ПРОМО
Украинские банки за координацию банковских ассоциаций подписали Меморандум об обеспечении прозрачности функционирования рынка платежных услуг
10 декабря в Национальном банке Украины прошел пресс-брифинг с участием руководителей Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ), Ассоциации украинских банков (АУБ), ПриватБанка, Ощадбанка, Райффайзен Банка и Универсал Банка, посвященный подписанию Меморандума об обеспечении прозрачности функционирования рынка платежных услуг. (далее — Меморандум).
Меморандум касается взаимодействия банков и предоставлятелей платежных услуг с клиентами физическими лицами, ФЛП и ФЛП как части группы связанных компаний, совершенствует и стандартизирует подходы банков по мониторингу операций клиентов с применением риск-ориентировочного подхода, что поможет исключить варианты недобросовестной конкуренции.
Это инициатива банковского сектора, направленная на уменьшение теневого сектора экономики, а также противодействие террористической и диверсионной деятельности россии, финансируемой через использование «дропов». Целью является невозможность использования карт и платежной инфраструктуры мошенниками и другими злоумышленниками.
Документ также будет способствовать приведению текущей практики работы банковского рынка к единым стандартам и требованиям законодательства Европейского Союза.
Меморандум был разработан НАБУ, АУБ и поддержан НБУ. Меморандум открыт для подписания всеми банками Украины, которые поддерживают изложенные в нем принципы.
Сегодня Меморандум подписали четыре крупных банка-эмитента: Ощадбанк, ПриватБанк, Райффайзен Банк, Универсал Банк. Другие банки и поставщики платежных услуг выразили намерение присоединиться в ближайшее время.
Ключевые моменты Меморандума
Предоставители платежных услуг, присоединившихся к Меморандуму, соглашаются на внедрение в своей деятельности унифицированных рыночных практик и подходов. В частности, к процессам:
- надлежащей проверки клиентов на этапе установления деловых отношений;
- мониторинга финансовых операций по счетам клиентов в соответствии с имеющейся информацией о клиенте и фактически осуществляемыми операциями;
- установление автоматизированных круглосуточных правил мониторинга платежных операций с особым вниманием на мониторинг и ограничение операций в ночное время (с 24:00 по 06:00) для выявления случаев нехарактерного финансового поведения и противодействия мошенническим схемам, похищению средств через средства социальной инженерии, недопущение участия клиентов схемах дропов;
- установление правил на осуществление финансовых операций (предоставления продуктов/услуг) клиентов в соответствии с согласованными подходами и процедурами, основанными на риск-ориентированном подходе;
- обмена информацией между банками-участниками Меморандума о клиентах и их деятельность, содержащей признаки подозрительности в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативно-правовых актов НБУ.
- Подписывая Меморандум, предоставлятели платежных услуг обязуются осуществлять переводы клиентов с учетом введенного в банке риск-ориентированного подхода.
Это будет означать, что банки не будут устанавливать лимиты на операции клиентов с подтвержденными источниками доходов (в том числе зарплатных клиентов и других клиентов с подтвержденными доходами), а также волонтеров, идентифицированных поставщиком платежных услуг согласно требованиям Постановления НБУ № 18.
Если же документально подтвержденного дохода нет, то банки обязуются установить лимиты (распространяться на переводы по реквизитам IBAN) на операции:
- с 01.02.25 — по клиентам «высокого» уровня риска устанавливать предел в сумме до 50 тыс. грн/мес;
- по клиентам «среднего» и «низкого» уровня риска — в соответствии с лимитами и сроками поэтапной реализации:
- с 01.02.25 — в сумме до 150 тыс. грн/мес
- с 01.06.25 — в сумме до 100 тыс. грн/мес.
- Лимиты не будут включать операции по переводу средств между двумя счетами, которые клиент открыл в одном банке. При наличии документально подтвержденных доходов клиента, превышающих установленный на дату лимит, банки будут производить переводы в рамках подтвержденного дохода.
- Кроме того, клиент во время обслуживания имеет право обратиться к поставщику платежных услуг-участника с запросом на повышение установленного лимита с обязательным предоставлением документального подтверждения средств.
- Для более эффективного построения системы управления рисками, предоставлятели платежных услуг — участники отмечают необходимость внедрения системных шагов и сотрудничества с Национальным банком Украины и государственными органами в части:
- предоставление участникам доступа к официальной информации посредством онлайн — сервиса государственных услуг (далее — Дія) о доходе клиента, о судебных делах
и т. п. ; - создание централизованного реестра сомнительных клиентов, в частности, с признаком «дроп» как дополнительный источник информации для изучения клиента при установлении/пересмотре деловых отношений.
«Благодарю участников рынка за высокий уровень самоорганизации и проактивное взаимодействие. Мы надеемся на сотрудничество с банковским сектором и другими государственными органами. На смену любым лимитам должен прийти действенный риск-ориентированный подход и финмониторинг. — сказал Глава НБУ Андрей Пышный во время брифинга. — Ведь у нас есть общая цель — уменьшить долю теневой экономики страны для увеличения поступлений в государственный бюджет за счет уплаты налогов. А также снизить риски террористической и диверсионной деятельности, угрожающие абсолютно каждому, тем самым усилив обороноспособность и защиту страны».
«Подписание этого Меморандума — это, прежде всего, об ответственном банкинге, знании своих клиентов, укреплении надежного сервиса для всех клиентов, работающих честно и прозрачно, а также об объединении банковского сообщества для улучшения правил платежного рынка для всех банков в соответствии с лучшими европейскими практиками». , — отметила Наталья Гурина, заместитель председателя правления Райффайзен Банка.
По материалам: Райффайзен Банк
Поделиться новостью