Элитные карты теперь могут себе позволить даже не очень состоятельные граждане


Элитные карты теперь могут себе позволить даже не очень состоятельные граждане

Быстро выросшее количество банков-эмитентов, а также активный демпинг на "пластиковом" рынке позволил финансистам за 2006 г. почти в полтора раза увеличить количество карт. Но даже после этого банкиры не собираются повышать тарифы, так что у украинцев остается возможность обзавестись карточкой по мизерным ценам. Причем незначительные расценки нынче прогнозируют не только на рядовые, но и на элитные продукты класса Gold.

Демпинговая атака Если верить статистике, сейчас едва ли ни каждый украинец является обладателем платежной карты: по данным Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем (EMA), на 1 марта количество карт VISA и MasterCard, выпущенных отечественной банковской системой достигло 38,3 млн штук (против 24,8 млн на начало 2006 г.). Причем, по словам финансистов, на общей волне гигантской эмиссии наблюдался качественный рост.

"Объем выпуска карт Electron за прошлый год увеличился на 31%, а Classic - на 72,5%. Полагаю, аналогичную тенденцию мы будем наблюдать и в текущем году", - рассказал директор департамента пластиковых карточек Правэкс-Банка Юрий Хаев.

Одним из основных двигателей эмиссии карт уровня Classic стал существенный прирост количества кредитных карт - на 45–50% (их чаще всего выпускали именно на базе этой карты), а также дебетного "пластика" с кредитными лимитами (как правило, их открывали по зарплатным карточкам) - на 55–60% в зависимости от банка. Появившуюся моду на кредитки поясняют как спросом со стороны украинцев, так и активным продвижением на рынке спецпродуктов. Либо это были карты, выпущенные в рамках ко-брэндинговых проектов (совместно с торговыми точками), либо в качестве заменителя мелких розничных кредитов, оформляемых в магазинах.

По словам финансистов, после проведения разъяснительной работы клиенты все чаще предпочитали "торговым" займам под 80–120% годовых карточные кредиты под 26–30% годовых. Причем специалисты отмечали активность не только старожилов рынка, а и банков-новичков, число которых за последнее время существенно увеличилось.

"Если к началу 2006 года членами Visa International являлись 70 украинских банков, то к марту текущего года их количество возросло до 88", - сообщил глава представительства Visa International в Украине Антонин Ермоленко.

Немаловажным фактором в росте "пластиковой" эмиссии стало снижение тарифов на выпуск и дальнейшее обслуживании карточек - в некоторых случаях в 1,5–2 раза. "Некоторые банки начинают откровенно демпинговать", - отметил в разговоре с начальник отдела платежных карт АКБ "Укрсоцбанк" Дмитрий Коваленко. Элитный бум

Настоящий бум в прошлом году наблюдался в сегменте элитных продуктов. "Мы отмечаем существенное повышение интереса к картам класса Gold, а также Premium и Business (для представительских и хозяйственных трат). Например, за три месяца этого года использование карт класса Premium в нашем финучреждении уже удвоилось", - отметила начальник управления платежных карточек банка "Хрещатик" Сергей Головань. По подсчетам банкиров, за 2006– 2007 гг. только количество карт Gold и Platinum выросло почти в два раза, в Business - на 75–80% в среднем по системе.

Для продвижения VIP-продуктов использовались все возможности: от существенного снижения их стоимости (по некоторым банкам - сразу в 2–2,5 раза), до установления весомых кредитных лимитов. Причем элитные продукты раздавались без разбору. Банкиров особенно не интересовал социальный статус клиента, приобретающего продукт, рассчитанный на толстосумов. "Такого рода карты могли купить даже студенты", - подтвердил Дмитрий Коваленко.

Банкиры считают, что аналогичная тенденция продлится и в этом году. И не исключено, что в скором времени по настоящему элитной в нашей стране останется лишь карта класса Infinite (такие карточки наперечет во всем мире). "Мы четко понимаем, что происходит девальвация данных брэндов, но ограничивать эмиссию таких продуктов уже поздно. В Украине этот процесс, к сожалению, уже практически состоялся. Вряд ли банк, который изначально продал элитную карту клиенту, рискнет отказать в перевыпуске, ужесточив с определенного момента свои внутренние требования к клиентам - держателям карт VIP-класса", - уверен Коваленко.

Некачественный рост

Несмотря на то что многие банки сегодня заявляют о невозможности дальнейшего снижения цен на карточные продукты, этой весной может прокатиться очередная волна удешевления "пластика" - на 20–25%, чтобы сбагрить клиентам карты под летние отпуска, и еще на 10–15% - осенью. В первую очередь демпинговать будут новички, недавно вышедшие на карточный рынок, а также финучреждения, старающиеся утвердиться в этом сегменте. Банкиры прогнозируют и появление множества новых кредитных продуктов. Однако ставки по таким займам до конца 2007 г. не снизятся более чем 1–2% годовых, даже если банки будут декларировать более дешевые кредиты, наверняка будут предусмотрены высокие комиссионные.

Новые предложения, по мнению финансистов, позволят им значительно нарастить эмиссию, хотя и не таким темпами, как в прошлом году: согласно нынешним прогнозам лишь на 40–45%. Правда, сегодня мало надежд на то, что существенно вырастут качественные показатели. Финансисты допускают, что они останутся на прошлогоднем уровне.

"Обороты по карточным счетам в 2006 г. заметно выросли. Но, несмотря на это, операции по снятию наличности в банкоматах все еще составляли 95% всех транзакций, операции в торговой сети - лишь 5%", - рассказал начальник сектора управления портфелем карточных продуктов OTP Bank Аркадий Шидер.

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
В Контексте Finance.ua
Опросы