Банковский кризис - подходящее время для реформы банковской системы — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Банковский кризис - подходящее время для реформы банковской системы

Фондовый рынок
181
Сергей ЛЕОНТЬЕВ, президент Пробизнесбанка
Нынешнее лето было бурным для банкиров и их клиентов. Сейчас, когда пик кризиса доверия, казалось бы, миновал, стало удобно думать, что все закончилось. Рассуждать о кризисе даже как-то неполиткорректно. Тем не менее июнь и июль прямо указали всем - от кремлевских чиновников до вкладчиков, что у банковской системы страны есть серьезные внутренние проблемы. И на кону не только и не столько банки, но и несколько секторов экономики. Поясню. Кризис закончился? Да. Нормальная деятельность банков восстановлена? Нет. Банки сидят на живых деньгах, но не кредитуют. Выжидают, чтобы удостовериться в стабильности рынка. Боятся снова попасться. Чем чревато такое поведение? За последние несколько лет ряд секторов экономики переориентировались на частные банки - строительство, торговля, сфера услуг населению и проч. Теперь, когда они сидят без денег, потому что банки их не кредитуют в нужном объеме, мы можем столкнуться с рецессией в этих отраслях, а то и с массовыми банкротствами. Естественно, это повлечет за собой обвал фондового рынка. Так что ни о каком удвоении ВВП и речи не будет, не говоря уже о структурной перестройке экономики. Придется все усилия властей сосредоточить на вытаскивании страны из кризиса.
Между тем ситуация на самом деле благоприятная. Она, например, позволяет правительству провести самые жесткие реформы банковского сектора, о которых столько говорилось последние 5 лет, быстро и практически без сопротивления со стороны рынка. Это, пожалуй, будет лучшей антикризисной программой и создаст властям положительный имидж сильных лидеров, использующих неблагоприятную ситуацию себе во благо.
Собственно реформа сводится к реализации трех мер: создание системы рефинансирования коммерческих банков, применение к ним селективного подхода со стороны ЦБ и консолидация банковского сектора. Все составляющие реформы связаны между собой. Но пойдем по порядку. Зачем нужна система рефинансирования? Чтобы банки в любой момент знали, что в ситуации, подобной нынешней, они смогут занять средства для выполнения своих обязательств в размере установленного ЦБ лимита. Вместе с системой страхования вкладов это создает стабильность. Плюс, зная о существующем запасе денег в виде рефинансирования, банки будут активнее кредитовать экономику. Вот вам и удвоение ВВП. Но для этого нужен системный, прозрачный и гласный подход к рефинансированию. Простое управление ФОРом - то высвободили деньги, то снова забрали - бессмысленно. Оно носит непредсказуемый, несистемный характер и в лучшем случае позволяет латать дыры. Всевозможные стабилизационные кредиты тоже не выход. С одной стороны, они единичны. С другой - их просто опасаются брать. История с "ЮКОСом" и другими представителями бизнеса - когда власть дала понять, что может менять правила игры в любой момент, - слишком показательна. Никто не уверен, что в какой-то момент стабкредит не превратится в обвинение в коррупции, использовании административного ресурса, одним словом, в повод для наезда. И здесь мы подошли ко второму пункту реформы - это селективный подход.
В любой стране мира местные центробанки выставляют необеспеченные лимиты кредитования (рефинансирования) на коммерческие банки - кто и сколько может занять. И это логично. Ведь никто лучше ЦБ не знает реального положения дел в кредитных учреждениях (например, в нашей стране банкиры представляют в ЦБ тонны отчетности на ежедневной основе). Если механизм выставления лимитов будет понятен, то банки не будут опасаться наезда, общественность будет знать, каким банкам доверять, а экономика получит вожделенные ресурсы. Например, отбирать банки можно не столько по величине активов (примеров падения больших банков в новейшей российской экономической истории предостаточно), сколько по качеству управленческой команды и достигнутым ею результатам.
Работа в этом направлении уже начата в рамках отбора банков в систему страхования вкладов. Учитывая, что 80% российского банковского рынка приходится на 100 крупнейших банков и групп, лимиты на них можно выставить очень быстро. И, что важно для ЦБ, эти банки можно легко контролировать и мониторить. Несложно догадаться, что создание системы рефинансирования и введение селективного подхода приведут к естественной консолидации банковского сектора. Ненадежные банки не получат лимитов и уйдут сами собой - с ними просто никто не будет работать, они не смогут развиваться. Сильные банки, получив средства, начнут не только кредитовать экономику, но и покупать устойчивые небольшие региональные банки. Что спасет нас от регионального банковского кризиса (осенью он может перетечь из столицы в глубь страны) и создаст крепкую банковскую систему.
Как показывает опыт других стран, реформы реально делаются в кризисы, когда "хирургическое вмешательство" становится не только возможным, но и неотвратимым. Например, в СНГ таким путем пошел Казахстан. И сейчас казахские банки не только являются источником средств для местных компаний, но и ведут инвестиционную деятельность чуть ли не по всему СНГ, в том числе и в России.
Сегодня в России сложилась уникальная ситуация. Налицо идеальный момент для начала банковских реформ. По-моему, есть понимание того, что нужно делать, и в самом Центральном банке, и в правительстве. Нужно просто найти в себе мужество и начать действовать. Альтернатива этому - продолжать ждать, пока невидимая рука рынка все расставит по своим местам. Правда, мы уже 10 лет ждем действий этой самой невидимой руки, а тем временем частный банковский сектор все хиреет. Зато ускоренными темпами идет процесс его огосударствления. Если пойдет в том же духе, то мы получим реальный банковский кризис, по сравнению с которым сегодняшний покажется периодом относительного благополучия.
По материалам:
Фінансовиє Ізвестія
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас