Штрафовать за отсутствие полисов автомобилистов будут начиная с марта — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Штрафовать за отсутствие полисов автомобилистов будут начиная с марта

80
Ирина СВЕТИКОВА
Главным событием минувшего года на рынке страхования, безусловно, стало принятие Закона "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств", вступившего в силу 1 января 2005 года. Специалисты сразу заговорили о том, что данный документ окажет колоссальное значение для развития украинского страхового рынка, поскольку будет способствовать развитию классического, а не схемного страхования, и привлечет в него значительное количество участников и денежных средств.
По всем законам экономики, выиграть от автогражданки должна и государственная казна, которая получит новый приток средств в виде налогов от весьма существенных оборотов отрасли. Кроме того, поспособствует новый вид обязательного страхования и повышению доверия к страховым компаниям со стороны украинских граждан. Как результат — развитие добровольных видов страхования. Правда, все это в случае удачного исполнения страховщиками всех своих обязательств. А в таком сценарии есть некоторые сомнения.
Тем не менее страховщиков, желающих принимать участие в страховании гражданской ответственности автолюбителей, хоть отбавляй. Это и неудивительно. По оценкам Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг, объем рынка этого вида страхования составит примерно 1,2—2 млрд. грн. в год. Фактически каждому третьему взрослому украинцу придется приобрести страховой полис. Этот факт, естественно, обеспечил на пути автогражданки ряд трудностей.
Первой помехой стало президентское вето на закон. Депутатам пришлось согласиться с замечаниями гаранта и "поправить" документ. В частности, с 500 тыс. до 100 тыс. евро был уменьшен размер взносов участников рынка в гарантийный фонд Моторно-транспортного страхового бюро, а также установлено, что определять размер страховых платежей будут не сами владельцы автотранспорта, а страховщики. За такую версию закона проголосовали 237 народных избранников.
Вторым "камнем преткновения" стал размер базового тарифа по страховке. 323 гривни, предложенные Моторно-транспортным страховым бюро, Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг сочла слишком большой суммой и понизила ее до 291 гривни 49 копеек. Это, в свою очередь, вызвало недовольство со стороны Лиги страховых организаций Украины. Ее президент Александр Филонюк даже намекнул, что столь низкий тариф не может гарантировать выполнения страховыми компаниями своих обязательств перед клиентами. Однако установленный Госфинуслуг тариф в Минюсте все же утвердили.
Но самым сложным моментом во всей этой истории стало утверждение лицензионных условий для страховых компаний по этому виду страхования. Поскольку утверждение лицензионных условий фактически определяет, кого можно и кого нельзя пускать на рынок, а введение автогражданки сулит страховщикам довольно солидные барыши (по крайней мере, до момента начала выплат), борьба компаний за свое "место под солнцем" развернулась нешуточная.
Сначала Госфинуслуг, принимая во внимание пожелания крупных страховщиков, утвердила лицензионные условия, предусматривающие наличие у участника рынка разветвленной сети филиалов и гарантийного фонда в размере не меньше 1 млрд. евро. Но в Государственном комитете по предпринимательству эти условия не утвердили, сославшись на создаваемые ими условия для монополизации. Поговаривают, что при принятии этого решения не обошлось без деятельного участия Моторно-транспортного бюро.
Тогда Госфинуслуг разработала другие условия. Согласно им страховщик, претендующий на участие в автогражданке, должен безубыточно работать в течение двух лет и иметь превышение фактического запаса платежеспособности над нормативным на уровне 25%. Но и такие условия членов Моторно-транспортного комитета не устроили. Причем недовольными оказались даже некоторые довольно крупные и известные компании, как оказалось, далеко не всегда являющиеся безубыточными и платежеспособными.
В общем, и эти условия Госкомпредпринимательства не утвердил. Как заявил председатель Госфинуслуг Виктор Суслов, у Комиссии не оставалось другого выхода, как отсрочить их введение на год. В результате уже сейчас на рынок могут выйти все 106 страховых организаций, являющиеся членами Моторно-транспортного бюро, далеко не все из которых — надежные.
Ситуация усложняется еще и тем, что в связи с банковским кризисом Госфинуслуг до Нового года так и не успела лишить лицензий те компании, которые не выполнили требований Закона "О страховании" в части формирования уставных фондов. Так что нашим соотечественникам, как всегда, остается надеяться только на собственную интуицию и счастливый случай. Хорошо только, что оттянуть принятие столь важного решения можно еще на три месяца — штрафовать за отсутствие полиса гражданской ответственности начнут только со второго квартала 2005 года.
По материалам:
Кіевскій ТелеграфЪ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас