Прогноз ИЭЭ: курс доллара, конференция ОПЕК, заседание комиссии ФРС, речь Буша и встреча G7 — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Прогноз ИЭЭ: курс доллара, конференция ОПЕК, заседание комиссии ФРС, речь Буша и встреча G7

Валюта
3869
Прогноз ИЭЭ: курс доллара, конференция ОПЕК, заседание комиссии ФРС, речь Буша и встреча G7. События нынешней недели оставят свой след в 2005 г.
Мировые дискуссии вокруг проблем с курсом доллара США стали ключевой темой экономистов. Их волна докатилась и до Давоса. Стремительно падавший в прошлом году доллар остановил свое падение, как считают многие аналитики - не на долго. В частности, Фред Бергстен, директор Института мировой экономики (Вашингтон), высказал в Давосе опасения, что уже в ближайшие недели или даже дни может разразиться кризис, если президент США не предпримет мер к сокращению дефицита государственного бюджета.
Как передало агентство Reuters, дефицит бюджета США в этом году приблизится к рекордному уровню и достигнет $427 млрд. Из этого следует, что для его финансирования США должны будут привлекать $ 5 млрд. ежедневно (Справка ИЭЭ для сравнения: ВВП Украины за весь 2004 г. составил около $63 млрд.). Сомневаясь в фискальных возможностях Вашингтона одолеть такую финансовую тяжесть, валютные рынки притаились и уже готовы начать снижение курса доллара.
Их ожидания обусловлены такими ключевыми факторами, как динамикой учетной ставки ФРС и ЕЦБ, финансовыми показателями -дефицитом госбюджета и дефицитом счета текущих операций, значение последнего превысило 6% от ВВП США, а также значением показателей роста американской экономики: ростом ВВП (бежевая книга ФРС и отчеты министерства торговли); занятостью (количество и динамика первичных обращений по безработице); индексов деловой активности; инфляции; в последнее время к ним присоединились сведения о жилищном строительстве. Ну и конечно же - динамикой цен на энергоресурсы, в первую очередь, фактором ОПЕК - каким будет предложение нефти на мировых рынках.
Бюджетное управление Конгресса США тоже разделяет эту точку зрения (о падении курса доллара), учитывая влияние дефицита счета текущих операций, но полагает, что снижаться курс будет не обвально, а плавно, в течение двух лет, и без ущерба для национальной экономики, так как:
- ожидаемая прибыль от инвестиций в США выше, чем в других экономиках;
- другие страны "могут захотеть минимизировать риски" для своих экономик, не позволяя снижаться доллару слишком быстро.
Намек на то, что страны, которые имеют крупные валютные резервы в долларах явно не захотят их обесценивания, так как в таком случае их экономикам придется оплатить импорт кризиса на величину обесценивания доллара.
С другой стороны, рост денежного предложения в результате длительного снижения учетной ставки в начале 2000-х гг. активизировал внутренний спрос в США. А с учетом высоких реальных доходов американских домашних хозяйств, рост эффективного спроса будет явно способствовать переводу капиталов фирмами-нерезидентами из своих стран в США.
Если так считает Бюджетное управление Конгресса США, то в его расчетах на плавное снижение курса доллара значительно больше аргументов, нежели на резкое - у операторов рынка. Более того, снижение курса доллара будет способствовать росту нетто-экспорта и, соответственно, росту экономики. Таким образом, государственный сектор управления США демонстрирует силу и, главное, уверенность, которая явно базируется на расчете и выверенной стратегии, что и обеспечивает ему инициативу, в отличие от рынка и других стран, которые явно проигрывают ему, особенно это касается Европы и ЕЦБ.
Однако прозрачность этой картины с очевидностью нарушается политикой центрального банка Китая, "привязавшего" юань, что никак не способствует сокращению дефицита платежного баланса США. Поэтому этот вопрос скорее всего будет предметом обсуждения на встрече G7.
В этих условиях действительно сложилось зыбкое временное равновесие, которое ОПЕК решил не нарушать, мудро переведя стрелки на ФРС и "семерку", решения которых последует за ним на этой неделе. Его 134-я внеочередная конференция постановила сохранить действующую квоту на нефтедобычу, равную 27 млн. баррелей в день, мотивировав это тем, что текущие цены на нефть достаточно высокие. "Сейчас не время для решения о понижении квот", - сказал министр нефти Ирана Биджан Зангане (Bijan Zanganeh).
Оставив за собой право корректирования политики по телефону до очередной конференции, которая состоится 16 марта в Исфахане, ОПЕК обеспечил себе необходимый коридор во времени для маневра в принятии решений после нынешней недели. Таким образом, если теперь зыбкое равновесие будет нарушено, то ответственность за это ляжет на кого угодно, но только не на ОПЕК, но и инициативу для защиты своих интересов он тоже не упускает, хотя ему и пришлось пожертвовать временным снижением цен (в пятницу).
И все же на понижение квот ОПЕК скорее всего пойдет. Такой ход он вынужден будет сделать, несмотря на недавно сделанный прогноз роста спроса на нефть, особенно в Китае, из-за возможного перепроизводства нефти во втором квартале.
Влияние нефтяного фактора на курс валют опосредован через темпы экономического роста. Экономический рост мировой экономики, обеспеченный в первую очередь экономикой США (и только затем Китая и др. стран), достигнут с большими жертвами, а "нефть" и "рост" достигли критического уровня связки взаимным влиянием, хотя ОПЕК так не считает. Несмотря на то, что исчерпания нефти в ближайшее десятилетие еще пока не наступит, прогнозы из доклада Медоуза и Форрестера Римскому клубу явно начинают сбываться.
Вторым событием недели, но далеко не последним по значению, будет заседание комиссии ФРС 1-2 февраля, на котором она должна принять решение об ужесточении монетарной политики. Как прогнозировал ранее ИЭЭ и ожидают практически все операторы рынка, ФРС должна будет повысить учетную ставку на 0,25%, доведя ее до значения 2.5%, что должно способствовать укреплению доллара. Однако и понижения квот на добычу нефти ожидали тоже как почти неизбежное решение в воскресенье 30 января.
Если ФРС повысит учетную ставку, все произойдет так, как ожидалось и особенных изменений на рынке не должно произойти до конца недели. Однако, если ФРС сочтет, что завтрашнее возможное повышение окажется слишком быстрым, так что окажет влияние на снижение темпов экономического роста, это повышение может быть перенесено на более позднее заседание комитета по операциям на открытых рынках или процент увеличения будет на меньшее количество процентных пунктов. Но в таком случае можно будет практически сразу же ожидать и попытку снизить курс доллара на рынке. Если же процент повышения будет большим, нежели 0,25% все будет с точностью до наоборот. Курс возможно еще какое-то время сможет продержаться, однако вот риски с нарушением нейтральности денег явно возрастут, хотя возрастет и давление на сокращение дефицита текущего счета. (Для справки: аналитики банковской системы Украины 18 января высказались аналогичным образом, полностью поддержав прогноз ИЭЭ)
Следующим событием, способным оказать серьезное влияние на динамику курса, будет запланированная речь президента США. Прогнозировать и комментировать ее - дело политиков и политологов. Интересно какие меры он пообещает в сокращение дефицита государственного бюджета (или увеличения его расходов).
В конце недели (на выходные дни) соберутся в Лондоне на совещание министры финансов и главы центральных банков стран G7. Прибудут также министры финансов и главы центральных банков России, Китая и Индии. Как ожидается, обесценивание доллара станет главным пунктом повестки дня обсуждений на этой встрече. Именно в ожидании итого события рынок (доллара) замер коротком коридоре. Трудно отказаться от прогноза, что в контексте этого вопроса, на встрече будут затронуты проблемы обоих дефицитов. Нетрудно также догадаться, что будет предпринята попытка оказать эффективное влияние на политику Китая в отношении гибкой политики юаня к доллару.
Таким образом, учитывая недавно высказанное мнение 14 - ти своих аналитиков, можно прогнозировать, что Китай окажется под влиянием как внешнего, так и внутреннего давлений на его монетарную политику. Возможно в результате этого давления Китай пойдет на уступки. Однако если он уступит, то это будет, как думается, чисто психологическая уступка, так как признаков перегрева его экономики пока не наблюдается, если конечно до выходных ничего не изменится. Свой экономический рост Китай и так ничем затормозить не может, что говорит в пользу уверенного разворачивания новой структуры его экономики, нового технологического уклада. А для такой численности населения как у Китая, доходам еще расти и расти. Средние доходы на душу населения у него еще пока ниже, даже если сравнивать его с Украиной. Разве только растущая зависимость от энергоносителей выступит саморегулирующим механизмом его роста. Все будет зависеть от запаса прочности его экономики, хотя это всегда труднее оценить, чем меньше рыночного институционализма.
(Конечно, если мировая экономика сорвется в кризис, это не может не затронуть и Китая. Поэтому ему будет что взвешивать. Тем более это труднее будет сделать под воздействием всеобщего внимания.)
Вот такой она будет, предстоящая неделя. Влияние ее событий в той или иной степени обязательно проявится в нынешнем 2005 году.
Макаренко И., ИЭЭ
По материалам:
ІЕЕ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас