ПРОМО
Ремонт без дополнительных расходов: как новый закон об ОСАГО защищает интересы автовладельцев
— Страхование
6159

С 1 января 2025 года начал действовать новый закон об ОСГПО, открывающий не только новую эру для Автогражданки, но и значительно улучшающий качество страховых услуг на этом рынке. Как именно эти изменения повлияют на одну из его важнейших составляющих — процесс восстановления автомобиля, специально для Mind рассказала Наталья Бортюк — Генеральный директор СК «Экспресс Страхование», входящей в Укравто Групп и имеющей крупнейшую партнерскую сеть СТО в Украине.
Начнем с того, что до вступления в силу нового Закона об ОСАГО все страховщики в Украине при оценке стоимости запчастей на авто, нуждающиеся в замене после страхового случая, пользовались методикой расчета суммы возмещения, предусматривающей учет физического износа деталей. По сути, физический износ — это отношение между текущей стоимостью авто и стоимостью такого же нового авто. Это значит: чем старее автомобиль, тем больше процент износа и тем меньше сумма выплаты на замену необходимых для ремонта запчастей.
Например, представим, что в ДТП попали три автомобиля Renault Megan. Первый — 2020 года выпуска (р.в.), ранее не попадавший в ДТП, второй — 2017 г. в., уже имеющий следы восстановительного ремонта, третий — 2004 г. в. У всех трех автомобилей аналогичные повреждения: задний бампер, кронштейн бампера, наполнитель бампера, декоративная панель крышки багажника, также необходимость замены вставки заднего стекла.
Для первого авто 2020 г. в. стоимость запчастей высчитывалась без учета износа деталей и составляла 21 441 грн. Для второго авто 2017 г. в., которое уже восстанавливалось из-за ДТП, износ деталей уже учитывался и, представим, соответственно методики составил 46,6%. Компенсация для закупки запчастей для этого авто составляла 11 449 грн. А для третьего авто в 2004 г. в. износ достигал уже 70%, и страховая выплата на замену запчастей составила уже 5898 грн.
Такая ситуация ставила владельцев более старых автомобилей в невыгодное положение, ведь им приходилось покрывать часть расходов на ремонт за свой счет. Поэтому, получив страховое возмещение с учетом износа деталей, потерпевший часто сталкивался с выбором: обратиться в неофициальные мастерские («гаражи») и самостоятельно искать запчасти на «разборках» или выбрать официальное СТО. В этом случае автовладельцу приходилось доплачивать за ремонт самостоятельно или потребовать определенную сумму у виновника ДТП. Последний мог добровольно компенсировать необходимую сумму, но иногда потерпевшему приходилось обращаться в суд для решения этого вопроса.
С принятием нового закона, если виновник имеет новый полис, заключенный с 2025 года, этот коэффициент больше не используется и при расчете суммы возмещения должна учитываться стоимость новых деталей — как для новых авто, так и для старших. В первом случае это будут исключительно новые запчасти, оригинальные или разрешенные производителем — соответствующие стандартам качества и полностью идентичные деталям, установленным на заводе при изготовлении автомобиля. Во втором случае речь идет о деталях, которые являются аналогами оригинальных и полностью соответствуют техническим характеристикам авто, то есть подходят по размерам, функциям и качеству.
Такое нововведение означает, что суммы возмещения для автомобилей старше 5−7 лет существенно возрастут. Это особенно важно, учитывая, что более 90% автопарка в Украине составляют автомобили в возрасте от 5 лет и старше. Таким образом, новые правила обеспечат более справедливое покрытие затрат на ремонт для большинства автовладельцев.
Еще одна новая норма — приоритетные выплаты страхового возмещения непосредственно на счет СТО. Теперь пострадавшему не нужно беспокоиться о сумме и сроках возмещения, заниматься поиском запчастей и контролировать процесс ремонта. Он должен выбрать СТО из перечня на сайте страховщика и затем забрать оттуда восстановленное авто. Не устраивает ли ни одна СТО из перечня страховщика? Пишите заявление и, с согласия страховщика, ремонтируете автомобиль на другом СТО. В некоторых случаях можно будет также получить денежную компенсацию стоимости ремонта «на руки» (по реквизитам собственного счета в банке), но уже за вычетом НДС.
Благодаря этим изменениям автовладельцам больше не придется беспокоиться, что возмещения не хватит на ремонт — все становится более удобным и понятным.
Стоит отметить, что СК «Экспресс Страхование» с начала создания компании предоставляет своим клиентам возможность ремонта на сертифицированных официальных СТО, обеспечивая полный контроль на всех этапах — от заказа запчастей до завершения восстановления автомобиля. Компания работает по всей территории Украины и постоянно расширяет свое присутствие в регионах, поэтому клиенты могут быть уверены в качестве и надежности услуг, независимо от места проживания. Кроме этого, компания гарантирует оперативность обслуживания и прозрачность всего процесса, что делает восстановление автомобиля максимально удобным для каждого автовладельца", — подчеркивает Наталья Бортюк.
По материалам: Експрес Страхування
Поделиться новостью