Скандал: "Укртатнафта" - "УкрСиббанк" — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Скандал: "Укртатнафта" - "УкрСиббанк"

Фондовый рынок
997
За полтора года долги «Укртатнафты» перед УкрСиббанком и близкими к нему структурами превысили 535 млн. грн. На прошлой неделе разгорелся нешуточный конфликт между Кременчугским НПЗ (ЗАО «Укртатнафта») и УкрСиббанком. Представители завода сообщили, что обслуживающий банк тормозит перечисление акцизного сбора в госбюджет. Банкиры объяснили свою позицию задолженностью «Укртатнафты» по нескольким кредитным линиям. Менеджмент предприятия подобные обвинения опроверг, пообещал провести ревизию долговых обязательств, а заодно подумать о смене банка
Первая неделя после смены руководства Кременчугского НПЗ началась с конфликта с обслуживающим банком. Как сообщил и.о. председателя правления «Укртатнафты» Сергей Глушко УкрСиббанк блокирует перечисление акцизного сбора в бюджет. В ответ банк распространил сообщение, что задержка по акцизу объясняется просроченными кредитами, по которым НПЗ должен заплатить 167,6 млн. грн. Кроме этого, юридический департамент банка распространил заявление, что от своих долговых обязательств новое руководство предприятия якобы отказывается.
В Кременчуге заявлению УкрСиббанка, мягко говоря, удивились, поскольку там платить никто не отказывался. Конечно, при условии, что долги завода перед банкирами появились на законных основаниях. По данным пресс-службы «Укртатнафты», в настоящее время завод имеет задолженность перед УкрСиббанком по трем кредитным соглашениям, подписанным бывшим председателем правления Павлом Овчаренко. По одному из них (на сумму 42 млн. грн.) «Укртатнафта» должна была полностью рассчитаться еще 3 сентября. Помимо этого, предприятие не осуществило платежи еще по двум договорам, сроки действия которых заканчиваются в октябре и декабре.
Обвинения банка в том, что новое руководство отказывается платить по счетам, можно было бы понять, если бы не некоторая неувязка в сроках. Новый председатель правления «Укртатнафты» Сергей Глушко был назначен на должность 28 сентября, посему просроченные платежи (к примеру, по договору со сроком окончания 3 сентября) «на совести» бывшего руководителя предприятия Павла Овчаренко, а сам банк активно заговорил о долговых обязательствах только после его отставки.
Миноритарий с большими полномочиями
Очевидно, что конфликт Кременчугского НПЗ с обслуживающим банком, а заодно и собственником пакета акций (УкрСиббанку принадлежит 1,154 % акций «Укртатнафты») вызван борьбой за влияние на предприятие. Довольно скудное представительство на уровне акционерного капитала не мешало харьковским банкирам последние два года зарабатывать на кременчугской переработке. Во многом благодаря бывшему руководству предприятия. Кстати в свое время представлял теперь уже бывшего председателя правления Кременчугского НПЗ Павла Овчаренко как раз представитель миноритарного акционера — почетный президент УкрСиббанка, народный депутат Александр Ярославский.
Конечно, было бы несправедливо говорить, что с управлением нефтеперерабатывающим заводом Павел Овчаренко не справился. За полтора года ему удалось выстроить довольно эффективную систему поставок сырья на НПЗ и почти в два раза увеличить доход «Укртатнафты». И конечно, не без участия харьковского банка. Через близкие к УкрСиббанку структуры шла почти половина поставок нефти на предприятие и значительная часть сбыта продукции завода. Кстати, как показала ревизия «Нафтогаза Украины», проведенная на прошлой неделе в Кременчуге, НПЗ до сих пор должен близким к банку трейдерам 86 млн. грн. за поставленную нефть и 281 млн грн. за нефтепродукты.
Причина долгов перед банком и близкими к нему нефтяными трейдерами имеет вполне логичное объяснение. Бывшее руководство Кременчугского НПЗ определило УкрСиббанк как единственный банк, обслуживающий «Укртатнафту». Хотя на практике (которая базируется на элементарной экономической потребности) крупные предприятия сотрудничают одновременно с несколькими банками, пользуясь, таким образом, конкурентной ситуацией и извлекая для себя при этом наиболее выгодные условия.
Кроме того, менеджмент НПЗ ввел практику привлечения кредитов УкрСиббанка, на закупку для завода нефти. И это при том, что проблем в оборотных средствах у завода не было: доход «Укртатнафты», как уже говорилось выше, в 2003 году вырос в два раза.
Впрочем, долги перед «укрсибовскими» структурами — далеко не единственный просчет бывшего руководства Кременчугского НПЗ. За последние два года крупнейшие отечественные НПЗ выполняли серьезные программы модернизации производства. ЛУКОЙЛ внедрил систему изомеризации на Одесском НПЗ, на ЛиНОСе заработала битумная установка, Шебелинский ГПЗ, принадлежащий «Укргаздобыче», расширил мощности на 20 %. В это же время кременчугская переработка практически остановилась в своем развитии. Достаточно сказать, что в нефтепродуктовой корзине Кременчугского НПЗ (к слову, одного из наиболее современных в Украине) до сих пор преобладает «допотопный» бензин 76-ой марки или мазут, продавать который на украинском рынке попросту некому.
Отдельная тема — построение системы сбыта продукции. Государственная «Укргаздобыча», в распоряжении которой только маломощный Шебелинский ГПЗ за те же два года смогла создать сеть из более чем 100 АЗС. Это уже не говоря о лидерах рынка ТНК, ЛУКОЙЛе и АЛЬЯНСе, которые не только значительно расширили сбытовую базу, но и активно начали наращивать собственную сеть АЗС. На этом фоне 80 джобберских АЗС, которые сейчас контролирует крупнейший в стране НПЗ, выглядят не совсем впечатляюще.
В лоно государства
Внутренние проблемы в работе Кременчугского НПЗ дополнялись и самой позицией бывшего менеджмента по отношению к государственной политике на нефтерынке. К примеру, подпись Павла Овчаренко стоит под сентябрьским правительственным меморандумом об удерживании цен на нефтепродукты, где четко указано, что цена на тот же дефицитный 95-ый бензин остается на летнем уровне 2,9 грн. за литр. Проехавшись полторы недели назад по джобберским АЗС «Укртатнафты» в Киеве, не трудно было убедиться, что цифры на табло не совсем соответствуют меморандумным.
Неудивительно, что в такой ситуации именно менеджмент «Укртатнафты» стал первой жертвой структурных изменений в Кременчуге. И новый собственник госпакета «Нафтогаз Украины» (43% акций), и главный акционер предприятия — Татарстан — в равной степени оказались заинтересованными в смене руководства «Укртатнафты». Конечно, новый и.о. председателя правления Сергей Глушко вряд ли мог рассчитывать, что ему придется начинать с минуса в более чем в полмиллиарда гривен. Особенно если учитывать масштабные задачи, которые предстоит решить новому руководству Кременчугского НПЗ — налаживание эффективной системы поставок сырья, производственная интеграция в структуры создаваемой на базе НАК «Нафтогаз Украины» вертикально интегрированной нефтекомпании. И самое главное — роль кременчугской переработки в ценовой ситуации на нефтерынке, где уже к ноябрю инициаторы создания ВИНК пообещали снизить цены на 10%. Пока же предприятие вынуждено разбираться в долгах старого руководства и «платить по счетам». Так, в прошлую пятницу представители «Укртатнафты» сообщили, что долг по просроченному кредиту УкрСиббанка в 42 млн. грн. сокращен до 19,3 млн. грн.
Сколько осталась должна «Укртатнафта» за полтора года работы с УкрСиббанком*
42 млн. грн. — просроченная и непогашенная кредитная линия со сроком погашения до 3 сентября 2004 г.
64,56 млн. грн. — долг по кредитной линии по договору со сроком действия до 7 декабря 2004 г.
57,4 млн. грн., $0,7 млн. — долг по кредитной линии со сроком действия до 22 октября 2004 г.
86 млн. грн. — задолженность «Укртатнафты» перед связанными с УкрСиббанком структурами за поставленную нефть
281 млн. грн. — общие объемы не отгруженных нефтепродуктов Кременчугским НПЗ связанным с УкрСиббанком структурам
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас