Хватательный рефлекс


Хватательный рефлекс

Прошлый вторник ничего хорошего коалиции не принес - голосование по кандидатуре премьера с треском провалилось. Нерезультативной оказалась прошедшая неделя и для оппозиции, которая не смогла добиться для себя главного - распределения парламентских комитетов.

Поэтому на этой неделе депутаты снова начнут с нуля. В повестке дня вторника, кроме голосования по кандидатуре премьера, значатся вопросы об отставке правительства, формировании нового Кабмина, досрочном прекращеним полномочий депутатов, которые уйдут в исполнительную власть, избрании первого вице-спикера и вице-спикера, а также руководства парламентских комитетов и спецкомиссии по вопросам приватизации.

Не исключено, что в этот раз народные избранники, чтобы решить свои проблемы, нарушат установленный порядок и сперва распределят парламентские комитеты и изберут вице-спикеров, а лишь после этого исполнят заветное желание Юлии Тимошенко занять премьерское кресло.

Большие возможности "малых" партий Очередные выходные для представителей политических фракций прошли в жарких дискуссиях, кто и чем будет заниматься в новой Верховной Раде. Еще в пятницу политические стороны сошлись на предварительных договоренностях по квотам комитетов. Руководство ПР проводит кастинг на должности руководителей комитетов по вопросам аграрной политики и земельных отношений, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, финансов и банковской деятельности, а также примеряется к комитетам по вопросам свободы слова и информатизации, социальной политике, транспорту и связи. Еще один "нескучный" комитет, который может достаться "регионалам" за партийные заслуги, - по вопросам регламента, депутатской этики и обеспечения деятельности Верховной Рады.

Вокруг двух правовых комитетов - по правовой политике и правосудию - между представителями Партии регионов и "Нашей Украины - Народной самообороны" развернулась нешуточная борьба. По состоянию на субботу эта квота так и не была распределена между двумя фракциями.

По информации источника "ДС" в Партии регионов, это связано с тем, что руководить данными комитетами изъявили желание большое количество депутатов как со стороны НУНС, так и со стороны ПР. Другая причина задержки в переговорах - нежелание НУНС отдавать комитет по правовой политике, куда "регионалы" хотят назначить главой Сергея Кивалова (№28 в списке партии). Эта кандидатура не устраивает "нашеукраинцев", а с заменой "сине-белые" окончательно не определились.

Список комитетов у Владимира Литвина хотя и небольшой, но более интересный. Кроме "денежного" бюджетного комитета, блоку, по предварительным договоренностям, достались комитеты по правам человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений.

Коммунисты изначально претендовали сразу на три парламентских портфеля, желая возглавить комитеты по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией и по экономической политике, а также специальную контрольную комиссию Верховной Рады по вопросам приватизации.

Помимо этого, они желают увидеть по правую руку от спикера Адама Мартынюка (№6 в списке КПУ). Однако в обмен на пост вице-спикера парламентское большинство заставляет коммунистов отказаться от главенства в одном комитете. Вероятнее всего, коммунисты на это пойдут. Несмотря на вторичность должности первого вице-спикера, заместитель председателя ВР наделен весьма солидными полномочиями. Согласно регламенту он курирует весь бюджетный процесс, а также деятельность парламента и Секретариата. В случае болезни или длительного отсутствия спикера, его заместитель получает право подписи. Если коммунисты предпочтут должности вице-спикера комитет, Партия регионов намерена выдвинуть своего кандидата на пост в президиуме Рады. Предположительно, на это место метит Раиса Богатырева (№2 в списке ПР).

В любом случае коммунисты имеют возможность полностью сосредоточить в своих руках вопросы приватизации. Через экономический комитет, на который они претендуют, проходят все вопросы, связанные с продажей госимущества, - от приватизации отдельных объектов до утверждения программы приватизации на год. Спецкомиссия по вопросам приватизации контролирует экономический комитет и приватизационную деятельность исполнительной власти. Лидера БЮТ Юлию Тимошенко устраивают такие кадровые расклады. На первых порах именно с коммунистами она может найти взаимопонимание по вопросам приватизации. КПУ выступает за национализацию всей госсобственности, БЮТ - за реприватизацию незаконно проданных объектов.

По другим вопросам экономический комитет в большинстве случаев займет нейтральную позицию. Комитет Верховной Рады предыдущего созыва при колоритном членском составе (Ринат Ахметов, Борис Колесников, Григорий Скударь, Николай Янковский) и с лояльным к правительству руководителем (Владимир Заплатинский №231 в списке ПР, не прошел в Раду) мало чем помог правительству. Важные для Кабмина законы, вроде снижения кворума для проведения собрания акционеров (с целью сменить руководство "Укрнафти"), так и не увидели свет.

Разделяй и властвуй

Не считая спора вокруг правового комитета, депутаты от НУНС, согласно ранее озвученным договоренностям, могут получить четыре комитета: по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности, а также по вопросам строительства, региональной политики и местного самоуправления. Оставшиеся, в основном гуманитарные комитеты и комитет по национальной безопасности и обороне, поделят депутаты-бютовцы.

Из экономических им достался комитет по вопросам промышленности, регуляторной политики и предпринимательства. Впрочем, Юлия Владимировна может заполучить куда больше. На прошлой неделе парламент утвердил далеко идущее решение о создании нового комитета - по налоговой и таможенной политике, во главе которого также может стать сторонник Юлии Тимошенко. Он отберет налоговые и таможенные полномочия у комитета по вопросам финансов и банковской деятельности и, соответственно, сократит влияние на стратегические комитеты "регионалов". В компетенцию депутатов налогового комитета попадают такие вопросы, как система налогообложения в целом, регулирование общегосударственных и местных налогов, других доходов бюджетов всех уровней неналогового характера, а также страховые начисления на фонд оплаты труда. Кроме того, комитет займется деятельностью налоговых органов, налоговых льгот, налогового долга и обязательств. Еще он будет ведать деятельностью таможенных органов, законодательно регулировать рынок спирта, алкоголя и табака. А главное, депутаты нового парламентского комитета, согласно порядку, получают право согласовывать назначения и увольнения с должностей, связанных с предметом их ведения в исполнительной власти.

Ранее уже предпринимались как минимум две попытки создать аналогичный парламентский комитет - в 2002 г. и летом этого года, однако окончательное решение тогда так и не приняли. Теперь эту идею инициировал Николай Катеринчук (№5 в списке НУНС). По словам Катеринчука, он озвучил ее Юлии Тимошенко в прошлый понедельник во время встречи лидера БЮТ с депутатами фракции НУНС с целью скорейшей доработки и принятия Налогового кодекса. "Юлия Тимошенко и Александр Турчинов одобрили мое предложение.

На следующий день в парламент был внесен проект соответствующего постановления Верховной Рады, подписанный всеми лидерами фракций", - рассказал "ДС" Катеринчук. Он отметил, что комитет по финансам и банковской деятельности традиционно самый загруженный в ВР. А профильные депутаты, заваленные текучкой, физически не успевают рассмотреть объемные инициативы. Создание нового профильного комитета, по мнению инициатора этой идеи, должно изменить ситуацию. Уверенность в этом Николай Катеринчук, вероятно, демонстрирует по простой причине - надеясь возглавить его. Еще один кандидат на пост главы налогового комитета Сергей Терехин (№24 в списке БЮТ) к его созданию относится негативно. "Законопроекты, влияющие на доходную часть госбюджета, должны рассматриваться в одном комитете. Я слабо себе представляю, как можно регулировать рынки финансовых услуг без адекватного изменения фискального законодательства. Кроме того, для успешной работы правительству нужны союзники как минимум в двух комитетах - бюджетном и налоговом.

Первый будет расписывать затраты, а второй - искать источники их финансирования", - говорит Терехин. Не в восторге от этой идеи и Партия регионов. "Невозможно разорвать финансы и налоги", - уверяет "ДС" первый заместитель комитета по вопросам финансов и банковской деятельности Рады V созыва Николай Круглов (№39 в списке ПР). Он убежден, что создание налогового органа приведет к частым спорам депутатов налогового и финансового комитетов. "Вопросы, принятые одним комитетом, неизбежно будет оспаривать другой. Эти трения начнут выноситься в сессионный зал", - убежден депутат. Увеличение численности комитетов в парламенте не пойдет на пользу законодательному процессу Рады, считает президент Бюро экономических и социальных технологий при СКМ Валерий Гладкий. "Чем больше их, тем большее количество законодательных игроков и, соответственно, виз и согласований внутри парламента. Процесс разработки законодательства усложнится", - пояснил он в интервью "ДС".

Понятно одно, что создание такого комитета автоматически снизит рейтинг двух других - в первую очередь по вопросам финансов и банковской деятельности и бюджетного комитета. Будущему главе Кабмина это на руку. По предварительным договоренностям между фракциями пост главы бюджетного комитета достанется соратникам Владимира Литвина.

Ожидаемый претендент на эту должность - Николай Деркач (№3 в списке), в прошлом министр экономики и губернатор Днепропетровской области. Приход Деркача позволит Минфину во главе с Виктором Пинзеником (№6 в списке БЮТ) провести децентрализацию бюджетов и ввести сложный налог на недвижимость. При всех идеологических расхождениях Деркач - лучшая кандидатура для правительства Юлии Тимошенко, нежели Николай Азаров (№6 в списке ПР), претендовавший на этот пост ранее.

И. о. первого вице-премьера, министра финансов Азаров предварительно остановил свой выбор на финансовом комитете. С одной стороны, при таком разделении политических сил Николай Янович уже не сможет вмешаться в подготовку и принятие госбюджета на следующий год. Не станет он костью в горле и при разработке Налогового кодекса. Зато в силах Николая Азарова похоронить идею лидера БЮТ по возврату в течение двух лет задолженности вкладчикам Сбербанка СССР. Чтобы реализовать заветную мечту Юлии Владимировны, в первую очередь предстоит сменить главу и состав наблюдательного совета Ощадбанка, а без согласия председателя профильного комитета сделать это крайне сложно.

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
В Контексте Finance.ua
Опросы