Азиатский премиум-партнер — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Азиатский премиум-партнер

196
От экономического подъема Индии и Китая у мира захватывает дух. Пока по иностранным инвестициям, экономическим показателям и торговле Китай находится впереди. Однако его соседка Индия, которая начала свою либерализацию на десять лет позже Китая, наверстывает упущенное.
Некоторые экономисты считают, что через 15 лет Индия перегонит Китай - благодаря реформам и благоприятной демографической ситуации.
Когда министр финансов Индии, который носит прекрасное имя Паланиаппан Хидамбарам, выступает перед международной аудиторией, он почти всегда произносит одну и ту же речь. В ней говорится о быстром подъеме Индии, о кризисе платежного баланса 1991 года, о реформах, с помощью которых страна открыла для себя мир, об удвоенном торговом балансе и утроенных иностранных инвестициях, о мощной индустрии программного обеспечения и индийских предприятиях мирового значения. Но прежде всего речь идет о будущем Индии, о ее миллиардах людей и возможностей, о ее потенциале клиентов и потребителей... Но в конечном счете о том, что Индия все еще является больше "перспективой и потенциалом", чем "сегодняшним днем и фактом".
Возможно, в настоящее время это основное отличие в развитии двух азиатских супердержав. В то время как Китай уже частично превратил свое будущее в настоящее, Индия все еще пытается это сделать.
Однако за последние три-четыре года Индия очень существенно сократила свое отставание. По мере этого Хидамбарам вставляет в свою стандартную речь все более значительные цифры. Три года назад на India Economic Summit он сообщил, что в последующем десятилетии показатели роста ВВП Индии составят 7% ежегодно. Кроме того, правительство намерено инвестировать в инфраструктурные проекты $150 млрд. Год назад на Asia Investment Conference министр финансов говорил уже о 9% роста и $320 млрд. на инфраструктуру. И в течение ближайших пяти лет.
Это планы.
Но реальные показатели также "уходят в небо". Индекс биржевых котировок Sensex с 2003 года вырос более чем в шесть раз – до 18 000 пунктов, индийская рупия в прошлом году укрепилась на 15% по отношению к доллару США; прямые иностранные инвестиции в 2006 году составили $15,7 млрд., промышленное производство в первой половине года возросло на 12%, экспорт увеличился на 30%. В Индии нет ни одной экономической кривой, которая не уходила бы круто вверх.
Но гораздо более важным является то, что такое бурное развитие сегодня вполне очевидно. Это вызывает значительный интерес западных стран к индийскому экономическому прорыву. Так, бундесканцлер Ангела Меркель во время своего недавнего визита в Индию, уже формируя первое впечатление, увидела страну, которая осталась скрытой от глаз ее предшественника Герхарда Шредера во время его визитов в 2001 и 2004 годах.
Миллионные города Южной Азии - Мумбаи, Дели, Ченнаи, Хайдерабад и Бангалор, которые раньше вплоть до центральных бизнес-кварталов отличались от полированных стандартов Сингапура, Бангкока, Рио-де-Жанейро, Найроби и Йоханнесбурга, теперь сравнялись с мировыми нормами. К большой радости менеджеров, на которых раньше довольно угнетающе действовала воняющая, пыльная, громкая, толпящаяся и попрошайничающая индийская действительность с постоянными дорожными пробками.
Сегодня едва ли кто-то разворачивается на каблуках, если имеет дело с Индией. Наоборот, здесь, как и везде, вырастают как из-под земли начищенные до блеска гостиницы и больницы, аэропорты и офисные здания, бензоколонки и Shopping-Malls, Flagship-Stores и рестораны быстрого питания. И делают страну одной из многих достаточно комфортабельных целей для поездок. С тем симпатичным отличием, что в Индии поставлена цель сделать английский язык языком ведения бизнеса. Это на удалении почти семи часов полета на Lufthansa от Франкфурта и Мюнхена. "Индия сегодня не сложнее любой другой азиатской страны", - считает бизнесмен Бернхард Штайнрюке.
Индия превратилась из не очень сильного "хозяина" Южной Азии в региональную державу с мировым значением. Этот субконтинент перевел европейскую историю успеха, плюрализма и демократии на язык Азии. В ООН ее позиции во многом совпадают с мнением стран-членов ЕС. И, в отличие от Китая, Индия не "торпедирует" систематически своей энергетической политикой попытки Европы поставить сотрудничество с пороговыми и развивающимися странами в зависимость от политических реформ. Или, короче говоря, Индия - это страна, которая по своим ценностям находится гораздо ближе к ЕС, чем, скажем, Китай или Россия.
Самыми важными инвесторами на субконтиненте с 2006 года являются американские и немецкие компании. Так, свои филиалы здесь основали более 1600 немецких предприятий (Китай - 3000). Они построили производственные мощности, направили на субконтинент своих представителей и бодро двигаются все вперед и вперед.
Новости поступают со всех сторон. Siemens объявил, что собирается увеличить свою активность в Индии и в течение следующих трех лет удвоить оборот до 2,2 млрд. евро. BMW, Daimler и строитель туннелей Herrenknecht покупают новые заводы. Bosch "кладет на стол" 250 млн. евро на покупку еще одного пакета акций своей индийской "дочки" Mico. Muenchener Rueck объявляет о своем вхождении на рынок страхования. Allianz планирует расширить свое предложение еще на один банк. DKV начинает страховать здоровье индийского среднего класса.
Интерес основывается на взаимности. К примеру, в то время как Германия до конца 2006 "закачала" в Индию 1,27 млрд. евро, индийские предприятия отправились на шоп-тур в Германию. Наряду с фармацевтическими фирмами Betapharm, Heumann и Esparma индийских владельцев получили также автопоставщик Peiner, производитель ветровых установок Repower и завод Wockhardt Flanschenwerk. Мировой общественности давно известны названия таких индийских фирм, как стальные концерны Mittal (покупка Arcelor) и Tata (покупка Corus), кузницы программного обеспечения Infosys и Wipro, великаны генерики Dr. Reddy's и Ranbaxy, а также смешанный концерн Reliance.
В Индии предприятия интересуются, прежде всего, машинами, измерительной техникой и системами автоматического регулирования. Они составляют половину всего экспорта. В отличие от более раннего периода предприятия перерабатывающей промышленности уже в течение трех лет растут быстрее (12%), чем экономика в целом (9%). Экономический подъем Индии получил, наконец, промышленную основу.
Фактически Индия частично копирует китайскую модель экономического развития - с массивными инвестициями в инфраструктуру и промышленность. Вместе с планами автопроизводителей до 2012 года будет инвестировано около пяти миллиардов долларов. 1,4 миллиона транспортных средств сошли с конвейера в 2006 году. Это четверть от показателей в Китае. Только продукции немецкого автомобильного сектора индийские предприятия импортировали в 2006 году на 192 млн. евро (+65%). Однако для немецких автопроизводителей этого недостаточно. Они входят, хотя и со значительным опозданием, на индийский рынок. BMW, Daimler и Volkswagen, который в 2009 году вводит в эксплуатацию свой завод в Пуне. 110 тыс. автомобилей (Китай - 900 тыс.) должны сходить там с конвейера.
В страховом, банковском и финансовом секторе также царят настроения золотоискателей. "Зарплаты стремительно растут, текучесть рабочей силы высока, обороты огромны", - говорит Кристиан Люткехаус, который со своим инвестиционным бутиком Portelet уже десять лет находится на рынке и впервые ощущает, что индийские бизнесмены действительно устойчиво инвестируют в будущее своих фирм и в будущее страны. "В отличие от прошлых времен, производительность большого количества имеющихся финансовых средств резко повысилась. Индия переживает бум", - говорит Люткехаус.
Перспективы блестящие. Более половины населения страны - моложе 25 лет и стоит в начале своей профессиональной и потребительской жизни. Молодые индусы покупают дома, автомобили и потребительские товары. Компании, занимающиеся кредитными карточками, сообщают об экономическом росте до 20%. Одни только "азиатские" доходы Deutsche Bank, который обеспечивает в Индии работой 5000 человек, в 2006 году возросли на 40% и составили 3,3 млрд. евро.
"Для Allianz, который c 2001 года владеет 26% в двух совместных предприятиях, Индия является историей успеха на Дальнем Востоке. Результаты более чем превзошли наши ожидания", - говорит руководитель азиатско-тихоокеанского подразделения Allianz Хайнц Долльберг. Каждый месяц Allianz нанимает около 5 тыс. новых работников и получает 400 тыс. новых клиентов. В 2006 году оборот впервые превысил отметку в один миллиард.
Одна только IT-отрасль, как нарочно, проявляет первые признаки усталости. Хотя эта образцовая отрасль получает около $40 млрд. и тем самым все еще обеспечивает почти 4% индийского ВВП, этот рост ослабевает. В текущем году индийское IT-объединение Nasscom рассчитывает на рост оборота только в 27% (2006 год - 33%). Негативное влияние оказывает, прежде всего, сильная рупия. И в первую очередь на сделки, расчеты по которым осуществляются в долларах. Проблемой также стал значительный рост заработной платы. Ежегодное увеличение на 10-15% является правилом. Ведущие специалисты могут требовать даже на 30% больше.
Одной из причин роста расходов на зарплату стала слабая система образования. По ту сторону небольшой индийской элиты, получившей образование в Indian Institute of Technology (ITT), на рынке труда находится большое количество индийских выпускников, которые не так квалифицированны, как хотелось бы предприятиям. Они должны либо повышать свою квалификацию, либо раз и навсегда будут потеряны как инженеры. Nasscom уже бьет тревогу. До 2012 года Software-промышленности Индии не будет хватать более 250 тыс. сотрудников.
Для SAP это не причина, чтобы "сворачивать паруса". Председатель правления Хеннинг Кагерманн объявил, что предприятие в ближайшие три года инвестирует в Бангалор приблизительно миллиард долларов. Большинство денег пойдет на оплату персонала. SAP хочет привязать к себе лучших Software-инженеров. И для этого поглубже залазит в карман. "Software-кузницы в Бангалоре являются сейчас проходным двором. Каждый день SAP должен бороться за своих людей с помощью приличных зарплат, современных лабораторий, четких карьерных перспектив и социальных услуг. В том числе и для родителей сотрудников", - говорит шеф SAP Labs India, Клас Нойманн.
Для самой Индии проблемы, угрожающие Software-индустрии, считаются более мелкими. Правительство видит перед собой совершенно другие вызовы. По меньшей мере четыре из них могут нанести серьезный ущерб экономическому успеху страны. Это кризис индийских крестьян, слабость зарегулированного рынка труда, перегрев конъюнктуры. А также падение с "дипломатического каната", который Индия натянула между США и Китаем, Японией и Ираном.
Сельское хозяйство Индии находится в катастрофическом состоянии. Уже пять лет его рост составляет только 2% в год. Этого слишком мало, чтобы прокормить население. Хотя сельское хозяйство все еще вносит в ВВП страны пятую часть, от него непосредственно зависит более 700 млн. индийцев, которые сводят концы с концами менее чем на два доллара в день. По ту сторону новых крупных островов благосостояния в переполненных крупных городах новая Мекка глобализации остается страной с высокой бедностью "на селе". По сбору риса с гектара (2900 кг) Индия уступает даже своему соседу - Бангладешу (3500 кг).
С другой стороны, в городах у сельского населения Индии, в отличие от Китая, нет никакой перспективы. В индийской промышленности работает семь миллионов человек. Едва ли больше, чем в начале реформ. В Китае - сто миллионов. Китай осуществил переход от аграрного к промышленному обществу за счет создания рабочих мест для малоквалифицированной рабочей силы. И тем самым, с одной стороны, успешно победил бедность, а с другой - обеспечил стабильность. В Индии же наоборот - семьсот миллионов трудоспособных людей остаются ни с чем. Их теоретические зарплаты из-за законодательно установленной минимальной заработной платы в три раза превышают рыночную цену. И зарегулированный рынок труда сдерживает предприятия от повышения производительности за счет предоставления работы.
На другом конце индийской действительности угрожает перегрев конъюнктуры. Проблемы на рынке высококвалифицированных специалистов, большие зарплаты, растущие цены на недвижимость и участки под строительство, высокие процентные ставки, сильная рупия и играющий на повышение рынок акций. Все это не только находит свое выражение в уровне инфляции более 6% и наполеоновских макроэкономических планах, но и грозит микроэкономическим разрывом страны. Потому что в Индии, в отличие от Китая, разрыв между бедными и богатыми не просто все время увеличивается. Кажется, что он даже закрепляет социальное происхождение.
В то время как сотни тысяч китайцев среднего класса уже играют на финансовых рынках, деньги на биржу Мумбаи поступают, прежде всего, из-за границы. Причем опасно-спекулятивные. 17 октября планы службы биржевого надзора Sebi ограничить приток иностранного капитала и регистрировать иностранных инвесторов полностью провалились. За два дня до этого иностранные спекулянты заставили Sensex подняться на 1000 пунктов до рекордной отметки в 19 000. Это самый большой прыжок в истории индийской биржи. "Недавно Sebi поставила себе новую цель: исключить спекулятивные конкуренцию хеджевых фондов и приостановить подъем рупии", - говорит Бернхард Эссер, эксперт по Emerging-Markets в HSBC Trinkaus & Burkhardt.
На политическом фронте правительству премьер-министра Манмохана Сингха еще предстоит испытание на прочность. Некоторые из партнеров по коалиции, прежде всего коммунисты, выступают против дальнейшего открытия экономики. Хотя очевидно, что она идет стране на пользу. Воздушные сообщения являются уже не дорогим испытанием, а дешевым удовольствием. Мобильные телефоны стали доступны для самых отсталых слоев населения и приносят Индии большое количество денег. В секторе розничной торговли, напротив, уже на протяжении ряда лет нет никакого движения. Потому что политика опасается лишить основ существования "летучих" торговцев. То, что Wal-Mart, Carrefour и Metro создавали бы официальные рабочие места и облегчали бы социальную миграцию, является аргументом, который коммунисты категорически не воспринимают.
Однако пробой на прочность для индийского правительства является сотрудничество Индии с США в ядерной области. Еще немного, и коммунисты в знак протеста выйдут из правительства. Однако сейчас политическая нестабильность стране не нужна. Правительство стоит перед решающими шагами в частной и рыночной экономике, оно должно предлагать растущему населению перспективы на рынке труда, держать страну "под паром", а рост цен под контролем. И при этом во внешнеполитическом плане сохранять баланс между США и Китаем, между своими энергетическими интересами в Иране, в Мианмаре и Судане и требованиями, которые Европа ставит к самой большой демократической стране мира. Это нелегкая задача - сделать будущее современностью. А с другой стороны, кто захочет, чтобы у него всегда было только будущее?
Дитер Шнаас, Дмитрий Ярош
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас