Артем Ковбель: гуманитарные мародеры и борьба с ними
За время войны в Украине появился новый вид финансовых
мошенников. Они занимаются тем, что обманывают благотворительные фонды и
организации. Обещают им закупку, скажем, необходимого для фронта оборудования,
но полученные деньги в результате присваивают себе.
Ворами могут быть и физические, и юридические лица. Тех и других я называю
«гуманитарными мародерами».
Как опознать гуманитарного мародера
Исходя из данных наших расследований, я составил типичный
портрет такого мошенника. Как правило, он:
- всегда спешит, торопит всех дать ему деньги поскорее, иначе будет поздно и наступит апокалипсис;
- имеет в своем профайле миллионы грамот и благодарностей от организаций, о которых чаще всего никто никогда не слышал;
- очень назойлив до тех пор, пока не получит деньги;
- после этого говорит, что фискальные чеки и фотоотчет о закупках не было возможности предоставить в полном объёме. Вместо них показывает все что попало под руку — рукописный текст с позиционным перечислением номенклатуры купленных товаров (обычно не тех, которые в реальности требовалось купить), фискальные чеки на неактуальные даты и т.д.;
- в случае отказа благотворительным фондом выделить деньги — называет всех вокруг мошенниками и обещает жаловаться. Но не говорит кому. Ругается и называет изменниками родины.
Как обезопасить свою
организацию
Совет один — проверяйте тех, кому доверяете деньги. Даже
несмотря на военное положение. Даже несмотря на то, что все нужно очень срочно.
Проверять необходимо все и очень тщательно. Иначе рано или поздно вы потеряете
большие суммы, как один крупный украинский Фонд, в котором мы проводим
расследование сейчас.
Его представители, желая ускорить процедуры закупок всего необходимого, просто
перешли к схеме немедленной выдачи денег всем, кто попросит. То есть появился
некто, сказал, что нужны деньги на то и это, ему выдали. Все.
Вот так из Фонда выведи свыше 1,5 млн долларов. Схема
работала по сговору группы менеджеров со стороны Фонда и группы связанных лиц,
которые прикрывались репутацией других фондов. Под которые и брали деньги. То
есть организации, которыми представлялись менеджеры, не знали об их
существовании.
Первый вопрос, который возник у меня как у аудитора: где был
принцип четырёх глаз при подтверждении заявок (англ. 4 eye principle — авт.)?
То есть, почему никто не проверял куда и на что шлют деньги?
Ответ Фонда: когда на кону сотни, даже тысячи заявок, от
исполнения которых зависят жизни людей, о комплаенс процедурах думаешь в
последнюю очередь. С одной стороны — это понятно, с другой — именно на это
рассчитывают гуманитарные мародеры.
Вывод: нужно
находить баланс между желанием помочь поскорее нуждающимся и собственной
осмотрительностью.
В конце концов, теряя деньги в карманах нечистых на руку людей, Фонд точно
также теряет возможность помочь по-настоящему пострадавшим и нуждающимся. Сами
же обманщики только богатеют, наживаясь на чужом горе.
Пара слов о том, как
Фонду работать с заявками на выделение финпомощи
С каждой заявкой нужно работать и обрабатывать ее
соответствующим образом. Весь процесс состоит из шести этапов.
1. Получение заявки на выделение средств и ее
сопоставление с политиками Фонда
Проще говоря, если ваш фонд занимается помощью
медучреждениям, то принимать заявки нужно только медицинского характера.
Если кто-то вдруг просит денег на покупку партии тепловизоров, которые так
удачно остались на каком-то складе, — лучше отказываться, как бы заманчиво ни
было предложение.
Как вариант, можно перенаправить заявку в Фонды, которые специализируются
именно на закупке боевого оборудования.
Пример — крупнейший украинский гуманитарный криптофонд
#Unchain, который собрал за 2 месяца около — 10 млн долларов. Финансирует лишь
гуманитарные потребности: продовольствие, медикаменты, реабилитация. Заявки на
закупку касок и тепловизоров им будет отклонена.
Во-первых, чтобы не распылять свои усилия. Лучше много, но на одном участке,
чем по чуть-чуть, но всюду.
Кроме того, четко очерчивая сферу своей деятельности, легче обрабатывать заявки
и следить за статусом каждой.
2. Идентификация личности заявителя
Для этого нужно получить согласия на обработку персональных
данных, после чего проверить информацию о лице по различным базам, в том числе
по принципу:
- анатомии социальной сети (anatomy of social network) — на предмет ассоциированности с рисковыми субъектами. Например, теми, у кого есть проблемы с Законом;
- OSINT (англ. open source intelligence data) - анализ информации из открытых источников;
- HUMINT (англ. human intelligence) — получение информации от людей, которые были в контакте с заявителем.
3. Внесение заявки в систему CRM
С заявкой, добавленной в СRМ смогут ознакомиться все ключевые представители Фонда:
руководитель менеджеров по приему заявок, юристы, служба экономической
безопасности, СЕО и, если потребуется, основатели Фонда и аудиторы.
Все смогут в режиме реального времени отслеживать статус заявки и все, что с
ней связано.
4. Выдача
денег для закупки необходимого согласно заявке
И только так.
5. Контроль предоставления отчёта по итогам
закупки
Все, что было куплено, должно четко соответствовать
требованиям заявки на закупку. Там не должно быть ничего лишнего. А оно появится,
если проверок не будет.
Например, в одном из последних расследований, в заявке на закупку
продовольствия я лично увидел купленную стиральную машину и компьютеры, что
является прямым нецелевым использованием денег реципиентом.
6. Консолидация первичной документации и
сверка с выданными деньгами
Простыми словами: сколько выдали денег, сколько получили
подтверждающих чеков, далее формирование списка должников о не предоставлении
подтверждающих документов:
1. Внесение их список
в чёрных список фонда, с предварительной просьбой о предоставлении документов,
а в случае не предоставления документов пункт — см. пункт ниже.
2. Подготовка
материалов в правоохранительные органы из практики по статьям 190,191, 358
Уголовного кодекса Украины — мошенничество, растрата и присвоение денежных
средств и подделка документов соответственно. Как, например, в одном из отчётов
от волонтёра, где была попытка подлога фейкового отчета.
Важно понимать, что человеческая алчность не имеет пределов,
и как показала война — моральных рамок.
По материалам: Finance.ua
Поделиться новостью