Марта Черничка: фисташковая война США и Ирана. Битва крепких орешков или тотальный нокаут? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Марта Черничка: фисташковая война США и Ирана. Битва крепких орешков или тотальный нокаут?

Мир
1693
Сколько стоит небольшой пакетик жареных фисташек? Около 100-150 грн в обычном магазине и одновременно миллиарды долларов, недополученных Ираном в результате введенных США торговых санкций.
Расторжение ядерного соглашения, жесткая американская риторика – кто бы подумал, что весь этот театр оплатили, в том числе фисташковые американские бизнесмены. Оказывается, калифорнийскими фисташками можно неплохо поджарить политический конфликт между Ираном и США, достаточно лишь немного задеть интересы производителей дорогих орешек.
Как американцы дисквалифицировали иранские премиальные фисташки?
Предпосылки для схватки двух фисташковых конкурентов были полностью обеспечены: на данный момент Иран и США являются крупнейшими производителями этих орехов.
Более того, страны являются абсолютными монополистами в данной сфере, концентрируя 80% производства люксового продукта. Казалось бы, обычная конкуренция не порождает войну… Если только одна из сторон не ощущает подгорелый запах проигрыша.
Ахиллесовой пятой американских фисташек стало не количество, а качество. Иранские производители могли предложить клиенту не только разные виды фисташек, но и рекордно большой размер ядра ореха по отношению к скорлупе.
Ситуация сложилась так, потому что американцы развили фисташковый бизнес на основе… иранских сортов. Удалось это сделать только в засушливой Калифорнии, но покупатели все равно долгое время предпочитали премиальное иранское качество, упорно игнорируя американскую альтернативу.
Между тем в США уже сформировалась мощная «ореховая» элита, которая ждала шанса отбить у иранских производителей новые рынки сбыта. Удачным поводом для ореховой войны стал торгово-ядерный конфликт Ирана и США.
У кого же сосредоточена основная фисташковая сила США? Супружеская чета американских миллиардеров Резников буквально с голого фундамента строила свой ореховый бизнес: засушливый климат Калифорнии, отсутствие доступа к воде, рискованная ниша фисташкового рынка. Сейчас их компания The Wonderful Company является крупнейшим производителем фисташек в стране с ежегодным доходом около $4 млрд.
Марта Черничка: фисташковая война США и Ирана. Битва крепких орешков или тотальный нокаут?
Орехи выращиваются в так называемой «долине олигархов», что по соседству с ее технологическим соседом – Кремниевой долиной. Фактически, династия Резник заняли собой львиную долю сельскохозяйственного рынка и весь ореховый бизнес страны. Правда, для таких успехов им пришлось проделать некоторые совсем не демократические манипуляции.
Животворящая сила воды
Путь к ореховой империи Резники начали с воды. Поскольку сухой климат Калифорнии обусловил серьезный дефицит воды на этой территории, самым простым выходом стало выкупить контроль над всеми действующими источниками гидроресурсов.
Сегодня владение супругов потребляют больше воды, чем Лос-Анджелес и Сан-Франциско вместе! Основную долю впитывают фисташки, но именно этот бизнес приносит Резникам 20% их дохода.
Резникам договориться с местными властями (преимущественно республиканцами) о приватизации источников было несложно: после того, как из федерального бюджета было потрачено $75 млн на усовершенствование масштабного подземного хранилища воды в Керни, его загадочным образом передали компании «Westside Mutual Water», которая находится в собственности тех же Резников.
В то время как мелким калифорнийским фермерам теперь пришлось закупать воду для своих угодий… да, у Резников.
Альтернативы дорогой воде от «ореховой династии» найти трудно, ведь огромное водохранилище Керну отводит воду от соседних скважин, а осадки в Калифорнии – из разряда редких явлений.
Сколько такая кампания стоила супругам? Как вам цифра в 600 000 долларов плюс 90 000 за непосредственное лоббирование интересов в Вашингтоне!
Схема «ресурсной приватизации» супругами Резник использовалась неоднократно: например, на Фиджи американцы приобрели эксклюзивные права на эксплуатацию одного из крупнейших водоемов острова.
Когда Правительство Фиджи в условиях рецессии стремилось увеличить налоги на эксплуатацию воды с $140 тыс. до $6 млн в год, Резники легко смогли выторговать выгодные условия, ведь стоило им прекратить инвестиции, персонал компании на острове остался бы без работы. А разработка новых водных проектов стала бы несбыточной перспективой… Вот что скрывается за яркими этикетками бутылок «Fiji Water», которые продаются на каждом углу.
Марта Черничка: фисташковая война США и Ирана. Битва крепких орешков или тотальный нокаут?
Интересно, что параллельно с таким присвоением ресурсов супруги выделяют $700 млн на борьбу с негативными изменениями климата. Да и местные власти за такой транзит контроля над водохранилищем в убытке не остались: на общественные нужды Резники ежегодно тратят более $50 млн.
Игра по правилам или полное их отсутствие?
Не стоит спешить с однозначными выводами: монополия одного производителя на фисташковом рынке хоть и ограничивает конкуренцию, но обеспечивает эффективную политику использования ресурсов, так как сами же Резники заинтересованы в максимальной прибыльности собственного урожая.
Иран – пример обратной ситуации: производство фисташек там тоже сосредоточено весьма концентрированно – в пределах одной провинции Керман, а вот производителей более ста тысяч, большинство из которых владеют миниатюрными участками в 2 гектара или даже меньше.
О грамотном использовании водных ресурсов в таких условиях речь даже не идет. Вместо того, чтобы санкционировать незаконную эксплуатацию фермерами скважин воды, правительство выдает покрывающие амнистии по их использованию. Здесь тоже нужно осознавать: руки у власти в этом вопросе завязаны, ведь закрытия более 400 000 незаконно эксплуатируемых скважин – политически неудобное решение в нестабильном государстве.
В дополнение, мелкие производители не способны инвестировать в современное оборудование, поэтому орехи сортируют вручную. Если Резники могут запросто «выбросить» 122 миллиона долларов на технологические инициативы, направленные на уменьшение водных расходов на собственных фабриках, то иранскому фермеру подобные ноу-хау просто не под силу.
При условии грамотного подхода Резники смогли «вытолкнуть» высококачественный иранский товар не только с рынков Европы, но и азиатских стран. Словно не замечая всех преимуществ элитных иранских фисташек, Европа закупает почти 80% ценного товара в США. Индия за 2 года увеличила закупку американских орехов… на 997%.
Причиной этому – американские санкции против Ирана, которыми фисташковые короли из Калифорнии смогли удачно воспользоваться. Сейчас для того, чтобы импортировать иранский деликатес в США, вам придется уплатить пошлину, составляющую 300%. Неудивительно, что дистрибьюторам завозить иранский продукт элементарно не выгодно. Касаемо европейской фисташки, то ее цена тоже кусается, ежегодно увеличиваясь как минимум на 100%.
В дополнение Резники добились того, что дружественные США страны, такие как Израиль и Мексика, устанавливают пошлину в 20-25% для всех импортных фисташек, кроме американских.
Такие агрессивные действия американских магнатов смогли увеличить экспорт американских фисташек вдвое. Конечно, не обошлось без акций на публику, правительство КНР заявило об установлении 65% тарифа на американские орехи. Но есть одно но… чтобы не платить высокие тарифы большинство китайских импортеров получают продукт не напрямую, а через Вьетнам. Количество таких косвенных закупок увеличилось на 130% за один только год.
Благотворительность оформляют отдельным чеком
Несомненно одно: за каждую такую ​​преференцию от правительства США Резникам пришлось прилично заплатить: $850 тыс. на избирательную кампанию сенатора Брауна (лоббировал выгодный для супругов проект водоснабжения с/х угодий за $15 млн), $373 млн перепало на выборах губернатора Калифорнии Грею Дэвису.
В списке «профинансированных» Резниками счастливчиков также оказывались Хиллари Клинтон, Джо Байден, Барак Обама, Билл Ричардсон и другие не менее влиятельные конгрессмены. Всех вышеупомянутых политиков объединяет одно: активное продвижение антииранских торговых санкций, посему и интересов Резников. Разве не стечение обстоятельств?
Также Резник систематически финансируют вашингтонские лоббистские группы и аналитические центры, которые выступают за конфронтационную позицию по Ирану, включая Американский еврейский комитет и Вашингтонский институт по вопросам ближневосточной политики.
Принципы фисташковых олигархов заключаются в полном их отсутствии. Чтобы вытолкнуть конкурента с рынка, можно обвинить его в незаконной передаче примерно 600 000 долларов из Ирана в США, сокрытии незарегистрированного дохода в сумме около 1,93 млн долларов, как это случилось с головой иранской компании Primex International Trading Company Inc.
Можно также организовать научное исследование, которое неожиданно обнаружит в американских фисташках лошадиную дозу меланина и питательных веществ. Нужно же, наконец, объяснить покупателям, за что они переплачивают.
Все это давление уже заставляет иранских фисташковых магнатов переносить свои производства в Грузию, Армению, Узбекистан и Азербайджан. Пока иранские производители бегут подальше от проблем, Резники их активно решают. Подарки музею искусств в размере 55 млн, 4 млн на детскую больницу в Калифорнии, потом еще 30 млн – еще одному музею Лос-Анджелеса, свыше 400 млн – на нужды школ… Альтруистичная благотворительность или действия с двойным подтекстом? Ответит время.
Но пока Резники наклеивают на упаковки своих фисташек яркие этикетки с безумными ценниками, иранские орехи покрываются плесенью на нестерильных складах. Чаще всего, произведенные на кустарном предприятии без перспектив быть когда-либо реализованными. Ожидая, пока и их раздавит острый каблук американских «фисташковых династий».
Марта Черничка, студентка Института международных отношений КНУ им. Тараса Шевченко
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас