Инвестиционные компании замерли в ожидании… — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Инвестиционные компании замерли в ожидании…

162
Олеся БАГНЮК
Как ни парадоксально это звучит, но немаловажную роль в дальнейшей судьбе инвестиционных компаний (ИК) сыграла "оранжевая" революция. Иностранные эксперты, которые до осенне-зимних событий весьма осторожно относились к развивающимся странам типа Украины, нынче просто замерли. По мнению финансового аналитика Николая Карапоты, и нынешняя политическая ситуация, и грядущие выборы 2006 года создают "состояние ожидания", в котором пока пребывает большинство ИК. Это состояние будет продолжаться еще некоторое время.
На деятельность инвестиционных компаний, по мнению специалистов, заметно повлияла недавняя нестабильность в банковской сфере. Дело в том, что многие инвестиционные компании в последнее время пошли на сближение с украинскими финансовыми институтами, а некоторые фактически являются "дочками" банков. Отсюда вывод: если банки не доверяют друг другу, то инвестировать деньги во что-то более глобальное не решаются тем более. Хотя бы потому, что даже уже выданные кредиты и инвестиции не всегда могут обслужить. В дополнение к этому — недоверие населения. Люди боятся вкладывать деньги в банки и не верят в инвестиционные компании. Специалисты отмечают, что в "подозрительный список" попало даже вызывающее особый интерес жилищное строительство. Причина опять-таки проста: стройка может быть заморожена со всеми вытекающими последствиями.
Анализируя все описанное выше, Николай Карапота пришел к мнению, что даже иностранные фонды вряд ли рискнут сейчас делать крупные инвестиции. Такого мнения придерживаются и другие аналитики: инвестор не может серьезно относиться ни к текущей ситуации, ни к условиям, с которыми ему приходится сталкиваться. Законодательство в нашей стране такое, что любой пришедший сюда с деньгами понимает: ему предлагают полубесплатный сыр. А вот о механизмах "мышеловки", похоже, не знают даже "авторы ситуации", то есть создатели сопутствующих законопроектов.
Поэтому в 2005 год инвесторы вступают с осторожным настроением, отдавая предпочтение акциям перед облигациями, однако удерживая свои позиции на рынке ценных бумаг на умеренном уровне. Будущее ИК, полагает Николай Карапота, должно зависеть только от того, насколько украинские предприятия будут заинтересованы в рынке своих ценных бумаг.
Инвестиционные компании как финансовые посредники уже выступают на первых ролях на рынке корпоративных ценных бумаг. И это несмотря на весьма скромную финансовую базу и далеко не полный (в сравнении с лидирующими в мире инвестиционными банками) спектр оказываемых услуг. По торговым операциям, продажам украинских финансовых инструментов, обеспечению клиентов аналитической информацией, по уровню знания и понимания рынка наши фондовики, как и россияне, безусловно, выгодно отличаются от более капитализированных, но куда менее гибких иностранцев и пораженных системным кризисом коммерческих банков.
Рыночную активность профессиональных участников рынка можно оценить и с помощью показателей, непосредственно не зависящих от рыночной конъюнктуры и скорее характеризующих клиентскую базу. С этой точки зрения уровень операционной активности крупнейших инвестиционных компаний с начала года был достаточно стабильным: общее число счетов, открытых клиентам, изменилось незначительно (не говорим о третьей декаде года).
К слову, деятельность инвестиционных компаний в Украине регламентируется Законом "Об институтах общего инвестирования" от 15 марта 2001 года №2299-ІІІ. Основой деятельности институтов общего инвестирования (ИСЕ) является привлечение денежных средств инвесторов с целью получения прибыли от вложения их в ценные бумаги других эмитентов, корпоративные права и недвижимость. Таким образом, ИСЕ выступают посредниками между инвесторами и компаниями, которые требуют инвестиций. Для их деятельности нынче, считают специалисты, также необходима дополнительная законодательная "поддержка".
Будущее инвестиционных компаний напрямую связано с финансовым здоровьем и активностью самих эмитентов ценных бумаг, говорит Николай Карапота. Ведь традиционные посреднические услуги на рынке — это лишь часть бизнеса любого инвестиционного банка. По его мнению, в стране сегодня формируются биржи, техническое оснащение которых может соответствовать мировым стандартам; есть действительно профессиональные участники рынка; есть все, что принято называть инфраструктурой рынка. Однако загруженность этих "мощностей" близка к нулю. Назвать рынком ценных бумаг вялую торговлю десятком "голубых фишек", согласитесь, сложно.
Если нет свободно обращающихся бумаг, значит, на это есть свои причины. Собственники и руководители приватизированных предприятий стоят перед принципиальным выбором. С одной стороны, им важно сохранить безраздельный контроль над структурой, ее финансовыми потоками. С другой — для развития предприятия требуются инвестиции, а любой нормальный инвестор будет вкладывать деньги только в "прозрачные" компании, уважающие его права и законные интересы. Разрешить ситуацию может государство: оно должно запустить процесс, обратить внимание руководителей компаний на фондовый рынок и, наконец, заставить их соблюдать права акционеров. Если, конечно, первые его лица не увлекутся нестабильностью, на фоне которой легко и просто решать собственные проблемы. Но это уже совсем другая история.
По материалам:
Кіевскій ТелеграфЪ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас