Дешевая приватизация обходится дорого — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Дешевая приватизация обходится дорого

Казна и Политика
242
В ситуации с приватизационной политикой проблема кроется не только в правильном выборе приоритетной цели разгосударствления той или иной компании. Продавая предприятие стратегическому инвестору, государство еще и обязано сделать это максимально прозрачно и законно.
Главной дилеммой национальной политики в области приватизации всегда был вопрос о целях разгосударствления: мы ищем предприятию эффективного собственника и стратегического инвестора, либо ищем желающего заплатить максимально высокую цену и пополнить бюджет. В ситуации с продажей "Лугансктепловоза" Кабинет Виктора Януковича предпочел первый вариант, при разработке условий повторной продажи "Криворожстали" правительство Юлии Тимошенко выбрало второй.
Ставить во главу угла задачу наполнения бюджета для выполнения очередных популистских обещаний повысить социальные выплаты, конечно, неправильно, если иметь в виду, что речь идет не о продаже государственных резиденций, земли, произведений искусства или прав на разработку недр. Как раз в этих вопросах ни государственная власть, ни органы местного самоуправления цели максимизации цены перед собой не ставят, распродавая различные непроизводственные объекты за копейки и довольствуясь коррупционными откатами.
Совсем другое дело - крупные промышленные предприятия или сетевые инфраструктурные компании. Именно на них власть предпочитает делать себе политический PR и за их счет латать бюджетные дыры. Хотя то, как предприятие и компания будут работать после продажи и будут ли работать вообще, государство должно волновать гораздо больше, чем сиюминутные выгоды от высокой цены.
Продав "Криворожсталь" компании-нерезиденту, украинское правительство лишило страну шанса на создание мощнейшего металлургического холдинга, подконтрольного национальному капиталу. Все оставшиеся местные игроки теперь вынуждены искать партнеров для слияния за рубежом. Но в принципе, это еще не самое худшее. Гораздо печальнее судьба Черноморского судостроительного завода (ЧСЗ) в Николаеве, который готовы были приобрести наши металлурги и создать в стране полную производственную цепочку: от добычи руды до применения стального листа для строительства крупнотоннажных судов.
Но Фонд госимущества вместо того чтобы посмотреть на сумму, которую инвестор собирался вложить в модернизацию предприятия, предпочел требовать более высокой платы за пакет акций. В результате ЧСЗ достался россиянам, которые довели завод до ручки, а украинская металлургическая компания инвестировала в польское судостроение.
В ситуации с приватизационной политикой проблема кроется не только в правильном выборе приоритетной цели разгосударствления той или иной компании. Продавая предприятие стратегическому инвестору, государство еще и обязано сделать это максимально прозрачно и законно. В противном случае результат будет еще хуже, чем при погоне за максимальными поступлениями в бюджет.
Цель, которую власть поставила при повторной продаже "Криворожстали", оказалась стратегически неверной, но сам конкурс был проведен так, что комар носа не подточит. Инвестиционный климат, деловая культура, уважение к праву собственности в Украине от этого только выиграли. Первый вице-премьер Николай Азаров может сколько угодно рассказывать, что тысячи луганчан счастливы приходу стратегического российского инвестора на "Лугансктепловоз" и "поднимут на вилы" всякого, кто добивается возврата завода в госсобственность, но правительство Януковича не сумело организовать приватизацию надлежащим образом. Конкурс не был прозрачным, правительство не провело необходимую информационную кампанию и не подготовило всю необходимую правовую базу. В результате инвестор не собирается ничего вкладывать в предприятие, поскольку команда Тимошенко грозится отобрать завод.
Главным испытанием для инвестиционного климата страны в следующем году, скорее всего, станет продажа контрольного пакета акций компании "Укртелеком". Предприятию нужен стратегический инвестор, готовый вкладывать в его модернизацию. Уже известны наиболее вероятные претенденты. Задача власти - не допустить повторения истории с "Лугансктепловозом". Этого должны требовать и инвесторы - ради своего же блага - даже несмотря на то что придется заплатить больше.
В Украине не та политическая ситуация, при которой приобретение крупных объектов по теневым схемам может сойти с рук. Впереди президентские выборы, и вопрос "как купить" становится даже важнее вопроса "за сколько купить".
По материалам:
expert.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас