Аграрный рынок от ПроАгро


Зерновые: Украина

Минагрополитики Украины утвердило Положение о Госхлебинспекции Крыма и областной госхлебинспекции

Министерство аграрной политики Украины утвердило Положение о Государственной хлебной инспекции Автономной Республики Крым, областной государственной хлебной инспекции. Об этом компании "ПроАгро" стало известно из приказа Минагрополитики #372 от 21 октября 2004 г. Документ зарегистрирован в Минюсте 24 ноября 2004 г. под #1493/10092 и вступит в силу 5 декабря 2004 г.

Документ принят, среди прочего, с целью осуществления государственной политики в сфере государственного контроля качества, проведения мониторинга рынка зерна и продуктов его переработки.

Как указано в положении, Государственная хлебная инспекция Автономной Республики Крым, областная государственная хлебная инспекция (или – Госхлебинспекция) является территориальным органом Государственной инспекции по контролю качества сельскохозяйственной продукции и мониторингу ее рынка Минагрополитики (или – Госконтрольсельхозпрод).

Госхлебинспекция подотчетна и подконтрольна Госконтрольсельхозпроду.

Основными задачами Госхлебинспекции являются:

участие в пределах компетенции в реализации государственной политики в сфере государственного контроля качества и количества зерна и продуктов его переработки, проведение мониторинга их рынка;

осуществление госконтроля за соблюдением требований стандартов, технических условий, других нормативных документов, связанных с определением качественных показателей зерна и продуктов его переработки во время заготовки, хранения, переработки, реализации и осуществления экспортно-импортных операций, а также за наличием складских документов на эту продукцию;

проведение сертификации зерновых складов на соответствие услуг по хранению зерна и продуктов его переработки;

определение качественных показателей зерна и продуктов его переработки с выдачей сертификатов качества при осуществлении экспортно-импортных операций, а также при перемещении их в пределах страны;

проведение спорных анализов зерна и продуктов его переработки, результаты которых являются обязательными для всех субъектов хозяйствования.

Также вышеуказанным приказом отменен приказ Минагрополитики от 1 июля 2002 г. #177 "Об утверждении Типичного положения о Государственной хлебной инспекции Автономной Республики Крым, областной государственной хлебной инспекции".

Зерновые: Зарубежье

Вентспилсский порт: новые инвестиции на строительство причалов и инфраструктуры зернового и сокового терминалов

Вентспилсский порт утвердил инвестиционный план на 2005 г., предусматривающий инвестиции в размере 7 млн. латов (€10,2 млн.), – сообщил 30 ноября председатель правления порта А. Лембергс. Такое решение было принято на последнем заседании правления порта.

Большую часть инвестиций направят на строительство причалов и инфраструктуры зернового и сокового терминалов. При строительстве грузо-пассажирского терминала и портовых подъездных путей в порту также намереваются привлечь средства Евросоюза (посредством софинансирования). Для этого порт в следующем году должен представить в Европейский Союз два проекта. Один из них предусматривает сооружение второй очереди Центра компетенции деревообработки, а второй – развитие индустриального парка в Вентспилсе.

В 2005 г. планируется также реализовать проект строительства рыбного терминала, требующий сооружение большого порта по обслуживанию крупных рыболовных судов и малого порта – для обслуживания рыболовных судов, ведущих прибрежный лов.

По словам сотрудника отделения маркетинга города Вентспилской Думы К. Озолини, бюджет Вентспилсского порта на 2005 г. предусматривает грузооборот в размере 28 млн. т.

Азербайджан блокирует грузовое железнодорожное сообщение на границе с Грузией

Как сообщает электронная версия газеты "Baku Today", около 900 вагонов, груженных топливом и нефтью, скопилось на грузино-азербайджанской границе больше недели тому назад. Глава Железнодорожного департамента Грузии Давит Онопришвили заявил, что грузинская сторона не получила никаких официальных уведомлений в том, что Азербайджан начал блокировку грузовых перевозок.

По его словам, "предположительно, таможня Азербайджана внимательно проверяет груз", и высказал неудовольствие тем фактом, что столь тщательная проверка тормозит товаропотоки. Для выяснения ситуации 28 ноября в Баку отправилась делегация Железнодорожного департамента Грузии.

В то же время, как сообщает Интернет-журнал Ассоциации ООН Грузии "Civil.Ge", в связи с задержанием азербайджанской стороной на границе грузовых эшелонов, предназначенных для Грузии, в Министерство иностранных дел Грузии был вызван посол республики Азербайджан в Грузии Рамиз Гасанов.

После переговоров посол Азербайджана заявил, что грузы, предназначенные непосредственно для Грузии, не будут задерживаться. Адреса передвижения других грузов устанавливаются таможней Азербайджана, и если они отправляются в Армению, "это противоречит национальным интересам Азербайджана".

В связи с приостановкой движения железнодорожных грузов 29 ноября с комментарием выступил и премьер-министр Грузии Зураб Жвания, заявивший, что этот вопрос будет улажен между соответствующими ведомствами двух стран.

ЕС-25: начата процедура легализации генетически-модифицированной кукурузы MON 863

Эксперты ЕС-25 по вопросам окружающей среды на голосовании в пятницу не одобрили использование генетически-модифицированной кукурузы американского агрохимического гиганта Monsanto. Таким образом, в очередной раз было зафиксировано глубокое разделение мнений относительно продуктов питания на основе генетически-модифицированных растений.

По словам представителей Еврокомиссии, это было всего лишь индикативное голосование, и теперь этот вопрос будет рассматриваться советом министров ЕС-25. Предположительно, произойдет это в марте 2005 г.

Эта встреча была второй попыткой Еврокомиссии склонить членов правительств к одобрению кукурузы MON 863, модифицированной для противостояния вредителям.

Отсутствие решения по поводу импорта кукурузы означает, что этот вопрос автоматически переходит в юрисдикцию министров, которым дается три месяца на рассмотрение предложения Еврокомиссии. Если Совет министров не сможет договориться, Еврокомиссия сама может одобрить свое решение, используя лазейку в законе.

Если это все же произойдет, MON 863 станет уже третьим ГМО, разрешенным к использованию в ЕС-25 после снятия моратория в нынешнем году.

Напомним, что в мае нынешнего года Еврокомиссия уже воспользовалась своим правом, известным как "комитетская процедура", чтобы разрешить продовольственную "сладкую" кукурузу, разработанную швейцарской компанией Syngenta. Так было дано первое разрешение на использование ГМО в пищевых продуктах в ЕС с 1998 г.

Позднее была разрешена кукуруза MON810 (привит иммунитет к европейскому кукурузному буравщику) компании Monsanto.

Канада, Япония и Филиппины уже разрешили использовать в пищу кукурузу MON863. Запрос Monsanto об использовании своего продукта в ЕС-25 касается лишь переработки для производства комбикормов и промышленной переработки, а не выращивания или использования в пищу.

Масличные: Зарубежье

Китай: в 2004/05 МГ прогнозируется общее снижение импорта растительных масел, но увеличение поставок пальмового стеарина

Потребление растительных масел в Китае в 2004/05 МГ (октябрь-сентябрь) может увеличиться на 5% до 19,14 млн. т по сравнению с предыдущим сезоном. В то же время, объем предложения увеличится в большей степени, что окажет сильное влияние на цены. Об этом сообщила китайская информационная компания Shanghai Pansun Information & Technology Co.

По ее оценкам, потребление растительных масел в 2003/04 МГ составило 18,2 млн. т. Предложение, за исключением конечных запасов предыдущего сезона, в 2004/05 МГ может составить 20,76 млн. т, что на 10% (1,89 млн. т) больше, чем в предыдущем сезоне.

Рост объемов предложения в сочетании с увеличением мирового урожая масличных в следующие месяцы будет иметь сильное влияние на внутренний рынок Китая.

Общий импорт растительных масел в 2004/05 МГ может снизиться до 6,56 млн. т, что на 100 тыс. т меньше, чем годом ранее. Снижение объемов импорта обусловлено, прежде всего, снижением на 19% до 2,2 млн. т поставок соевого масла из-за увеличения объемов внутреннего производства соевых бобов и развития мощностей по их переработке.

Импорт пальмового масла в 2004/05 МГ может составить 3,96 млн. т, что на 11% (385 тыс. т) больше, чем в предыдущем сезоне. Из них рафинированный пальмовый олеин - 2,4 млн. т. Импорт рапсового масла оценивается в объеме 400 тыс. т.

Снижение потребления растительных масел в Китае является следствием и общего снижения темпов развития экономики. Годовое потребление растительных масел на душу населения в 2004/05 МГ может составить 14,5 кг, что на 0,5 кг больше, чем в 2003/04 МГ. В 2001/02 МГ этот прирост составлял 2,5 кг.

В то же время, однозначно будет увеличиваться потребление пальмового стеарина. В 2003/04 МГ импорт пальмового стеарина составил 1,34 млн. т, что почти на 600 тыс. т больше, чем в предыдущем году. Увеличение спроса на пальмовый стеарин объясняется развитием олеохимической промышленности Китая. Так как импорт пальмового стеарина не квотируется, в 2004/05 МГ его поставки в Китай могут увеличатся до 1,5 млн. т.

Сахар: Украина

Украина: ход производства свекловичного сахара на 28 ноября

Согласно оперативной информации АПН, по состоянию на 28 ноября 2004 г. украинские сахарные заводы произвели 1688,08 тыс. т сахара из сахарной свеклы нового урожая.

На вышеуказанную дату работали 33 сахарных заводов из 120 пущенных в текущем году. Закончили производство 85 сахарных заводов, два завода приостановлены из-за отсутствия сырья и мазута.

Сахарными заводами принято 15,95 млн. т сахарной свеклы, из которых переработано 14,75 млн. т.

Справка: на 28 ноября 2003 г. было принято 12,95 млн. т и переработано 11,93 млн. т сахарной свеклы, выработано 1398,00 тыс. т сахара.

Экономика & политика: Украина

АМКУ рекомендовал Минздраву изменить норму, согласно которой дезинфекцией вагонов должны заниматься собственники грузов

Антимонопольный комитет Украины рекомендовал Министерству здравоохранения Украины привести в соответствие с требованиями конкурентного законодательства санитарные нормы и правила перевозок продовольственной продукции железнодорожным транспортом. Об этом компании "ПроАгро" стало известно из сообщения пресс-службы АМКУ.

АМКУ отмечает, что действующие нормы обязывают владельца груза в обязательном порядке и за собственные средства производить дезинфекцию вагонов, предназначенных для перевозки продовольственной продукции.

Однако, анализ правовых документов свидетельствует, что эти требования противоречат Закону Украины "Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения" и Уставу железных дорог Украины, которые требуют, чтобы работы по санитарной обработке транспорта выполнялись его собственником.

Комментируя данную ситуацию, председатель АМКУ Алексей Костусев отметил: "Проекты нормативно-правовых актов, которые могут влиять на развитие конкуренции, органы власти в обязательном порядке должны согласовывать с нами. Это один из механизмов контроля, предусмотренный законом. Министерство здравоохранения Украины в данном случае этого не сделало. И теперь в тридцатидневный срок обязано выполнить наши рекомендации: внести предложенные нами изменения и согласовать с Комитетом новые нормы и правила транспортировки продовольственной продукции. Иначе мы будем вынуждены начать рассмотрение дела".

Возможные последствия нестабильной политической ситуации в Украине для аграрного сектора экономики

О каких-либо серьезных последствиях сложившейся ситуации, равно как и о потерях для экономики говорить пока рано, поскольку с начала массовых акций протеста прошло относительно немного времени. Это слишком короткий период, чтобы получить точный анализ основных экономических индикаторов. Однако, мы предполагаем, что в случае затягивания разрешения создавшегося кризиса негативные последствия все же будут.

Далее мы постараемся в общих чертах представить наши предположения относительно того, какие негативные последствия может иметь нынешняя ситуация в стране для аграрного сектора.

Наши читатели отмечают довольно осторожное отношение иностранных покупателей к заключению новых контрактов на закупку зерновых и другой сельскохозяйственной продукции в Украине. Многие из них сейчас предпочитают переждать, опасаясь невыполнения украинскими экспортерами взятых на себя обязательств по отгрузке продукции на экспорт, нестабильной работы банковской системы, и даже развития форс-мажорных обстоятельств. Пока данные настроения иностранных покупателей больше относятся к предложениям небольших украинских экспортеров, в то время как крупные компании, представляющие в Украине интересы транснациональных компаний, не испытывают подобных проблем, поскольку застрахованы авторитетом материнских компаний, а также потому, что именно эти компании имеют наиболее крепкие связи в украинской экспортной инфрастуктуре, достаточные финансовые ресурсы и т. д.

В то же время, отмечается слабовыраженное снижение активности украинских экспортеров по закупке новых объемов зерновых на внутреннем рынке, что можно объяснить как следствием вышеописанной осторожности иностранных покупателей, так и перенос ее, в свою очередь, на внутренних поставщиков, а, возможно, также и опасениями девальвации национальной валюты (см. ниже).

Что касается текущих обязательств экспортеров, основные сегменты экспортной инфраструктуры страны работают в прежнем стабильном режиме, и влияние политической ситуации здесь пока не прослеживается. Порты продолжают отгружать зерно и растительное масло, на внутреннем рынке также идет закупка новых объемов под выполнение ранее заключенных контрактов.

Нестабильная работа банковской сферы, если таковая будет, вызовет затруднения в прохождении платежей, в возврате выданных кредитов, в предоставлении новых кредитных средств. Банки могут также опасаться, что украинские предприятия в условиях их возможной нестабильной работы будут не в состоянии вернуть уже полученные кредиты.

Нестабильная ситуация в стране может привести к ограниченному доступу украинских компаний к иностранным кредитным ресурсам. Иностранные банки и финансовые организации, без сомнения, будут проявлять максимальную осторожность в вопросах предоставления новых кредитов украинским предприятиям, в том числе аграрного сектора и перерабатывающей промышленности, предоставления гарантий западным покупателям украинской агропродукции и т. д.

Недоверие инвесторов может стать, пожалуй, одним из самых болезненных и длительно действующих негативных последствий. Любые политические потрясения негативно сказываются на желании иностранных инвесторов проводить дальнейшие инвестиции в экономику страны. На текущий момент наиболее ощутимым негативным проявлением политического кризиса в Украине является перспектива вывода капитала за рубеж (главным образом, в оффшорные зоны). Пока экономические индикаторы не позволяют говорить о каких-либо проблемах с осуществлением в Украине уже начатых инвестиционных проектов, однако, дальнейшее развитие ситуации здесь будет зависеть от того, будут ли реальные последствия кризиса для экономики страны, и от того, как быстро ситуация войдет в нормальное русло.

С определенной долей уверенности можно также говорить о том, что если результаты выборов Президента не будут пересмотрены, стоит ожидать санкций со стороны целого ряда западных государств. Даже если это будут не сугубо экономические санкции, они все равно могут подорвать авторитет Украины на мировом сельскохозяйственном рынке и привести к обострению всех негативных последствий, описанных нами выше.

В то же время, существует и фактор, который в определенной мере может сгладить негативное влияние ситуации в стране на развитие экспорта агропродукции. Речь идет о стимулировании экспорта девальвацией национальной валюты. Курс национальной валюты и положение гривны на рынке остаются стабильными, однако, кризисные недопоступления в бюджет и давление на рынок наличной гривны могут пошатнуть курс в перспективе. Если произойдет девальвация национальной валюты, это, безусловно, будет стимулировать экспорт, поскольку экспортоориентированные товары на внутреннем рынке становятся дешевле. В то же время, нынешний резкий рост курса евро является отражением аналогичной тенденции на мировом валютном рынке и уже стимулирует экспорт зерновой и другой продукции, отгружаемой в Европейские государства.

Экономика & политика: Зарубежье

Иран: в порту Имам Хомейни ведется строительство крупнейшего в стране торгового причала

Начальник Главного управления портов и судоходства провинции Хузестан Джалиль Эслами в интервью агентству ИРНА сообщил, что примерно шесть месяцев тому назад в порту Имам Хомейни началось строительство нового торгового причала, который по своим техническим характеристикам может считаться крупнейшим в Иране.

Согласно проекту, этот причал будет иметь длину 270 м, ширину – 20 м и глубину у причальной стенки – 16 м.

На причале будут установлены два зерновых перегружателя мощностью не менее 400 т/ч.

Причал будет соединен железнодорожной веткой с основными железнодорожными подходами порта, что обеспечит быструю перевалку грузов.

Причал будет обслуживать торговые суда водоизмещением до 150 тыс. т.

В начале 2006 г. этот причал будет введен в строй.

В настоящее время готовность причала составляет 25%.

Пропускная способность порта Имам Хомейни составляет 35 млн. т в год, и он является крупнейшим морским торговым портом в северной части Персидского залива.

Латвийский холдинг LSF предложил ПО "Беларуськалий" создать совместное предприятие в порту Вентспилс

Латвийский холдинг LSF предложил производственному объединению "Беларуськалий" создать совместное предприятие в порту Вентспилс. Как сообщил 25 ноября один из руководителей холдинга О. Степанов, LSF готов поделиться своей собственностью, передав белорусской стороне складское хозяйство компании "Калия паркс" (это крупнейший в порту терминал по перевалке навалочных грузов).

По мнению О. Степанова, реализация данного проекта "позволит повысить эффективность работы обеих компаний".

Предложение от холдинга LSF поступило около месяца назад, отметил генеральный директора "Беларуськалия" А. Башура. "Прежде, чем реализовать данный проект, мы должны все просчитать и взвесить с тем, чтобы это решение принесло пользу и Беларуси, и Вентспилсу", - подчеркнул он.

По итогам 2004 г. через свободный порт Вентспилс "Беларуськалий" планирует переправить около 3,6 млн. т калийных удобрений. Отметим, что проектная мощность грузооборота терминала "Калия паркс" составляет 7,5 млн. т минеральных удобрений в год.

Еще около 1 млн. т продукции "Беларуськалия" по результатам года будет отгружено через Клайпедский порт (Литва) и около 1,5 млн. т – через порт Николаев (Украина), сказал А. Башура.

Казахстан: ЕБРР предоставил Банку "ЦентрКредит" кредит на $6 млн. для финансирования закупки сельхозоборудования

АО "Банк ЦентрКредит" (Алматы) сообщило, что 26 ноября 2004 г. банк подписал кредитное соглашение с Европейским Банком Реконструкции и Развития на общую сумму $6 млн. сроком на 6 лет.

Как информирует KASE, привлекаемая кредитная линия позволит увеличить доступность финансирования частным фермам и компаниям агробизнеса в Казахстане покупки и лизинга ключевого сельскохозяйственного оборудования.

При этом за девять месяцев текущего года общий объем финансирования сельскохозяйственного сектора АО "Банк ЦентрКредит" и ТОО "Центр Лизинг" достиг 9,2 млрд. тенге, что в 3,5 раза больше, чем за 2003 г.

"Открытие новой кредитной линии по финансированию сельскохозяйственного оборудования основывается на успешности Программы Зерновых Расписок ЕБРР, целью которой является развитие финансовых альтернатив для казахстанского сектора агробизнеса. Банк ЦентрКредит играл ключевую роль в данной Программе в процессе ее внедрения, начиная с середины 2001 г., осуществляя управление растущими объемами финансирования для своих клиентов", - говорится в релизе.

По данным АО "Банк ЦентрКредит", в настоящее время сельскохозяйственный сектор Казахстана дает менее 9% всей продукции в стране, на внутреннем рынке доминирует импорт, при том, что 43% населения страны проживает в сельской местности. Привлекаемая кредитная линия будет содействовать техническому перевооружению сельскохозяйственной отрасли и таким образом повышению его конкурентоспособности и возможности стать полноправным участником международного аграрного рынка.

В сообщении напоминается, что по результатам III квартала 2004 г. активы АО "Банк ЦентрКредит" превысили $1 млрд. С начала 2004 г. активы банка увеличились более чем на 70%, а в сравнении с 1 октября 2003 г. – на 88%. Чистая прибыль банка за III квартал 2004 г. возросла, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, в 2,7 раза и составила 1,8 млрд. тенге. Собственный капитал увеличился за 2004 г. на 40% и составил по состоянию на 1 октября 2004 г. 15 млрд. тенге.

АО "Банк ЦентрКредит" входит в пятерку крупных банков Казахстана. По состоянию на 1 октября 2004 г. банк имеет 19 филиалов и 97 расчетно-кассовых отделений по всей территории Казахстана. С начала года было открыто 14 новых расчетно-кассовых отделений. Банк имеет долгосрочный рейтинг по банковским депозитам в иностранной валюте "Ва1" от рейтингового агентства Moody"s Investors Service и "В+" от Fitch Ratings.

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
В Контексте Finance.ua