Иностранцы захватывают рынок потребкредитов — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Иностранцы захватывают рынок потребкредитов

Кредит&Депозит
161
Популярность потребительских кредитов в России растет так быстро, что не проходит недели, чтобы несколько банков не заявило о своем выходе на этот рынок. Объем кредитов, полученных гражданами за полгода, перевалил за 400 млрд. рублей. И кредитный азарт продолжает разгораться на фоне увеличения предложений банков. Все это в ближайшее время приведет к большому переделу на рынке потребкредитов. Сразу три крупнейших иностранных оператора объявили о своих амбициозных планах. И каждый из них претендует на лидирующие позиции. Как это отразится на заемщиках, то есть на гражданах - постарались выяснить "Известия".
Иностранцы нам помогут
Сейчас на каждого трудоспособного россиянина приходится более 6000 рублей кредитных средств. То есть если бы каждый россиянин взял кредит, то мог бы претендовать на покупку недорогой стиральной машины или неплохого пылесоса. В Москве, например, за кредитами обратилось около трети жителей. Примерно столько же москвичей подумывает о том, чтобы это сделать. Именно за счет таких граждан растет и будет продолжать расти рынок потребкредитования. За первое полугодие 2004 года физические лица заняли у банков 439.3 млрд. рублей, а на начало года этот показатель составлял 299.7 млрд. рублей. То есть рынок вырос почти на 47%. Причем россияне не только берут в долг, но и охотно возвращают банкам деньги. По разным данным, невозврат кредитов сейчас составляет 3-6%, а это даже ниже, чем в странах Восточной Европы. Неудивительно, что все это впечатлило крупнейших иностранных операторов, которые на закате лета неожиданно устроили давку на входе на рынок российского потребкредитования.
Вначале ведущая европейская финансовая группа BNP Paribas через дочернюю компанию Cetelem приобрела 45% акций банка "Русский стандарт". Никого такая сделка не удивила - ведь изначально банк развивал потребительское кредитование, основываясь на технологиях Cetelem. Второй "жертвой" внимания иностранцев стал также свой, проверенный и вскормленный на американском капитале, ДельтаБанк. Им, в свою очередь, заинтересовались соотечественники - компания GE Consumer Finance (GECF - финансовое подразделение General Electric). И в конце августа французская банковская группа Societe Generale, уже имеющая в России дочерний банк, представила свое новое детище - компанию "Русфинанс", которая будет специализироваться на потребительском кредитовании. Причем все три новых игрока заявили, что намерены стать лидерами российского рынка потребительского кредитования, увеличив его объемы в ближайшее время в несколько раз. Правда, для этого им придется вмешаться в расстановку сил, которая сейчас существует на рынке. Рейтинговое агентство НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка) специально для "Известий" подготовило ренкинг банков - лидеров российского потребкредитования, на долю которых приходится почти 72.5% всех выданных кредитов.
Трудно в учении, трудно в бою
Прогнозы специалистов о том, что на российском рынке кредитования частных лиц будут доминировать иностранцы, начали принимать более чем реальные очертания. По мнению президента ДельтаБанка Александра Григорьева, после выхода крупнейших иностранных операторов на российском рынке потребкредитования останется 10 игроков, из которых 5-6 банков - с мировым именем и 4-5 - национальных. Российские банки признают, что угроза передела рынка вполне реальна, так как опыт в области кредитования населения у иностранцев значительно выше. "Стратегия потребительского кредитования иностранных банков - это отработанная уже не раз модель, которая внедряется на любом рынке, иногда и без учета страновой специфики, - полагает директор дирекции кредитных продуктов АКБ "Автобанк-НИКойл" Ольга Шамайко. - Но отлаженные схемы работы иностранных банков способствуют быстрому достижению результатов благодаря четкой системе построения продаж, маркетинга и пр. Таким образом, благодаря возросшей активности иностранцев потребительское кредитование существенно ускорится в своем развитии, и задача российских банков - оптимизировать процессы и технологии потребительского кредитования". Для начала следует хотя бы перестать рассматривать кредитование в качестве дополнительной услуги клиентам, как это принято сейчас. Иностранцы, к примеру, не разбрасываются и специализируются на выбранном розничном направлении. О чем свидетельствует опыт уже присутствующих в стране иностранных "дочек". В частности, кредиты частным лицам у "Хоум Кредит Финанс" ("ХКФ") составляют почти 100% кредитного портфеля, у ДельтаБанка - 90%. Кроме того, кредитные программы иностранцев рассчитаны на людей со средними и ниже среднего доходами, которые реально нуждаются в займе. Отечественные коллеги пытаются заинтересовать одного, но состоятельного клиента и теряют на оборотах.
Кроме того, иностранные банки придерживаются совсем иной политики привлечения ресурсов, которые в основном притекают из-за границы. В частности, GECF, не успев еще даже окончательно приобрести ДельтаБанк, уже выдал ему кредит на 50 млн. долларов. Российские банки чрезвычайно зависят от доверия и настроения вкладчиков, деньги которых в России являются непомерно дорогими. "Труднее всего отечественным банкам будет конкурировать с иностранными по стоимости кредитных ресурсов", - говорит заместитель председателя правления АКБ "СОЮЗ" Екатерина Демыгина. С этим мнением согласен и директор департамента розничного кредитования ОАО "Банк "Петрокоммерц" Вадим Жегалов, который считает дорогие ресурсы слабым местом российских банков. Однако и отечественные кредитные учреждения сдаваться не хотят, надеясь повоевать за отечественного заемщика. "В нашем активе - более глубокое знание рынка, психологии нашего потребителя, а у крупных банков - развитая филиальная инфраструктура, на создание которой иностранцам придется потратить время и средства", - считает Жегалов.
Жизнь заемщика станет не легче, но комфортней
Считается, что более дешевые ресурсы позволят иностранцам демпинговать на рынке потребкредитования. Но это не совсем так. Количество денег, безусловно, увеличится. "Объем рынка потребительского кредитования, по нашим оценкам, к 2008 году составит 40-50 млрд. долларов, - прогнозирует Григорьев. - А постепенное снижение ставок по экспресс-кредитам произойдет до уровня 18% годовых в рублях, но в долгосрочной перспективе". Сейчас использование самого популярного вида кредитования обходится заемщику в 22-29% годовых в рублях (без учета комиссий по ведению счета и различных дополнительных платежей). И никаких резких снижений ставок не предвидится. "Для этого, на мой взгляд, нет оснований, - утверждает Жегалов. - Рынок далек от насыщения". Поэтому банки исходят из логичной позиции: "Зачем менять условия, если и так берут?". Только за более активным спросом на кредиты последует существенное изменение их стоимости. На данном же этапе конкуренция, вероятнее всего, скажется в изменении условий кредитования, которые станут более комфортными. Как это уже было, когда помимо "Русского стандарта" в крупные торговые сети пришли другие банки (Росбанк, "Первое О.В.К.", ДельтаБанк, "ХКФ"). Чтобы привлечь к себе внимание, банки не снижали ставки, а устраивали различные акции. В частности, 0%-ный кредит, который по сути является завуалированной формой скидки. "Конкуренция заставит банки повышать качество обслуживания клиентов, - уверена Демыгина. - Будут сокращаться сроки рассмотрения заявок и выдачи кредита, продлятся часы работы (приема и обслуживания клиентов), расширятся точки погашения кредитов и т.п.".
По материалам:
Фінансовиє Ізвестія
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас