Машина бремени — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Машина бремени

Кредит&Депозит
1725
Ставки по автокредитам в 2007 году снизятся на 1,5-2,5%.
Банкиры приучают украинцев к жизни на колесах. По количеству проданных в 2006 году автомобилей Украина вышла на 9-е место в Европе. Успехом автодилеры обязаны коммерческим банкам, профинансировавшим около половины всех покупок. По оценкам специалистов информационно-аналитической группы AUTO-Consulting, в 2006 году в Украине продано более 371 тыс. автомобилей - на 40% больше, чем годом ранее. При этом, по данным Первого Украинского Международного банка (ПУМБ), доля автомобилей, проданных в кредит, увеличилась с 30 (в 2005 году) до 50%. Участники рынка оценивают прошлогодний объем рынка автокредитования в 2,5-3 млрд долл.
Популярность автокредитования выросла после того, как кредиторы стали более лояльно относиться к заемщикам. Крупные отечественные банки теперь предлагают автокредиты без первоначального взноса и на более длительный срок - 5-7 лет (против 3-5 два-три года назад). А массовое внедрение скоринговых систем оценки заемщиков значительно сократило время принятия банкирами решений о предоставлении займов. Наконец, в прошлом году некоторые банки в рамках акций автодилеров расщедрились на символические проценты по кредитам - 1-5% годовых.
14% годовых
Несмотря на усиление конкуренции в сегменте розничного кредитования и приход в Украину иностранных банков, располагающих длинными и дешевыми деньгами, процентные ставки по автокредитам в 2006 году так и не снизились. К концу прошлого года займы на покупку автомобилей и вовсе начали дорожать.
По словам начальника департамента маркетинга ВАБанка Сергея Масюка, в 2006 году процентные ставки (как долларовые, так и гривневые) на короткие сроки кредитования несколько увеличились, на длительные сроки - незначительно снизились. "Средняя процентная ставка по кредитам в гривне на три года увеличилась до 16,5% (+0,14%), на 5 лет - уменьшилась до 16,37% годовых (-0,12%)", - констатирует эксперт. Средняя процентная ставка по трехлетним валютным кредитам возросла до 11,63% (+0,03%), по пятилетним - упала до 11,59% (-0,12%).
Повысились и комиссионные платежи. "В 2006 году средний уровень комиссионных платежей вырос с 1,7 до 2,2% от суммы автокредита. На рынке идет постоянная борьба за клиентов путем увеличения сроков кредитования и наполнений (соотношения суммы кредита к стоимости автомобиля), итогом которой был рост операционных рисков. За счет увеличения комиссионных платежей банки пытаются минимизировать риски по автокредитам, выданным на большой срок со 100% наполнением", - объясняет председатель наблюдательного совета Правэкс-Банка Степан Черновецкий.
"Учитывая, что реальная стоимость кредита зависит не только от процентной ставки, но и от комиссионных платежей, эффективная процентная ставка к концу 2006 года составила 18,85% (+0,23%) в гривне и 13,92% (+0,17%) в валюте", - добавляет Масюк.
Причин повышения ставок - две. Во-первых, из-за роста проблемной задолженности увеличились риски кредитования как в целом, так и в сегменте автокредитов. Во-вторых, спрос на займы существенно превышал предложение - банки не справлялись с объемом поступающих кредитных заявок потенциальных клиентов. Повысив стоимость автокредитов, банкиры не только выровняли спрос-предложение, но и увеличили прибыльность таких операций.
Экспрессом по бездорожью
За последние год-два к классическим программам автокредитования (кредиты на подержанные машины, кредит без первого взноса и др.) прибавилось еще несколько банковских продуктов: схемы trade-in и buy-back, экспресс-кредиты и беспроцентные кредиты.
Программа trade-in позволяет приобрести новую машину в обмен на подержанную с доплатой - стоимость автомобиля с пробегом идет в зачет цены нового. Срок кредитования по такой схеме - до 5-7 лет. Программа обратного выкупа (buy-back) позволяет отложить погашение части суммы кредита (от 20 до 60%) до последнего дня срока кредитования.
Проще говоря, заемщик делает первый взнос, часть стоимости машины выплачивает в течение срока кредитования, а последний платеж погашает по окончании действия договора. При этом может либо выплатить оставшуюся сумму кредита и оставить автомобиль у себя, либо продать автомобиль дилеру по заранее оговоренной в договоре цене и приобрести новый. Во втором случае продавец обязан продать автомобиль и за заемщика рассчитаться с банком. Сроки кредитования для программы buy-back составляют от 1 до 4 лет. По словам начальника управления розничного бизнеса ПУМБа Валерия Пацуя, главный недостаток схем trade-in и buy-back заключается в том, что они распространяются только на покупку дорогих автомобилей. "В остальном недостатков практически нет", - говорит эксперт.
Программа экспресс-кредитования говорит сама за себя - ссуда выдается в сжатые сроки (24 часа), а заемщик может предоставить упрощенный пакет документов. Но поскольку банк принимает на себя дополнительные риски (например, не требуя справку о доходах клиента), стоимость такого автокредита возрастает, а сроки кредитования уменьшаются.
Эксперты не советуют спешить с оформлением беспроцентных кредитов или с символической ставкой в рамках акции автопродавца. Стоит обратить внимание на стоимость автомобиля, под покупку которого предлагается заем на суперусловиях. Не исключено, что точно такой же автомобиль клиент сможет приобрести в другом салоне, но по более низкой цене. Кроме того, обязательным условием получения беспроцентного кредита может быть оформление страхового полиса (КАСКО) по завышенной цене (ставка на несколько процентов выше среднерыночной) или, к примеру, большая единоразовая комиссия. Схема сотрудничества банка, автодилера и страховой компаний построена таким образом, чтобы каждый из них смог заработать на покупателе автомобиля.
На рынке автокредитования появились и совсем новые услуги, дополняющие стандартные программы. В некоторых банках клиенты могут оформить кредит на оплату сопутствующих автокредиту платежей - банковских комиссий, страховых платежей, услуг нотариусов и МРЭО. Некоторые из допуслуг являются обязательными и, соответственно, еще больше удорожают автокредит. Например, многие банки обязывают заемщиков страховать не только сам автомобиль, но и их гражданскую ответственность и жизнь.
Mercedes вместо Lanos
Участники рынка прогнозируют снижение эффективных процентных ставок в 2007 году на 1,5-2,5%. Но при этом банки вряд ли пойдут на очередное увеличение максимальных сроков автокредитования. Через 5-7 лет эксплуатации автомобиля его рыночная стоимость снижается вдвое и больше. Если увеличить сроки кредитования на покупку автомобилей, например до 15 лет, то по истечении первых 10 лет обслуживания кредита стоимость объекта залога (перешедшего в категорию б/у автомобиля) может оказаться меньше остатка задолженности по кредиту.
Сергею Масюку сложно спрогнозировать динамику рынка автокредитования в 2007 году: "На авторынке меняется структура спроса. Российско-украинские бренды постепенно теряют популярность. В 2007 году эта тенденция продолжится, особенно после снятия с производства Таврий. В то же время растут продажи бюджетных иномарок. Экспансия зарубежных банков в Украину подталкивает основных игроков на рынке автокредитования к установлению максимально конкурентных процентных ставок по займам. По нашим прогнозам, в 2007 году лидеры рынка автокредитования будут предлагать уже не рекламные, а эффективные ставки по автокредитам на уровне 10-11% годовых в валюте и 14-15% годовых в гривне".
Валерий Пацуй считает, что рынок автомобилей еще далек от насыщения: "Прошлогодние темпы роста сохранятся в ближайшие два-три года. Это касается и объемов автокредитования, которые, по нашим подсчетам, в 2007 году вырастут на те же 30-40% и составят около 3,5-4 млрд долл. Такой рост связан прежде всего с улучшением условий автокредитования, повышением доходов украинцев и количественным увеличением среднего класса - основного потребителя автомобилей".
В Правэкс-Банке, напротив, полагают, что насыщение рынка новых автомобилей произойдет уже в ближайшие несколько лет. В 2007 году прирост зарегистрированных в Украине автомобилей может составить около 25%, при этом доля продаж автомобилей в кредит останется на уровне 40-60%, считают специалисты банка.
"На протяжении 2006 года размеры банковских комиссий при оформлении кредитов физлиц на покупку автомобилей увеличивались, в 2007 году ситуация может измениться, - прогнозирует Степан Черновецкий. - Конкуренция на рынке автокредитов постоянно растет - в итоге будут снижаться как размеры комиссионных платежей, так и уровень процентных ставок. Вполне вероятно, что в 2007 году среднерыночные процентные ставки по автокредитам уменьшатся в среднем на 0,5%, а размер комиссионных платежей в этом сегменте снизится до 1,5% от суммы кредита".
По материалам:
Контракти
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас