Феликс Аронович: повышение налогов для бизнеса — к каким изменениям следует готовиться
Обнародована свежая информация о повышении налогов в соответствии с доработанным правительственным законопроектом.
Ожидается, что на рассмотрение Комитета нормативно-правовой акт поступит уже в первые недели сентября 2024 года. Что нового представлено в доработанной редакции акта, а что осталось без изменений — рассмотрим дальше.
Нормы, оставшиеся без изменений:
· ставка военного сбора будет поднята с 1,5% до 5%;
· введение авансовых взносов для АЗС ежемесячно;
· для ФЛП I и II групп военный сбор составит 10% от минимальной заработной платы в Украине;
· для плательщиков ІІІ группы единого налога военный сбор составит 1%.
Нормы, претерпевшие изменения:
· установление ставки налога на прибыль для банков на уровне 50% по состоянию на 2024 год;
· установление новой ставки налога на прибыль для небанковских финансовых учреждений на уровне 25%;
· введение ежемесячной отчетности по Налогу на доходы физических лиц (НДФЛ);
· удаление военного сбора на предметы роскоши.
Увеличилась, в частности, регуляторная нагрузка на кредитные союзы, которая приводит к значительным расходам кредитных союзов на регуляторный «комплаенс»: управление пруденциальными рисками и комплаенс, деятельность органов управления, финансовый мониторинг, услуги для членов, программное обеспечение.
Глава профильного комитета Даниил Гетманцев заявил, что анонс нововведений несколько преждевременный и что положения законопроекта еще обсуждаются. Однако есть все шансы, что именно эти обнародованные данные являются вероятными.
Предпосылки
На сегодня дефицит государственного бюджета составляет около 500 млрд гривен. Ожидается, что если в парламенте не будет поддержан обновленный законопроект, уже в сентябре могут возникнуть сложности с военными выплатами.
Как к данной инициативе относятся банки и финансовые учреждения?
Отношение банковского и небанковского финансового секторов к повышению налогов крайне негативное. Увеличилась регуляторная нагрузка на кредитные союзы, что приводит к значительным расходам кредитных союзов на регуляторный «комплаенс»: управление пруденциальными рисками, деятельность органов управления, финансовый мониторинг, услуги для членов, программное обеспечение.
Банки уже были готовы к такому повышению, поскольку еще в ноябре 2023 г. Верховная Рада фактически уже существенно повысила ставку налога до 50 процентов за 2023 год.
Представители банков и финансовых компаний предостерегают, что повышать налоги сейчас нельзя, ведь это архитектурное дело и сегодня ни граждане, ни бизнес не готовы к введению таких изменений.
В Американской торговой палате в Украине убеждены, что новый законопроект может существенно дискриминировать тех налогоплательщиков, которые добросовестно платят налоги. Более того, нововведения могут открыть немало возможностей для налоговых мошенников, тем самым давая толчок для развития теневой экономики.
Против поднятия налогов также выступает и союз Diia. City United. Представители организации призывают правительство разработать другие источники поступлений в бюджет и выражают обеспокоенность нежелательными последствиями инициативы.
Влияние законопроекта
Поднятие налогов существенно повлияет практически на все сферы жизни. В частности, правительство предлагает установить военный сбор по некоторым финансовым операциям. Список таких предложений был наработан еще в феврале 2024 г. в рамках программы Международного валютного фонда. Это позволит найти источники доходов на уровне 0,5% ВВП.
Предлагается получать дополнительную прибыль:
· 30% от стоимости ювелирных изделий;
· 5% от стоимости банковских металлов;
· 5% от дохода по продаже недвижимости физическими лицами;
· 15% стоимости легковых автомобилей, приобретенных юридическими и физическими лицами. Исключением является приобретение автомобилей лицами с инвалидностью;
· 5% от тарифа за использование услуг мобильных операторов.
Среди предложений также есть администрирование таких налогов:
· введение обязательного проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей и наличных денег по требованию органов контроля;
· при инвентаризации органы контроля могут иметь право присутствовать. В случае отказа налогоплательщиком от такого присутствия его имущество могут арестовывать;
· введение авансового налога на прибыль предприятиям, занимающимся продажей топлива. Размер такого налога составит половину минимальной заработной платы за каждый кубический метр резервуаров для хранения топлива;
· в частности предлагается уменьшить налог относительно налогообложения импортным НДС для международных посылок. Порог будет уменьшен со 150 до 45 евро. Это значит, что посылки стоимостью до 45 евро не будут облагаться налогом;
· введение акцизного налога на сладкую воду. Размер налога будет составлять 0,1 евро на каждые 100 грамм сахара или подсластителей в литре такой жидкости.
Какая альтернатива?
Учитывая неблагоприятную реакцию бизнеса и представителей банков, следует учесть альтернативные пути привлечения средств в бюджет, кроме роста налогов.
Президент Украины Владимир Зеленский провел совещание с членами правительства и представителями Верховной Рады, по результатам которого будут приняты решения для поддержки Сил обороны и экономической активности в стране.
По его словам, на встрече с министрами были достигнуты договоренности, что они будут искать альтернативные решения, без давления на «белый» бизнес. Кроме того, также договорились о дополнительных государственных шагах по детенизации.
Немалой нагрузкой на бизнес станет введение военного сбора для тех, кто занимается продажей ювелирных изделий из золота, платины и драгоценных камней. Речь идет о 30% от стоимости реализуемых изделий. С продажи недвижимого имущества ожидается налог в размере 5% от дохода.
Среди предлагаемых альтернатив бизнес выделяет увеличение налога с оборота на 3% ставки НДС. Ранее такая практика в Украине уже была, и она доказала, что менее вредна для бизнеса. Это поможет увеличить налоговые поступления в бюджет ориентировочно на 45 млрд гривен.
Среди других альтернатив следует отметить такие:
· оптимизация бюджетных расходов, реструктуризация долга перед МВФ и привлечение дополнительных финансовых ссуд;
· отмена кешбэка;
· детенизация нелегальных АЗС, продавцов спиртных напитков и табачных изделий.
Среди наиболее действенных инициатив может оказаться передача налоговых полномочий органам местного самоуправления. Об этом представители бизнесов и банков неоднократно говорили. В частности, речь идет о введении налога на землю, администрировании имущественных налогов и т. п.
Феликс Аронович, адвокат, партнер юридической компании Syrota Dzis Melnyk & Partners
По материалам: Finance.ua
Поделиться новостью