Как будет меняться страховое законодательство и вместе с ним рынок — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Как будет меняться страховое законодательство и вместе с ним рынок

1022
О том, как будет меняться страховое законодательство и вместе с ним рынок, рассказывает президент Лиги страховых организаций Украины Александр Филонюк.
Какова ваша оценка принятого недавно пакета законов, регулирующих деятельность страховых компаний?
— Среди новопринятых законов, прямо влияющих на развитие страхового рынка, — Закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств». Его социальная значимость очень велика, поскольку закон направлен на защиту интересов граждан. Этим документом предусмотрено значительное увеличение лимитов ответственности по убыткам, нанесенным жизни и здоровью третьим лицам. Если в действующей редакции постановления Кабмина «О введении в действие обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств» максимальная сумма возмещения составляет 8 тыс. грн, то теперь планка будет повышена до 51 тыс. грн, тогда как лимит ответственности по материальным убыткам повышен незначительно — с 24 тыс. грн до 25 тыс. грн. Таким образом нужно отметить, что благодаря новой редакции закона на первое место вышла ценность жизни и здоровья.
Я бы хотел также отметить и принятый 24 июня Закон «О поддержке развития сельхозпроизводства», где в статьях 10 и 11 идет речь о роли страховых компаний в развитии аграрного сектора. Как вы знаете, существует множество рисков, влияющих на сферу деятельности агропромышленного комплекса, поэтому сельхозпредприятия должны получить необходимую защиту от возможных потерь. На мой взгляд, данный закон — это та основа, на которой может развиваться реальное страхование.
Еще один, закладывающий основание для бизнеса, — Закон «О налогообложении прибыли предприятий». Однако не все его положения будут иметь положительный эффект для развития страхования. С одной стороны, принято решение об уменьшении ставки налогообложения на премии по перестрахованию страховщиков и перестраховщиков-нерезидентов с 15 до 3%, с другой — премии перестрахования, проходящие через постоянные представительства страховых брокеров, также должны будут облагаться налогом по ставке 3%. На мой взгляд, это неправильный подход: институт брокеров во всем мире содействует размещению рисков, поиску профессиональных партнеров. Поэтому они не должны платить налог. В связи с принятием этого закона состоялось заседание правления Лиги страховых организаций, на котором было принято решение создать рабочую группу по отработке новой концепции налогообложения страхового рынка.
В чем будет состоять новый подход к налогообложению СК?
— Необходимо прийти к компромиссу, чтобы, с одной стороны, налоговая политика стимулировала развитие страхования, с другой — за счет развития страхования увеличивались поступления в бюджет. Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг сегодня рекомендует правительству кардинально изменить базу налогообложения с валовых доходов на прибыль. На наш взгляд, это неверный путь, поскольку валовые поступления — наиболее прозрачный механизм налогообложения. При переходе на базу налогообложения прибыли придется рассматривать весь сложный затратный механизм СК. Кроме того, по нашим расчетам, налогообложение прибыли приведет к снижению поступлений в бюджет. То есть такая система налогообложения менее эффективна, чем нынешняя — налогообложение валовых доходов. Я хочу сказать, что страховой рынок готов платить налоги, но ему нужны четкие механизмы работы.
Будет ли лига инициировать изменения, связанные с рейтингованием страховых компаний и налогообложением перестрахования?
— На мой взгляд, нельзя привязывать рейтинговую оценку к системе налогообложения. Во-первых, подобной практики не существует ни в одной стране. Во-вторых, рейтинговые агентства, присваивающие рейтинги, не несут за свои оценки никакой ответственности. И, в-третьих, если мы развиваем национальный страховой рынок, внедряем новые модели страхования и новые законы, то для чего прибегать к таким непрогрессивным и неэффективным мерам? Думаю, в ходе работы над концепцией налогообложения мы будем инициировать отмену этих норм как не отвечающих мировой практике.
<>Известно, что сейчас лига работает над подготовкой изменений в действующий Закон Украины «О страховании»...
— Лига намерена инициировать изменения к Закону «О страховании». Если вы помните, первая редакция закона была принята 1 марта 1996 года, вторая — 4 октября 2001-го. Прошло три года, и за это время назрела необходимость внесения существенных изменений. Мы уже подали соответствующие предложения от профильного комитета ЛСОУ по вопросам страхования жизни.
Кроме того, лига предлагает рассмотреть и внести изменения в статью 30 закона, регулирующую размер уставного фонда (УФ). К сожалению, сегодня трактовать формирование УФ можно по-разному. Согласно методологии бухучета, УФ формируется под уставную деятельность. Тогда как многие считают, что это — гарантийный фонд. Поэтому мы намерены пересмотреть эту норму и за основу платежеспособности взять собственный капитал.
Предложения по внесению изменений в закон касаются и статьи 7 об обязательных видах страхования. На данный момент существует более 40 «обязаловок». В мировой практике нет такого количества обязательных видов страхования, и мы хотим привести эту норму в соответствие с международным законодательством, предполагающим существование не более десяти обязательных видов страхования. На мой взгляд, главная проблема, связанная с введением обязательных видов, — недобросовестная конкуренция на рынке. Некоторые виды страхования осуществляет одна или, в лучшем случае, несколько компаний. Соответственно, доходы поступают только этим компаниям. Когда же мы сопоставили платежи и выплаты по некоторым видам страхования, оказалось, что выплаты по таким видам страхования не достигают даже 1%.
ЛСОУ выступила инициатором разработки новой концепции развития страхования на период 2005-2010 гг. В чем суть этой концепции и чем она будет отличаться от предыдущих?
— Проект концепции был подан на рассмотрение Кабмина и уже даны соответствующие поручения министерствам, ведомствам и ЛСОУ по доработке документа с тем, чтобы до конца текущего года он был рассмотрен и утвержден. Главная идея, заложенная в основу проекта, — последовательное увеличение доли страхования в ВВП. Первая программа развития страхового рынка была принята на период с 1998-го по 2000 годы. В 2000 году мы выступили инициаторами и подали новый проект программы развития страхования на период 2001-2004 гг., который был утвержден правительством. В этом году заканчивается действие этой программы. В основном все поставленные задачи выполнены. Теперь мы формируем концепцию, в которой обозначены стратегические направления на ближайшие пять лет. Одним из таких направлений на этот период является создание законодательной базы, чем активно занимается лига. Другое направление — формирование и развитие рынка социального, накопительного страхования — страхования жизни, медицинского и пенсионного страхования. В течение последних двух лет мы активно работаем над развитием рынка долгосрочного накопительного страхования жизни. Кстати, охват населения этим видом страхования и объемы привлекаемых платежей из года в год увеличиваются больше, чем на 100%. Так, если в прошлом году поступления составляли ооколо 25 млн грн, то сегодня этот показатель находится на уровне 75 млн грн. Еще одно стратегическое направление — усовершенствование налоговой политики и отработка концепции налогообложения.
Кроме того, концепция предусматривает повышение защищенности интересов застрахованных и их рисков. В этой связи необходимо пересмотреть существующую систему перестрахования. Но все это невозможно сделать без научно-кадрового обеспечения рынка. Сегодня рынку требуется большое число специалистов для работы в страховых компаниях. Речь идет об актуариях, андеррайтерах, агентах-посредниках и др. Мы должны создать научно-техническую базу подготовки и переподготовки таких кадров.
Хотел бы сказать и о таком важном направлении нашей работы, как сотрудничество с органами государственной власти и другими институтами, а также с международными институциями и интеграции украинского рынка страхования на зарубежные рынки. От имени Лиги страховых организаций мы подали заявление о вступлении в Европейский комитет страховщиков. Наше заявление будет рассматриваться в следующем году на Генеральной ассамблее в Париже. Хочу добавить, что для укрепления имиджа Украины у зарубежных партнеров большое значение имеет ежегодно Ялтинский форум страховых организаций. Он проводится Лигой страховых организаций Украины, куда приезжают десятки компаний из различных стран мира.
А какие задачи ставит перед собой руководство ЛСОУ на очередном форуме страховщиков, который пройдет с 20 по 24 сентября?
— Главное на форуме — это обмен опытом между страховщиками и принятие соответствующих резолюций, которые реализуются участниками рынка в дальнейшей работе. К тому же в формате форума проходят интересные дискуссии между его участниками. Ведь сегодня мы говорим не только об украинской практике, но и о практике работы зарубежных компаний на своих национальных рынках. Нам необходим мировой опыт, и в этом плане Ялтинский международный форум имеет большое значение для развития национального страхования. В этом году тематика секций будет касаться принципов государственного регулирования, и стратегического планирования других направлений деятельности страхового рынка. На участие в форуме подали заявки сотни представителей страховых рынков Украины, России, Германии, США, Канады, Франции, Голландии, Финляндии, Южной Кореи и других стран. Если в прошлом году Ялтинский форум принял более 400 участников из 17 стран мира, то в этом году ожидаем, что их будет вдвое больше.
По материалам:
Контракти
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас