РФ: Иностранцы поглотят рынок потребительских кредитов — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

РФ: Иностранцы поглотят рынок потребительских кредитов

Кредит&Депозит
112
Амбиции иностранных игроков в области потребительского кредитования в России продолжают стремительно возрастать. Не успела две недели назад американская компания GE Consumer Finance заявить о своих планах стать компанией N1 на этом рынке, как французский банк Societe Generale (SG) выступил с аналогичным заявлением. Сегодня он представил свою новую "дочку" - московскую компанию "Русфинанс", которая через два-тра года, по его расчетам, должна выбиться в лидеры в области кредитования, увеличив при этом объем потребительских займов в России к ВВП в несколько раз. Участники рынка не видят в таких заявлениях ничего удивительного. Обе компании являются довольно серьезными игроками. Кому удастся победить - покажет время. Однако приход в Россию подтверждает прогноз о том, что через 10 лет на рынке частных займов доминировать будут иностранные участники.
Банк Societe Generale является одним из лидирующих банков в Европе по размерам капитализации и кредитному рейтингу. В России банк уже много лет имеет "дочку" - Societe Generale Vostok, которая занимает здесь 118 место по размеру активов (в первом полугодии, по данным "Эксперт РА", 5,9 млрд рублей) и 77 место по капиталу (1,4 млрд рублей). Однако теперь весь розничный бизнес будет выведен в специально учрежденную SG компанию - "Русфинанс", где французскому банку будет принадлежать 51%, а 49% - управляющей компании фондами прямых инвестиций Baring Vostok Capital Partners.
Банк Societe Generale давно славится своими амбициями. Он уже стал одним из лидеров в области потребительского кредитования в странах Западной Европы и в других 32 государствах, где у него есть дочерние компании, но хочет добиться абсолютного лидерства по всем развиваемым направлениям. Как правило, свою экспансию в других странах он осуществляет в пяти направлениях: страхование жизни (этот вид деятельности представлен в 8 странах), аренда автомобилей (развивается в 25 странах), лизинг, аренда компьютерной техникой (в 10 странах) и, наконец, потребительские займы. "В настоящее время мы очень сильно вкладываемся в этот вид услуг в таких странах, как Франция, Италия, Чехия, Румыния, Марокко (где SG является компанией N1). Последний наш проект - это компания "Русфинанс"", - заявил на пресс-конференции, собранной по поводу представлению широкому свету московской "дочки" банка SG, глава департамента специализированных финансовых услуг Societe Generale Group Жан-Франсуа Готье.
В России работа будет вестись всего по трем направлениям. Первое - это предоставление потребительских займов в торговых сетях. Причем французы хотят стать одним из их основных партнеров российских магазинов. Особенно тех, что продает оргтехнику и товары для дома. По мнению генерального директора "Русфинанса" Бертрана Госсарта, такое партнерство должно понравиться магазинам, поскольку резко увеличит объемы их продаж. Вторым направлением станет продажа товаров по почте. Здесь будут задействованы технологии прямого маркетинга. Главным партнером в этом проекте станет российская компания PPE Group, являющаяся лидером на местном рынке в области продаж товаров по почте. В группу входит известный интернет-магазин Ozon, который также, по словам г-на Госсарта, будет задействован в кредитных проектах французского банка. Надо заметить, что SG стал первой кредитной организацией, которая массово идет покорять розницу при помощи технологий прямого маркетинга. И это придает французам уверенности. "Мы будем пионерами по предоставлению технологий маркетинга в России и первыми, кто предоставляет займы на расстоянии", - торжественно резюмировал г-н Госсарт. Последним, третьим направлением, в котором будет предпринято завоевание рынка розницы, станет автокредитование. При этом французов нисколько не смущает высокая конкуренция в этом сегменте российского рынка, так как, по их словам, они собираются предложить российским автолюбителям кое-что новенькое. Этим новшеством станет дополнительный сервис - послепродажное обслуживание автомобилей.
Если российским партнерам SG удастся осуществить его планы, клиенты банка смогут получать его услуги разными способами - по почте, через магазины и филиальную сеть, которая, пока, правда, не слишком велика. Сейчас у SG есть филиалы в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Краснодаре и Нижнем Новгороде. Однако программа-минимум французов предполагает стремительное развитие собственной сети. Так, г-н Госсарт отметил, что к октябрю будут открыты филиалы в Перми, Челябинске, Воронеже, Волгограде, Самаре и Саратове. Через 3-4 года численность таких подразделений будет доведена до 40. В результате сочетания продаж своих услуг через магазины, филиалы и почту иностранцы рассчитывают завоевать лидирующие позиции в 75 российских городов. Покупатели смогут получить займы на сумму от 2,5 тыс. рублей до 200 тыс. рублей на срок от 3 до 12 месяцев, оплатив первоначальный взнос в размере 10% от стоимости покупки.
Минимальная цена кредита составит минимум 10%. Максимальный размер стоимости займа французы уточнять отказались, равно как не захотели разглашать и сумму вложений в данный проект. "Сумма инвестиций не раскрывается. В этом нет смысла, так как объем вложений в этот проект будет расти каждый месяц", - заявил старший партнер соучредителя "Русфинанса" компании Baring Vostok Жан-Мишель Брун. Впрочем, участники рынка предполагают, что стартовая цена не должна превышать 200 млн долл. Именно такова, по их мнению сейчас, цена "входного билета" на российский рынок банковских розничных услуг. Также в ближайших планах "Русфинанса" начать выдачу револьверных кредитов - с использованием карт или без таковых, поскольку, по словам главы этой компании, "в России наблюдает колоссальный рост этого института". Несмотря на состоявшуюся сегодня презентацию "Русфинанса", работу на рынке потребительского кредитования она ведет с июня. За это время она уже успела заключить 45 договоров с розничными сетями в 6 регионах, выдать 500 займов. До конца этого месяца их количество увеличится до 900 и дальше, вместе с кредитным портфелем, будет неуклонно увеличиваться, что в итоге приведет французов к заветной цели, озвученной ранее г-ном Готье - стать N1 на рынке потребительского кредитования в России.
SG - это не единственная иностранная компания, которая хочет стать лидером на этом рынке. Об аналогичных планах две недели назад заявил мировой лидер в области потребительского кредитования американская компания GE Consumer Finance, купившая московский "Дельта Банк". За право быть лидером также будет, вероятно, бороться европейский лидер в области потребительского кредитования - французская компания Cetelem, которая в конце прошлого месяца также вышла на российский рынок розничного кредитования. Их интерес к России лишь только подтверждает прогноз о том, что ведущие роли на рынке потребкредитования со временем будут отданы иностранцам. Причем их численность будет превышать количество национальных игроков. Как сообщил в интервью RBC daily президент "Дельта Банка" Александр Григорьев, через 10 лет на рынке будут работать 5-6 мировых гигантов ритейла 4 национальных игроков.
Впрочем, иностранцам есть за что бороться: с 2000 г. рынок потребительских услуг в России развивается бурными темпами, вырастая примерно на 60% в год. Однако, по прогнозам экспертов, "битва титанов" еще впереди. Ее пик придется на 2005-2006 гг.
По материалам:
РБК
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас