Ликвидация агентов. Обменные пункты закрывают за отклонение курса на тысячные доли от допустимого — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Ликвидация агентов. Обменные пункты закрывают за отклонение курса на тысячные доли от допустимого

Валюта
1779
Иван ЗАЙЦЕВ
Обменные пункты закрывают за отклонение наличного курса на тысячные доли от максимально допустимого значения и отсутствие лупы для проверки подлинности купюр.
Слово и дело
Похоже не зря в марте 2003 года тогдашний глава НБУ Сергей Тигипко на одной из пресс-конференций неожиданно высказался против существования в Украине пунктов обмена валют. Не всех, конечно, а только принадлежащих частным предприятиям и работающих по агентским соглашениям с банками. Вскоре после этого заявления обменщики-«агенты» ощутили усилившееся давление со стороны НБУ.
Любопытно, что впоследствии Тигипко сделал совершенно противоположное заявление: «Национальный банк не стремится вытеснять с рынка наличных валютно-обменных операций компании, которые на нем уже работают», — заявил он журналистам. Примечательно, что эти слова прозвучали в качестве комментария по поводу десятикратного повышения стоимости лицензии на проведение обменных операций частными предприятиями. Примерно в то же время по совместному предложению НБУ и ГНАУ на 2004 год в три раза повышена стоимость патента для обменок — с 960 до 2880 грн за квартал. Также введена абсолютно новая пошлина — за регистрацию пункта обмена валют в территориальном управлении Нацбанка: для «агентов» — в размере 4080 грн, для банков — 408 грн, возросла и плата за согласование агентского соглашения с 250 до 2040 грн.
В декабре 2004 года начались повсеместные проверки агентских обменок. Предприниматели назвали этот рейд самой большой «зачисткой» за последние несколько лет. В ходе операции проверяющие из Нацбанка скрупулезно фиксировали даже малейшие нарушения, явно выискивая поводы для закрытия максимального числа обменных пунктов. В результате операции в столице закрылись около 100 валютных точек. Причем это далеко не все точки, которые предполагалось закрыть. Конфиденциальный источник в Нацбанке сообщил, что отмашкой для атаки НБУ на агентские обменки стало устное распоряжение первого зампреда Нацбанка Арсения Яценюка о необходимости срочного закрытия 500 (!) агентских обменников в Киеве, то есть половины всех существующих в столице.
Эта информация имеет целый ряд косвенных подтверждений. Прежде всего адресность проверок: контролеры были направлены в первую очередь в обменки, уже получившие одно или два замечания, видимо потому, что отозвать разрешение на открытие пункта обмена валют НБУ может только после трех замечаний, допущенных в течение года сотрудниками фирмы.
Анализ актов проверок также указывает на карательный характер акции. Например, в акте проверки ЧП «Грант» в качестве нарушения отмечено отсутствие в помещении пункта обмена валют лупы для проверки подлинности купюр иностранной валюты, причем ультрафиолетовый и инфракрасный приборы для проверки инвалюты в наличии были.
Мотивацию закрытия обменного пункта № 5 ЧП «Ника» можно уже считать хрестоматийной, именно так закрыли десятки пунктов. Из решения по акту проверки следует, что точку закрыли за отклонение максимально установленного курса продажи евро на... три тысячные доли гривни. На тот момент НБУ установил максимально допустимый курс продажи в размере 6,6997 грн за 1 евро, а на проверяемом объекте курс продажи составлял 6,7 грн за 1 евро. Предприниматели говорят, что расхождение в три тысячных гривни вызвано особенностями сертифицированного программного обеспечения, установленного на пункте: программа не распознает в курсах продажи четвертую цифру после запятой.
Также любопытно закрытие пункта на основании того, что в начале рабочего дня в пункт не поступил валютный аванс. Любопытно потому, что ранее своей телеграммой НБУ запретил комбанкам обеспечивать обменки валютой, обязав их реализовывать купленную на межбанке валюту только через кассы банка.
Одним из наиболее резонансных решений, принятым по актам декабрьских проверок, стало лишение банка «Национальные инвестиции» права на заключение агентских соглашений с предприятиями до 01.05.05 г. и наложение на него штрафа. В решении Комиссии НБУ по вопросам надзора и регулирования деятельности банков № 242 от 11.11.04 г. мотивация таких санкций выглядит неубедительно: банк пострадал за нарушение правил ведения валютно-обменных операций, допущенное всего одним его агентом. Предприятие-нарушитель уже было наказано банком — с ним расторгли агентское соглашение, о чем в установленном порядке известили НБУ. Нарушение допустило предприятие, а не банк, и по логике вещей наказывать должны были предприятие.
Кому это выгодно
Учитывая методы проверяющих, не исключено, что мероприятие по закрытию обменников было направлено не столько на наведение порядка, сколько на подготовку к возможному переделу рынка. По мнению самих обменщиков, стратегических целей развертывания антиагентской кампании может быть несколько. Одна из популярных версий — попытка силовыми методами заменить действующих агентов другими, принадлежащими иным хозяевам. Кроме того, поговаривают, что НБУ попросту попытался заработать на взносах за повторное открытие наказанных точек (см. Комментарий). Впрочем, одно другому не мешает.
Однако ряд экспертов выдвинули иную версию. Задачей продолжительной борьбы НБУ с агентами является, во-первых, лоббирование интересов нескольких комбанков, имеющих собственную сеть обменок, а во-вторых, усиление контроля за обращением валюты в Украине и, по возможности, частичное вытеснение ее из обращения. Учитывая сильное влияние Нацбанка на политику комбанков, управлять розничным оборотом валюты через банковские обменники будет гораздо легче.
Как бы там ни было, многие банки, ощутив выгоды от этих изменений (ведь для них и открытие обменки стоит дешевле, и агентское соглашение не требуется), оперативно развернули собственную сеть обменных пунктов, к примеру, Восточно-Европейский банк, Брокбизнесбанк, Артем-Банк и т. д. Заметим, что банки, совершающие обменные операции в собственных отделениях, в патенте не нуждаются.
Что с ними будет
Впрочем, пока многие агенты продолжают работу в ухудшающихся условиях, не сворачивая бизнес. Для таких упрямцев у Нацбанка остается еще один способ закрытия пунктов, лишение предприятия разрешения на открытие обменок или же, в крайнем случае, лишение банка лицензии на заключение агентских соглашений с предприятиями.
Именно к этой методике НБУ и прибег в конце прошлого года, закрыв ряд обменных пунктов по результатам рейда.
Некоторые агенты, не согласившись с нарушением своих прав и закрытием пунктов за несущественные нарушения, оспорили решения Нацбанка. Пока только с помощью уполномоченного банка, — например, АБ «Национальные инвестиции» направил НБУ письмо с объяснением «нарушений», на основании которых обменники были закрыты. Ответа из НБУ на это письмо, направленное еще в середине декабря, ни банк, ни пострадавшие предприятия так и не получили. Решения о закрытии пунктов никто не отменил.
Другие предприятия, не втягиваясь в длительные разбирательства, пытаются заключать агентские соглашения с другими банками и снова открывать пункты, выплачивая за каждый существенную сумму.
В любом случае, урон в результате таких действий НБУ предприятия понесли вполне ощутимый — на период рассмотрения дела обменники все равно приходится закрывать, и, как следствие, терять прибыль, а открытие новых пунктов также требует и времени, и финансовых затрат. Посему не исключен вариант, когда через некоторое время обмен валют будет производиться только в операционных кассах банков. А их количество, несмотря на непрерывное увеличение, не может сравниться с числом обменок, и, следовательно, удовлетворить потребности населения в купле-продаже валюты. Вполне вероятно, что в итоге подобная политика Нацбанка вновь может привести к появлению «уличных менял».
Впрочем, есть повод и для оптимизма: как говорит директор ЧП «Грант» Вера Бучакова, с приходом на пост председателя НБУ Владимира Стельмаха проверки прекратились так же неожиданно, как и начались.
Справка
По данным НБУ, на 1 октября 2004 года в Киеве зарегистрировано 997 пунктов обмена иностранной валюты (банковских пунктов обмена — 343, агентских — 654, процентное соотношение: 34,4 к 65,6%), то есть две трети обменных пунктов Киева работают на основании агентских соглашений.
Вера БуЧакова,
директор ЧП «Грант» (закрыто шесть обменных пунктов):
— Я не первый год работаю в этом бизнесе, но такого беспредела, как при последних проверках еще не видела. Примечательно, что начало повальных проверок и их окончание совпало с определенными политическими событиями.
Я не хочу сказать, что существует прямая связь, но учитывая возросшую стоимость разрешительных документов, можно предположить, что НБУ рассчитывал на дополнительные поступления от реанимации закрытых пунктов обмена. Ведь открывая пункт, надо платить 4080 гривен за справку о его регистрации. Если бы инициаторам проверок удалось закрыть 500 пунктов, то их повторное открытие на ровном месте принесло бы НБУ около двух миллионов гривен.
Впрочем, не исключено, что была задумка вообще «похоронить» агентские обменники в угоду каким-то структурам.
Проверяющие в актах пишут полный абсурд: отсутствует охранная сигнализация, отсутствует сообщение об обязательности совершения кассиром всех операций. То есть перечень операций, совершаемых пунктом есть, а сообщения о том, что кассир обязан их совершать нет (в перечне документов, которые должны быть размещены в пункте обмена валют в доступном для осмотра месте, такое сообщение не упоминается. — Прим. Ред.). А шесть пунктов обмена валют закрыты вообще за анекдотичное нарушение: «наличие в пункте обмена валюты постороннего человека». На самом деле, уборщица зашла убрать помещение обменника и на основании этого фирму лишили лицензии. При этом в НБУ никто и слушать не хочет наших объяснений. Чтобы пункты закрывали за такие нарушения, — такого никогда не было! Складывается впечатление, что просто выполняется негласное указание закрывать обменники под любым предлогом.
Несмотря ни на что мы будем искать способы продолжать работу. Через уполномоченный банк обратились к первому заместителю начальника территориального управления НБУ по Киеву и Киевской области Виктору Медведеву, с объяснениями «нарушений». Но ответов или пояснений из Нацбанка на наши письма так и не поступило. Если это не подействует, придется открывать новое предприятие: судиться с НБУ никто из коллег пока не решается.
По материалам:
Контракти
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас