485
50 миллиардов с России
— Энергетика
Россию ждет очередное судебное разбирательство с основным акционером ЮКОСа. Group MENATEP Limited подает иск в рамках Энергетической хартии с требованием компенсировать ей $50 млрд, потерянных в результате краха нефтяной компании. Эксперты считают, что шансы акционера минимальны: Россия хотя и подписала хартию, но так ее и не ратифицировала.
Group MENATEP Limited (GML) продолжает судебные войны с Россией. Как сообщил лондонской газете The Times глава компании Тим Осборн, GML планирует подать иск против России с требованием возместить ущерб, понесенный акционерами ЮКОСа из-за обесценивания нефтяной компании. Дело будет рассматриваться Комиссией ООН по законодательству в области международной торговли в Гааге.
Ранее размер компенсации был определен в размере $30 млрд, однако Тим Осборн заявил, что эта сумма, скорее всего, будет пересмотрена в большую сторону, так как прежние расчеты базировались на $30 за баррель против нынешней в $70 за баррель.
Энергетическая хартия, объединяющая 51 государство, была подписана в декабре 1994 года премьер-министром России Виктором Черномырдиным. Согласно тексту хартии, иностранные инвесторы должны работать в стране в тех же экономических рамках, что и внутренние производители (и, в частности, получать доступ к трубопроводным системам на тех же условиях). Первый раз документы о ратификации хартии были рассмотрены Госдумой в 1996 году. Спустя год после первых парламентских слушаний депутаты решили повременить с ратификацией по меньшей мере до вступления России в ВТО. Второй раз ратифицировать Энергохартию Дума отказалась в 2001 году, после чего она осталась принятой Россией, но не действующей на ее территории.
«Мы бы продавали ЮКОС исходя из текущих цен, так что, когда наши консультанты закончат подсчеты, сумма требований, мне кажется, составит около $50 млрд», – прикинул глава GML. Он добавил, что компания предлагала российской стороне урегулировать спор во внесудебном порядке, однако ответа не получил. У основного акционера ЮКОСа уже есть опыт подобных разбирательств. В феврале прошлого года дочерние компании GML Hulley Enterprises (Кипр) и Yukos Universal Limited (оcтров Мэн), которым суммарно принадлежит около 51% ЮКОСа, апеллировали к Энергетической хартии с просьбой взыскать с России в их пользу компенсацию в размере $28,3 млрд. По их мнению, Россия не защитила инвестиции компаний в России и экспроприировала их. Общая сумма требований, включая претензии пенсионного фонда ЮКОСа Veteran Petroleum Ltd, составляет $33,1 млрд. По словам Тима Осборна, рассмотрение дела займет около 18 месяцев, заседание суда состоится летом 2007 года.
GML апеллирует к статье 26 договора к Энергетической хартии, где сказано, что разбирательства, касающиеся потерь инвесторов, могут быть вынесены на международный суд, если в течение трех месяцев после уведомления о требовании между сторонами не было достигнуто мирового соглашения.
Однако юристы замечают, что до сих пор не определено, как именно Россия участвует в хартии.
«К Энергохартии Россия так и не присоединилась. В 1994 году тогдашний премьер Виктор Черномырдин ее подписал, – вспоминает управляющий партнер юридической фирмы "Вегас-Лекс" Альберт Еганян. – Тогда было заявлено, что Россия полностью принимает на себя выполнение хартии на временных условиях». Но в итоге Госдума не ратифицировала хартию, и участие России в документе стало неопределенным. «Что означает формулировка "на временных условиях", никто не знает. На Западе никто не присоединялся к хартии в обход стандартной процедуры. Так что, на мой взгляд, международный суд в первую очередь будет определять, каков все-таки статус России, а после делать выводы, может ли подобный статус быть использован в иске», – заключает Альберт Еганян.
Эксперты, однако, не сомневаются, что акционеры ЮКОСа не смогут получить компенсацию.
«GML будет сложно доказать, что понесенные им потери связаны с Энергетической хартией, – рассуждает Александр Разуваев из ФК "Мегатрастойл". – Хартия регламентирует правила работы ТЭКа в определенных странах и условия инвестирования». Аналитик добавляет, что в случае с ЮКОСом банкротство компании прошло по схеме налоговых претензий, которую связать с хартией весьма затруднительно. Но даже выиграв дело, акционеры вряд ли могут рассчитывать на компенсацию. «У GML мало шансов выиграть дело, но даже если это случится, Россия им ничего не отдаст», – заключает Александр Разуваев.
По материалам: Газета.Ru
Поделиться новостью