екатерина Прищепа
По материалам:
Деловая Столица
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас