Макроэкономический "хоровод" вокруг налогообложения депозитов — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Макроэкономический "хоровод" вокруг налогообложения депозитов

Кредит&Депозит
471
Национальный банк Украины в последнее время решил по максимуму использовать свое право законодательной инициативы. После внесения проектов законов об организации формирования и обращения кредитных историй, изменений в Законе "Об институтах общего инвестирования" и некоторых законодательных актах относительно банковской тайны он взялся за одно из главных финансовых достижений парламента в прошлом году - Закон Украины "О налоге на доходы физических лиц".
История вопроса
Напомним, что Закон Украины "О налоге на доходы физических лиц" предусматривает введение с 1 января 2005 года 5-процентного налога на доходы в виде процентов от банковских вкладов (депозитов) и сберегательных (депозитных) сертификатов. Национальный банк считает, что такие изменения могут негативно повлиять на стабильность банковской системы Украины, и предлагает отменить обложение налогом процентов хотя бы от долгосрочных (свыше одного года) депозитов. В проекте изменений в Законе "О налоге на доходы физических лиц", внесенном НБУ в конце декабря прошлого года, предусматривается налогообложение доходов от таких депозитов только в случае досрочного разрыва договора о депозите по инициативе вкладчика.
Следует отметить, что в широких кругах банкиров и финансистов обсуждение этой проблемы продолжается уже довольно долго. Бум его пришелся на лето прошлого года, когда все серьезно обеспокоились возможным введением такого налога по ставке в 13%. Проблема заключалась в том, что положения Декрета "О подоходном налоге с граждан", выводящие из-под налогообложения проценты от депозитов, утрачивали свою силу 1 января 2004 года. Норма же Закона "О налоге с доходов физических лиц" относительно 5-процентного обложения таких доходов вступает в силу только с 1 января 2005 г. Отсюда напрашивался логический вывод: никаких оснований для исключения процентов по депозитам из базы налогообложения в будущем году нет. Следовательно, они должны облагаться налогом на общих основаниях, то есть по ставке в 13%.
Особо ценная заначка
Конечно, и банкиры, и сами налоговики очень быстро поняли, что шансов на жизнь у такого налога нет. Во-первых, его введение вызвало бы грандиозный скандал - уж слишком велика разница между ставками в 0% и 13%. Во-вторых, нормы, регулирующие механизмы начисления и процедуру взыскания налога, попросту отсутствуют, по крайней мере, до 1 января 2005 года. Поэтому о возможном введении налога на доходы от депозитов в 2004 году мало-помалу забыли. Но, как оказалось, до решения проблемы было еще далеко.
В конце прошлого года эта проблема вновь всплыла на поверхность. Но теперь уже в другой интерпретации. Оказалось, что даже 5% с 2005 года - это все равно очень много. И главное, чего опасаются банки, - это уменьшение объемов вкладов физических лиц. А именно вклады населения, как известно, остаются одним из основных источников ресурсного обеспечения банков. По данным НБУ, с начала 2001 года объем средств, привлеченных банками от физических лиц, возрос почти в 4 раза и на 1 сентября 2003 года составлял 26,7 млрд. грн., срочные вложения увеличены почти в 12 раз, а их часть в общей сумме вложений выросла до 54,4% (для сравнения: на начало 2001 года она составляла 20,1%). И это все притом, что среднегодовые ставки по долгосрочным депозитам населения в национальной валюте уменьшились более чем в три раза.
Существенное возрастание долгосрочных вкладов физических лиц даже при значительном снижении ставок в Национальном банке объясняют стабильностью национальной валюты и доверием к банковской системе со стороны граждан. В случае же введения налога на доходы, полученные в виде процентов от долгосрочных банковских депозитов, НБУ прогнозирует уменьшение объемов долгосрочных вложений, поскольку население будет предпочитать вкладывать свои сбережения в другие активы.
Кроме того, долгосрочные вложения граждан - это тот ресурс, который обеспечивает долгосрочное кредитование реального сектора экономики. При уменьшении объемов вложений повысятся ставки по депозитам, что, в свою очередь, приведет к подорожанию кредитов и уменьшению объемов инвестиций. При всем при этом поступления в бюджет благодаря налогу на доходы от депозитов составят далеко не значительную сумму - около 81 млн. грн., или всего 0,15% общего объема дохода бюджета 2003 года.
Аргументы и контраргументы
В принципе, аргументы достаточно веские. Но чтобы сделать окончательные выводы, нужно ответить на главный вопрос: действительно ли введение 5-процентного налога на доходы от долгосрочных депозитов может вызвать существенное (или даже несущественное) уменьшение объемов долгосрочных вложений? Нужно отметить, что многие эксперты относятся к такой формулировке с некоторым скептицизмом.
Самый простой и логичный контраргумент - чем доходы от депозитов отличаются от других видов доходов? И на каком основании тогда они не должны облагаться налогом? Видимо, на основании именно этих аргументов некоторые радикалы вообще настаивают на стандартной ставке в 13%.
Контраргумент второй. Если возрастание долгосрочных вкладов в последнее время вызвано доверием к банковской системе со стороны граждан, то почему это доверие должно пропасть после введения нормы, принятой во всех странах с развитой и стабильной экономикой?
Третье. Мнения почти всех финансистов сходятся в одном: на данном этапе у населения Украины просто нет альтернативы для вложения своих сбережений. Можно, конечно, вкладывать деньги в недвижимость. Но при современном уровне цен на нее позволить себе это могут далеко не все граждане даже с весьма значительными сбережениями. Можно активно скупать банковское золото, но, во-первых, это не вполне соответствует нашему менталитету, а во-вторых, цены на золото прогнозировать достаточно сложно, для этого нужно очень хорошо разбираться в рынке. Ну а развитие отечественного фондового рынка находится на таком этапе, что конкуренцию банковским депозитам он сможет составить еще очень нескоро.
Контраргумент последний и главный. Неужели ставка налога в 5% настолько велика, что сможет отбить у людей желание сохранять свои честно заработанные деньги в банках, получая при этом достаточно высокие по западным стандартам проценты. Да еще и при относительной стабильности национальной валюты!
Повод для спокойствия
Как видите, контраргументов достаточно. Впрочем, есть здесь и еще один момент. Глава НБУ Сергей Тигипко однажды признался: "Мы боимся не 5%, а того, что проверять будут всех подряд, что базы данных появятся на базарах, боимся безответственности ответственных лиц и того, что невозможно будет найти крайних". И господин Тигипко в своих опасениях не одинок. Многие опасаются именно того, что при существующем положении вещей данные о размерах вкладов неизбежно будут попадать в налоговую. Даже притом, что, согласно Закону "О налоге на доходы физических лиц", банк представляет в налоговую только расчет общей суммы начисленных процентов и общей суммы удержанных с них налогов (эти данные он указывает в составе налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия). Информация же об отдельных вкладах, суммах начисленных на них процентов, а также данных о вкладчиках по закону не предоставляется.
Вместе с тем повода для полного спокойствия закон наш, как всегда, не дает. 29 сентября 2003 г. Государственная налоговая администрация приказом N451 утвердила Порядок заполнения и подачи налоговыми агентами расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков, и сумм удержанного с них налога. Это так называемая форма N1ДФ, которая должна прийти на смену форме N8ДР. В Общих положениях Порядка говорится, что его действие распространяется на всех налоговых агентов, то есть какие-либо исключения не предусмотрены. А исходя из определения, данного в Законе "О налоге с доходов физических лиц", банк является налоговым агентом по отношению к своему вкладчику. Таким образом, может сложиться ситуация, при которой банк будет дважды отчитываться перед налоговой: подавая декларацию о налоге на прибыль и направляя форму N1ДФ. А весь "прикол" в том, что форма N1ДФ как раз и предусматривает предоставление информации на уровне каждого физического лица.
Конечно, есть надежда на то, что до 1 января 2005 года наша Налоговая администрация эту нестыковочку как-нибудь урегулирует. И депутаты с вопросом: стоит или не стоит все-таки вводить 5-процентный налог на доходы от долгосрочных депозитов - разберутся. Благо времени еще - целый год.
По материалам:
Кіевскій ТелеграфЪ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас