Прогноз ИЭЭ. Европа: риски растут, а вместе с ними будет нарастать и социально-политическое напряжение — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Прогноз ИЭЭ. Европа: риски растут, а вместе с ними будет нарастать и социально-политическое напряжение

Кредит&Депозит
404
Увеличение учетной ставки Европейским центральным банком (ЕЦБ) в 2006 году вызовет рост рисков в экономиках объединенной Европы и в первую очередь – ее лидеров. Судя по экономической реакции, ЕЦБ поторопился в начале года с установлением ее на уровне 2,5%. В итоге, экономическая динамика, наряду с первыми положительными сигналами смешалась с нарастанием рисков.
Институт эволюционной экономики в 2005 году уже прогнозировал нарастание рисков в экономике Европы. И, как показала реальная ситуация, все эти прогнозы, к сожалению, оправдались. Но это же свидетельствует и в пользу правильности выбранной нами модели для прогнозирования, что дает основание комментировать в этом же ключе новые действия ЕЦБ.
1. Анализируя выступление г-на Трише (главы ЕЦБ) в четверг 6 апреля 2006 г. складывается впечатление, что ни ЕС, ни ЕЦБ не имеют четкой стратегии вывода экономики из затянувшейся стагнации (С. - эк.рост менее 2% в год). Об этом говорит, в первую очередь, сам характер заявления, явившегося для рынка неожиданным и вынудившего его резко изменить свои планы. Само по себе решение о прекращении повышения учетной ставки, как нам видится, является правильным. Более того, мы считаем, что ее оптимальное значение и на сегодняшний день должно быть ниже 2,5%. Однако отсутствие выверенной стратегии Банка, явилось следствием слишком резких изменений ожиданий монетарной политики - рынок уже заложил во фьючерсах более высокую ставку. Рынок был явно не подготовлен к демаршу. Цены на облигации Германии резко подскочили, и по итогам торгов доходность 2-летних бумаг упала на 2.8 б.п. до 3.269%. Доходность 10-летних облигаций также поднялась. На это заявление немедленно отреагировали практически рынки на всех континентах.
В случае построения стратегии сотрудничества с европейцами есть важная сторона вопроса, на которую стоит обратить внимание. Судя по всему, они избрали ошибочные нормативные показатели инфляции. Речь идет об уровне 2%, который они установили значительно ниже естественного (уровня) и, тем самым, априори подвергли экономику воздействию высоких рисков безработицы.
Просматриваемая проблема с нормативным регулированием показателей экономической политики - скорее всего – слабое звено в экономико-политической системе Евросоюза. Однажды принятые, они у европейцев длительное время остаются без изменения, несмотря на меняющуюся во времени экономическую ситуацию. Мы считаем, что уровень инфляции до 5% в год является безопасным для их экономической динамики и способствовал бы повышению деловой активности, не дестабилизируя экономического равновесия.
Комментарий
Мы считаем, что завышенный валютный курс евро, который наблюдался в 2004-2005 гг. стимулировал внешнеэкономическую экспансию в европейский макрорегион. В этих условиях рост предложения товаров и услуг на европейских рынках оказал понижающее действие на цены и, соответственно, понизил доходность европейских фирм и корпораций. Это стало одной из причин поиска последними путей повышения прибыльности - путем сокращения работающих, а в последующем - путем слияний и поглощений; и доходности - путем перевода своих производственных мощностей, в том числе , в тот же Китай и Индию.
В этих условиях «зорко следить за инфляцией» (часто повторяемая фраза Трише) не было никакой надобности. Важно было со стороны ЕЦБ найти оптимальный баланс между границами монетарного регулирования, уровнем безработицы и ростом государственного долга, где критерием эффективности политики выступал бы рост деловой активности фирм-резидентов, рост ВВП выше 2% в год. Так как этого не произошло, страны-участницы пытались компенсировать слабость монетарной политики государственными программами, что, в конце концов, привело к росту государственного долга и к экономической стагнации.
Например, сейчас в той же Франции государственный долг превышает в два раза допустимые нормы (120% от ВВП). На этом фоне стоит ли удивляться волнам вспышек социальной напряженности, которые там происходят – правительства Франции и других европейских государств, исчерпали запасы фискальной прочности решения социальных проблем и, особенно, занятости. То же самое относится и к Германии: Шредер так и не выполнил своего главного обещания в предвыборной программе о занятости и проиграл следующие выборы.
Рост же деловой активности, наметившийся в начале 2006 г., как мы считаем, был связан с относительным снижением учетной ставки ЕЦБ по отношению к ставке ФРС в результате повышения последней. Однако положительные тенденции, не успев окрепнуть, вновь были подвержены невыверенным действиям ЕЦБ - повышением учетной ставки до 2,5%. Эти действия комитет ЕЦБ прокомментировал ростом инфляции, которая начала превышать 2% (!?) в годовом исчислении.
И вот только в начале апреля, словно очнувшись, ЕЦБ вдруг резко затормозил повышение учетной ставки, что с позиций нашего анализа является правильным решением, хотя и запоздалым, ибо требовало предварительной работы с рынком с целью предупреждения его резких реакций.
2. Подозрение об отсутствии у европейцев эффективной стратегии по выводу своей экономики из состояния стагнации усиливается фактом недавнего принятия ими решения об увеличении импортных пошлин на продукцию легкой промышленности азиатского еврорегиона. Может европейцам что-то виднее, отсюда всего не разглядеть. Однако, как показывает наш анализ, если наметился экономический рост, в условиях политики плавно изменяющегося валютного курса политику протекционизма проводить не желательно, ибо это невозможно сделать, не затронув собственные экономические интересы. Защитив товаропроизводителя легкой промышленности политикой протекционизма европейцы сами себе нанесли ущерб, подставив под дополнтиельный удар внешнеэкономической экспансии своих производителей товаров длительного пользования, хай-тека и т.д. Комментарий
В условиях наметившегося экономического подъема, при условии плавающего валютного курса, сокращение нетто-экспорта не приводит к росту ВВП так как возросший курс от роста спроса на деньги (из-за увеличившегося нетто-экспорта) сокращает текущий счет платежного баланса путем роста внешнеэкономической экспансии по другим, как правило, высокотехнологическим позициям импорта. В этих условиях уж лучше было бы отдать китайцам и вьетнамцам свой рынок обуви, а высвободившиеся от этого ресурсы направить на развитие своих высокотехнологичных отраслей. Иными словами, самая надежная стратегия по защите своих национальных интересов – это стратегия инновационная.
3. Опубликованный 7 апреля Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) индекс опережающих экономических индикаторов показал рост со 104,6 до 105 - для стран G7 (большой семерки). В США индикатор увеличился со 106,5 до 107,0. В еврозоне индекс опережающих индикаторов увеличился со 107,9 до 108,4. В Германии индекс вырос со 111,9 до 112,8.
Шестимесячный коэффициент изменений – наименее подверженный колебаниям показатель, отражающий динамику индексов опережающих индикаторов – увеличился в 6-и из 7-и представителей. Наилучшую динамику демонстрируют США, Германия и Канада. Это – позитивный сигнал, свидетельствующий об оживлении экономической активности мировой экономики и стран G7. И было бы очень правильно, если свою экономическую, а главное, инвестиционную активность они направили в Украину.
Во-первых, в Украине непочатый край работы с развитием современной экономической структуры. Во-вторых, за 2005 г. ВВП Украины в долларовом исчислении составил лишь немногим более $ 82 млрд., т.е. потенциал для роста пока большой. Совершенствование структуры экономики Украины, рост ее ВВП хотя бы до уровня среднестатистической европейской страны, вне всякого сомнения, оживил бы и экономику ЕС, сгладив, таким образом, погрешности как в политике ЕЦБ, так и в структурно-инвестиционной и инновационной политике Украины.
Доказательством тому – прямая корреляция между ростом динамики экономики Германии и большими темпами роста ее прямых инвестиций в экономику Украины (с $ 653,7 млн. до $5505,5 млн. в 2005 г.) Ведь фирма Миттела зарегистрирована на территории Германии и именно оттуда пошли инвестиции в украинскую экономику. Ожидается, согласно инвестиционным обязательствам ее покупателя, что дополнительная сумма в размере половины от продажной цены в 24,2 млрд. грн. в течение 8 лет, то есть до 2013 г. будет инвестирована в модернизацию этого крупнейшего в Европе металлургического комбината. Эта инвестиция, размером в 12,1 млрд. грн., как ожидается, будет иметь инновационный характер, который так необходим сегодня экономике Украины.
По материалам:
ІЕЕ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас