Страховщики сокращают число видов страхования ввиду их низкой популярности и высокой платы за лицензии


Виктория РАТНАЯ
Крупные страховщики сокращают число предоставляемых видов страхования ввиду их низкой популярности среди клиентов и высокой платы за лицензии.

Рост платы за лицензии заставил страховщиков пересмотреть политику работы на малорентабельных сегментах рынка. Раньше одна лицензия стоила всего 340 грн. Это позволяло компаниям впрок насыщать свои портфели разными страховыми услугами в зависимости от требований клиента, получая нужные лицензии. По словам председателя правления УСК «Веста» Вячеслава Черняховского, на развивающемся рынке очень важно предложить клиентам комплексную программу услуг и иногда довольно сложно спрогнозировать на три года вперед, что будет пользоваться спросом. Поэтому лицензии брались «с запасом».

Затоваривание страховщиками своих портфелей всевозможными видами страхования неоднократно критиковалось председателем Госфинуслуг Виктором Сусловым. Еще год назад он заявил о том, что компании собирают в портфелях слишком много ненужных им видов страхования. По его мнению, на рынке должна произойти реструктуризация, в результате чего компании разделятся на мелкие и крупные. По замыслу чиновника, мелкие компании должны сосредоточиться на страховании узких сегментов с небольшими объемами ответственности, а крупные — на стратегических направлениях страхования. Под стратегическими видами понималось авиационное, морское страхование, страхование опасных грузов и ответственности операторов ядерных установок, а также обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств. Как отмечал Суслов, удел мелких компаний — страхование домашних животных, тогда как обязательная автогражданка должна стать прерогативой крупных участников рынка.

По всей видимости, рано или поздно разделение рынка произойдет. Уже сейчас страховщики отказываются от разных видов страхования, хотя пытаются проводимую оптимизацию портфелей не афишировать. Возможно, молчание объясняется боязнью потерять клиентов, получающих комплексное обслуживание.

Трудно не согласиться с Сусловым, полагающим, что автогражданка достанется немногим страховщикам. Стремление более 40 компаний заняться этим видом бизнеса едва ли увенчается успехом. В России тоже поначалу многие страховщики ринулись в автогражданку, но ввиду высоких затрат вынуждены были вскоре сконцентрироваться на иных услугах.

Как считает руководитель одной крупной компании, пожелавший остаться неназванным, существуют определенные требования к предоставляемым услугам и если объем собираемых ежегодных платежей не превышает по отдельно взятому виду страхования планку 500 тыс. грн, то это повод от него отказаться.

Пока официально об оптимизации своего портфеля заявили лишь «Скайд-Вест» и «ПРОСТО-страхование». «Скайд-Вест» намерена отказаться от десяти видов страхования. Президент группы компаний «Скайд-Вест» Андрей Перетяжко лишь отметил, что ликвидированы будут те виды страхования, которые дают совокупных платежей по Украине чуть больше 5 млн грн в год.

Стремление Госфинуслуг насильно навязать рынку правила игры пока не привело к ожидаемому эффекту. Попыткой перекроить рынок стало распоряжение Госфинуслуг № 188 о порядке выдачи лицензий и платы за них. Согласно документу, плата за лицензии на осуществление страхования была поднята до 4-10 тыс. грн. При этом лицензия выдается сроком на 3-5 лет. Такое положение дел вызвало негативную реакцию рынка.

Как неоднократно отмечал президент ЛСОУ Александр Филонюк, политика регулятора должна быть, в первую очередь, нацелена на повышение платежеспособности рынка, а не на введение дополнительного налога в виде платы за лицензию. Кроме того, основанием для повышения платы за лицензии должны быть тщательные расчеты, а не кратное повышение планки цен. На этом же делали акцент и участники рынка. По мнению Черняховского, для нормальной работы компании необходимо минимум 15-20 лицензий, что с учетом новых требований по лицензированию выльется в огромные суммы.

«В конечном счете затраты страховщика влияют на его платежеспособность и понижают инвестиционную привлекательность. Тогда как основная задача страховой компании — не платить за лицензии, а выполнять свои обязательства перед теми, кто доверил ей свои риски», — считает Черняховский.

Экономически необоснованной считают установленную плату за лицензии в СК «Нова» (ранее СК «ТЭСК»). «Де-факто такая стоимость лицензий — не что иное, как новый налог на страховую деятельность, введение которого не входит в компетенцию регулятора», — отмечает председатель правления этой компании Ольга Зайцева. Необходимость снижения платы за лицензии видят и в СК «ПРОСТО-страхование». «Если же оставлять плату на нынешнем уровне, — считает генеральный директор АСО «Вексель» Василий Фурман, — следует вводить бессрочные лицензии. В противном случае высокий платеж станет способом борьбы с небольшими страховыми компаниями и сделает для них невозможным формирование диверсифицированного страхового портфеля».

В то же время для крупных компаний повышение стоимости лицензий не стало сильным ударом. По мнению президента СК «ЛЕММА» Сергея Чернышова, по сравнению с объемами платежей компании, размер платы за лицензии не является существенным. А зампредседателя правления по маркетингу и развитию СК «Веско» Вячеслав Гавриленко сообщил, что компания не отказалась ни от одного из видов страхования и, напротив, была получена еще одна лицензия на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспорта. Но это, скорее, исключение из правил.

Комментарии страховщиков
Андрей ПЕРЕТЯЖКО, президент СК «Скайд-Вест»:
— Мы понимаем, что некоторые виды страхования нерентабельны и нет смысла ими заниматься. Например, теми, по которым очень низкие объемы платежей. Вот уже второй год мы не проводим авиационное страхование и можем сдать соответствующую лицензию, так как на сегодняшний день не видим для себя перспектив работы в этом сегменте рынка. Есть и другие виды страхования, требующие значительных административных издержек, при этом принося минимальные страховые платежи. Если компании потребуется заплатить за такую лицензию 10 тыс. грн, а страховых платежей соберет около 15 тыс. грн, через год станет очевидным, что такая лицензия просто не нужна.

Владимир ШЕВЧЕНКО, председатель правления ЗАО «Европейский страховой альянс»:
— Мы сбалансировали портфель компании в сторону стратегических видов страхования, которые считаем малоубыточными, перспективными и интересными. К таким видам можно отнести личное страхование, страхование имущества предприятий, имущества физлиц, грузов, ответственности. Менее перспективны для нашей компании авиастрахование и морские риски.

Павел ФУРСЕВИЧ, председатель правления СК «ПРОСТО-страхование»:
— Поскольку перед нашей компанией стоит задача стать агентской, необходимо видоизменить основной продуктовый ряд. Мы будем активными игроками, прежде всего, на рынке страхования АвтоКАСКО, медицинского и имущественного страхования (в особенности для среднего и малого бизнеса, домашнего имущества граждан). Безусловно, будут поддерживаться действующие, разработанные нами программы. В то же время в связи с низкими объемами сбора платежей мы планируем отказаться от таких видов страхования как морское, авиационное и страхование опасных грузов.

Владимир ДОЦЕНКО, председатель правления СК «Эталон»:
— Мы планируем увеличить долю нашей компании до 10% рынка практически по всем публичным продажам. Исключение составит медстрахование, авиастрахование и страхование грузов.

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
В Контексте Finance.ua