Прогноз: цены на нефть, курсов валют, цены на золото — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Прогноз: цены на нефть, курсов валют, цены на золото

Кредит&Депозит
497
Отечественное Министерство экономики сохранило прогноз роста промпроизводства в 2006 г на уровне 5 - 5,5%. Об этом говорится в сообщении Минэкономики, текстом которого располагают «Итоги».
Улучшение производственной динамики, по данным Минэкономики, наблюдается в машиностроении, металлургии, химии, нефтехимии (в связи с улучшением внешнеторговой конъюнктуры), а негативное влияние на общую динамику оказывают производство кокса, нефтепереработка, легкая промышленность.
«Затягивание процесса урегулирования торговых отношений с Россией приводит к ухудшению ситуации в пищевой промышленности и переработке сельхозпродуктов», - говорится в сообщении.
По итогам января-сентября 2006 Министерство прогнозирует рост промпроизводства на уровне 5,5%.
Как сообщали «Итоги», за январь-август 2006 промпроизводство выросло на 5,4% по сравнению с январем-августом 2005 года.
В 2005 г. промпроизводство выросло на 3,1% по сравнению с 2004 годом.
Кстати, как стало известно «Итогам», Минэкономики передало на Институтскую 9 (в Нацбанк) на подписание Меморандум между Кабмином и НБУ о поддержании ценовой стабильности. Дескать, после его подписания у власти будет три года на развитие фондового рынка, демонополизацию естественных монополий, отвязку внутренних цен от валютного курса и развитие финансовой системы.
Для справки, блиц-анализ текстов Меморандума предыдущего Кабмина (под руководством Ю.И.Еханурова) с последним опусом «от Януковича» установил их практически полную идентичность.
Стало быть, для переориентации НБУ с модели управляемо-фиксированного курса на сдерживание цен главе Нацбанка Владимиру Семеновичу Стельмаху осталось только поставить свою подпись под текстом Меморандума.
Аккурат после этого исторического события ответственность за монетарную и тарифную инфляцию будет строго разделена между НБУ и Кабмином. Сьало быть, именно этим институтам экономики надлежит согласовывать друг с другом все «мероприятия», способные вызвать рост цен, а также разрабатывать меры совместного противодействия инфляции. Автору нравится этот «поворот». Прежде всего потому, что доселе с «денежной коррозией», сиречь, инфляцией, боролся один Нацбанк. Доступными ему монетарными инструментами.
Между тем, следует сообщить, что на переход от «курсового якоря» к инфляционному таргетированию у вышеупомянутых госорганов есть три года.
За это время НБУ и Кабмин должны совместными усилиями добиться выполнения ряда условий - профицита бюджета, полной информации государственных органов о развитии экономики, демонополизации естественных монополий, независимости внутренних цен от валютного курса и развитой финансовой системы, чтобы возможно было построить точную модель перспективного развития экономики.
Комментируя этот проект, директор департамента экономической стратегии Минэкономики Вадим Пищейко заметил, что в течение трех ближайших лет инфляция в Украине должна опуститься до уровня около 5%, а монетизация экономики - вырасти до 70%. Натурально, для достижения таких амбициозных целей Кабмин и Нацбанк за три следующих года должны стимулировать нормальную работу фондового рынка, уменьшить свое участие в курсообразовании, снять все ограничения на валютном рынке, а также разработать новые инструменты стерилизации денежной массы. Ведь именно контролируя деньги в хозяйственном обороте, Нацбанк будет подавлять инфляцию.
Между автор полон скепсиса по поводу реальности выполнения основных условий, необходимых для перехода к таргетированию инфляции.
В частности, для всех остается «террой инкогнитой» инструмент, с помощью которого Кабмин сумеет добиться снижения потребительских цен при 20-30% росте тарифов только на будущий год. К слову, главным препятствием для достижения ценовой стабильности (исходя из того, что инфляцию порождают ее же ожидания) было и остается недоверие субъектов хозяйствования к монетарной власти в лице НБУ - из-за его закрытости и невыполнения целей, поставленных в «Основах денежно-кредитной политики».
Следовательно, для ломки этой вредной традиции, органами власти должен быть разработан план создания имиджа открытого регулятора - совместные пресс-конференции Кабмина и Нацбанка, широкое информирование общественности о целях и средствах монетарной политики НБУ. Эта задача, особенно в свете последнего «моратория» В.Стельмаха на устные комментарии чиновников НБУ, выглядит нереальной. Крепким орешком будет проблема развития фондового рынка. По нашим данным, в недрах Кабмина уже 2 года пылится программа активизации деятельности банков на фондовом рынке. Документ содержит принципы корпоративного управления и бухгалтерского учета, механизмы работы с акциями, облигациями, векселями. Экономике нужны длинные (до 30 лет) кредиты, лизинг, факторинг, инвестиционный банкинг. С появлением таких инструментов сразу появится необходимость в секьюритизации.
Кроме того, надо делать ставку на розницу: усиливать работу с потребительским рынком. Необходима активизация деятельности банков на фондовом рынке. А сейчас банки занимаются вложением денег в аффилированные предприятия в рамках своих ФПГ. Причем не потому, что не хотят давать деньги в «чужие руки», они просто не умеют работать в нынешних условиях.
Полагаю, важную роль в развитии отечественных фондов должен сыграть НБУ, разрабатывающий инструменты стерилизации денежной массы. Так что если Кабмин всерьез принимает в качестве своей основной стратегии удержание ценовой стабильности, сделать ему придется очень и очень много. Если и не форсировать создание единого финансового регулятора, то хотя бы дать независимость НБУ, а не продвигать в его совет бизнесменов «донецкого розлива».
Кстати о «донецких», Министерство финансов приняло решение о проведении в понедельник, 25 сентября, аукциона по продаже облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) со сроком обращения 2 и 3 года без ограничения объемов. Именно об этом говорится в сообщении Минфина, текстом которого располагают «Итоги».
Мы уже сообщали, что Минфин в понедельник, 18 сентября, продал ОВГЗ на «смешную» сумму 5 014 408,80 гривен. Речь идет о 3-летних бумагах с доходностью 9,40%. Минфин также предлагал к продаже 5-летние облигации, но не смог разместить их. С начала проведения торгов в 2006 году Минфин продал ОВГЗ на сумму 25,011 млн. гривен. В 2005 г. Минфин продал ОВГЗ на 6 875,794 млн. гривен., 2004 г. - на 2 203,843 млн. гривен.
Между тем профильные отечественные эксперты утверждают: «Минфин сможет разместить ОВГЗ на 3,8 млрд. грн. в 2007 году только в случае устранения негативных курсовых ожиданий». Напомним, дефицит бюджета-2007 планируется покрывать за счет заимствований на внутреннем и внешних рынках, без использования средств от приватизации, - говорится в кабминовском проекте «Закона о бюджете-2007».
Кабмин намерен привлечь внешних займов на сумму, эквивалентную 6 млрд.грн., внутренних - на 3,8 млрд.грн. Внешними источниками финансирования могут быть как евробонды, так и кредиты Мирового банка. По мнению автора №Азаров и компания» смогут разместить ОВГЗ на такую сумму только в случае устранения негативных курсовых ожиданий. Пока инвесторы ожидают девальвации гривны, и требуют высокую премию (доходнгость) за курсовые риски, более выгодным представляется размещение внешних обязательств (евробондов).
К слову, если Минфин тешит себя иллюзиями, что снижение сбора в Пенсионный фонд при покупке СКВ до 1% решит проблему с приходом «варягов» на внутренний рынок займов, он это делает совершенно напрасно. Дело в том, что о привлекательности гривневых инструментов для нерезидентов можно начинать (подчеркиваю еще раз!) НАЧИНАТЬ говорить лишь после упразднения этого финансового «рудимента». Натурально, «в пакете» с разумными взглядами руководства Минфина на курсовую политику и отказа от «насильственной» девальвации гривни.
Вчера наш доблесный парламент принял к рассмотрению проект закона «О государственном бюджете Украины на 2007 год». По этому поводу «Итоги» сочли необходимым изложить ряд комментариев ведущих авторитетных экспертов и организаций по этому поводу.
21 сентября, «по горячим бюджетным следам» Ассоциация украинских банков (АУБ) обратилась в Комитет Верховной Рады по вопросам финансов и банковской деятельности, указав на нецелесообразность утверждать в проекте Госбюджета Украины на 2007 г. изменения, касающиеся налогового законодательства. Банки считают, что такие изменения могут привести к дестабилизации банковской системы.
Как подчеркивается в письме президента АУБ, отдельные нормы этого законопроекта не могут быть приняты, поскольку противоречат законам Украины, Конституции Украины и ухудшают условия деятельности субъектов хозяйственной деятельности. Ассоциация не соглашается с тем, что законопроектом устанавливается новый порядок формирования банками страховых резервов в 2007 году, который «противоречит нормам действующего законодательства Украины, носит дискриминационный характер по отношению к банковским учреждениям и увеличивает риск банковской деятельности и может привести к ее дестабилизации». В АУБ убеждены, что цель таких изменений на законодательном уровне - разовое наполнение бюджета в 2007 г., несмотря на то, какие последствия это будет иметь для банков, их вкладчиков и клиентов, а также экономики в целом.
В письме АУБ также отмечается, что «требования законопроекта относительно инвентаризации банками сумм страховых резервов, созданных ими до 1 января 2007 г. (то есть, пересмотра ими своих налоговых обязательств за 10 предыдущих лет), и возврат на протяжении I квартала в состав валовых доходов сумм страховых резервов с целью налогообложения в связи с изменениями в налоговом законодательстве с января следующего года, является нарушением статьи 58 Конституции Украины, которой определено, что законы и прочие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица».
Учитывая, что «предложенный законопроектом новый порядок формирования банками страховых резервов несет в себе общественную опасность дестабилизации работы национальной банковской системы и, соответственно, экономики Украины в целом», АУБ обращается к народным депутатам Украины поддержать ее позицию и не принимать указанную норму законопроекта.
Для справки, согласно проекту Госбюджета Украины на 2007 г., на протяжении І квартала 2007 г. банки обязаны осуществить инвентаризацию суммы страхового резерва, которая подлежала отчислению к их валовым затратам согласно Закону Украины «О налогообложении прибыли предприятий» до 1 января 2007 г., а также определить разницу между этой суммой и размером страхового резерва для возмещения возможных потерь по основному долгу (без процентов и комиссий) по всем видам кредитов, а также гарантий, других видов кредитных операций, задолженность по которым признана нестандартной, по состоянию на 1 января 2007 года согласно методике, которая устанавливается Нацбанком Украины. Положительное значение такой разницы включается в валовые доходы банков І квартала 2007 года, а отрицательное - к валовым затратам этого периода.
Во-вторых, автор вкратце процитирует ряд концептуальных мыслей руководителя группы советников главы Нацбанка Валерия Литвицкого по поводу бюджетного опуса «Азарова со товарищи».
Бюджет плохо сбалансирован. Дефицит бюджета не уменьшили, а наоборот увеличили. Он не обусловлен снижением налогов или субсидированием повышенных газовых цен, которые неизвестно на сколько поднимутся. Ссылка на европейский уровень дефицит не оправдана. Там ниже инфляция, меньше монополизация услуг естественных монополий, активнее конкуренция, свободнее поток международного капитала, сильнее влияние глобализации, временно компенсирующие те или иные секторальные дисфункции отдельных товарных рынков. Иными словами - меньшим является бюджетное давление на цены. Снижение дефицита бюджета и в Европе ставят за цель.
В бюджете слаб инвестиционный акцент - 25 млрд. С учетом инфляции это 22 млрд. - 14% расходной части бюджета или 3% ВВП. Мало. Рост цен на энергоносители существенно обесценят 8 млрд. прироста капиталовложений.
Инвестиционная ориентация остается слабой. Бюджет сохраняет черты глубоко социального. Что неплохо. Разговоры об отходе с позиций «проедания» - это сюжет из разговорного жанра дурного вкуса. Вопреки анонсам все еще не имеем дело с бюджетом развития. По государственным капвложениям есть угроза повторения традиционного «дерибана». «Всем сестрам по серьгам». Кто ближе к правительственной «раздаточной» капвложений, тот не обязательно лучший инвестор. Инвестиционное стимулирование необходимо, но не вместо поддержки потребительского спроса, а вместе с нею. Для этого предпочтительнее не снижать потребительские расходы, а умеренно уменьшать налоговое давление и консолидировать государственные капвложения на инфраструктурных проектах, причем вместе с частным сектором. Создавать фонды совместного инвестирования.
Высвобождение расходных ресурсов для инвестиций необходимо связывать с обязательным реформированием бюджетного сектора.
Временный бюджетный разрыв сегодня полезнее финансировать деньгами от приватизации. А заимствования использовать для амортизации роста газовых цен для экспортеров через субсидирование кредитов на энергосбережение. Еще одним рычагом инвестиционного взбадривания должно стать снижение инфляции и соответствующее удешевление кредитов. Не следует забывать и о привлечении иностранных инвестиций через расширенную приватизацию.
Создается опасный прецедент снижения социальных стандартов, а не только их замораживания (пенсии, пособия по рождению).
Остается старой налоговая база. Просматривается некоторое увеличение фискального давления. Речь идет:
1) Об увеличении начислений на фонд зарплаты предприятий на 1,4%.
2) О введении 15% ставки налога на доходы граждан.
3) Повышение рентных платежей.
4) Введение 12% налога на с/х производство.
5) О переводе работников силовых органов на уплату подоходного налога по общей схеме. Что означает урезание пенсий.
6) возобновление налоговых льгот для одних предприятий в свободных зонах будет компенсировано усилением фискального давления для других, менее обласканных властной милостью предприятий.
А есть ли фискальное ослабление вообще? Снижение до 15% изъятий с прибыли госпредприятий. А цель? Инвестиции и развитие. Но где гарантия, что госпредприятия высвобожденные ресурсы употребят производительно? Уменьшение на 0,3% налогообложений валютных операций? Но оно не открывает двери деривативам. Нужно вообще ликвидировать этот сбор.
Налоговый прессинг высок. Поэтому инвестиционный простор остается ограниченным. Уменьшение фискального давления на госпредприятия не гарантирует инвестиционную экспансию. Уменьшения перераспределения до 30% - это эффект большого прогноза номинального ВВП завышенного по дефлятору. 25 млрд. не решат проблему роста.
Пропорция между внутренними и внешними заимствованиями не оптимальна. Планы поступления средств от приватизации выглядят как ненадежные и завышенные.
Обменный курс занижен, с учетом позитивного сальдо баланса платежей, роста ВВП и инфляционного ориентира в 7,5%. Снижение обменного курса до 5.1 UAH/USD слабо вяжется с дефицитом 2,5% от ВВП, с торговым профицитом в $160 млн., ростом ВВП под 7% и инфляции под 8%. (т.е. производительности).
Кстати о курсе гривни в 2007 году.
Аккурат вчера служба аппарата ВР в ходе «рекламы-презентации» проекта бюджета-2007 распространила «Основные принципы денежно-кредитной политики на 2007 г.», внесенные в парламент Нацбанком за подписью главы НБУ В.Стельмаха и главы Совета НБУ В.Гееца. Напомним, эти принципы традиционно ежегодно разрабатывает и утверждает Совет НБУ. Нынешний сезон имеет свои «нюансы». Поскольку сейчас Совет не имеет кворума для их (Принципов-А.Д.)утверждения, документ был внесен главой НБУ.
Так вот, согласно документу, копией которого располагают «Итоги», главной целью Нацбанка в 2007 г. остается удержание «стабильности национальной денежной единицы». Во-вторых, НБУ намерен обеспечить «прогнозируемую динамику обменного курса гривны к основной курсообразующей валюте – доллару США».
В частности, на 2007 г. Нацбанк прогнозирует обменный курс гривны к доллару США в 4,95-5,25 UAH/USD, темпы роста денежной массы – на 28-33%, оценку роста монетарной базы НБУ не проводил (полагаю, с учетом сегодняшней ее «минусовой» динамики, просто «постеснялся» или забоялся критики), а прогноз инфляции и роста ВВП утвердил на уровне Кабминовских оценок, заложенных в проект бюджета-2007,– 7,5% и 6,5% соответственно. Последнее, как считает автор, «проистекает» из подписанного НБУ и Кабмином Меморандума, обязываюшего их солидарно «обеспечивать ценовую стабильность». Вот Институтская и начала старательно демонстрировать свою лояльность.
До конца III квартала мы прогнозируем как минимум курсовую стабильность на рынке безналичного доллара. К этому располагает «календарный» фактор и ограниченная гривневая ликвидность банков. Кроме того, нынешний обвал курса доллара на планетарном форексе в контексте наращивания доли евро в нацбанковских «закромах» способно опустить курс выкупа валюты США ниже уровня 5.00. Натурально, это чревато серьезными подвижками и на рынке наличных, где недельной давности попятка роста привела к падению оборотов, которые с трудом «возродились из пепла» лишь после заметного снижения курса наличной «зелени».
При написании материала использовались ресурсы: bloomberg.com, ap.org, gazeta.ru, rbc.ru, rian.ru , interfax.ru , k2kapital.com, www.ukranews.com, reuters.com.
Александр Дмитренко (aka дядя Саша)
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас