Фондовый рынок — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Фондовый рынок

Фондовый рынок
312
24-28 ноября 2003 года
Прошедшая неделя была ключевой для фондового рынка, поскольку в четверг, 27 ноября, в Верховной Раде 234-я голосами принят во втором чтении законопроект о государственном бюджете Украины на следующий год. Основные параметры бюджета следующие. Доходы госбюджета составили 60,7 млрд. гривен, расходы - 64 млрд. гривен. Принятый дефицит - 3,4 млрд. гривен. Среди защищенных статей бюджета, что приятно отметить для всех владельцев ОВГЗ и украинских евробондов, находится статья выплат процентов по государственным долгам. К примеру, в прошлом году на обслуживание государственного долга в бюджете было заложено 3,9 млрд. гривен, а исполнена эта статья бюджета дефакто была только на 72,6%. По внутреннему долгу обслуживание было исполнено на 69,9%, а по внешнему - на 73,4% плана. В связи с этими обстоятельствами вполне естественно, что правительство пытается всеми возможными способами повысить инвестиционную привлекательность инструментов, которые обслуживают государственный долг. МинФину, несмотря на все заявления об отсутствии текущей необходимости в дополнительных средствах от размещения на первичном рынке ОВГЗ, все же нужно иметь серьезный финансовый плацдарм на случай возникновения первичного дефицита бюджетных средств. В данный момент первичный рынок ОВГЗ практически не работает, а до наступления следующего бюджетного года остается не так много времени. Последние аукционы по размещению ОВГЗ ноября показали, что банки по-прежнему предпочитают работать исключительно с «короткими» облигациями, пусть даже и по самым низким ставкам. Например, на 128 аукционе были проданы 10 тыс. трехмесячных гособлигаций с доходностью 5% годовых. Такая низкая доходность ОВГЗ особенно удивительна, если учесть, что на межбанке во второй половине ноября ставки по кредитам overnight в гривне доходили до 50%. Очевидно, что МинФин по-прежнему использует административный ресурс для целей размещения ОВГЗ на первичном рынке. В любом случае, главному финансовому ведомству страны предстоит проделать большой объем работы, чтобы рынок заработал. Кроме того, существенный потенциал в деле повышении эффективности управления государственным долгом заключается в оптимизации структуры долга по времени погашения. Как показывают, наши расчеты, выполненные по данным МинФина о структуре долга по состоянию на 31.10.2003 года, средний срок до погашения государственного долга по ОВГЗ составляет не более 3,5 лет. Это достаточно низкий показатель, с которым не стоит мириться, а стоит работать над его существенным повышением.
Корпоративный сегмент фондового рынка Украины, естественно, также касаются проблемы сферы государственных финансов. Государство, несмотря на самую длительную по времени в мире приватизацию, остается главным субъектом рыночных отношений в Украине. От государственной политики в сфере приватизации, управления госсобственностью, а также бюджетных расходов зависит эффективное решение целого ряда первостепенных социально-экономических задач. Что касается бюджета 2004 года, то его главная особенность - четырехкратное повышение бюджетных расходов на поддержку угольной отрасли. Конечно же, просто необходимо учитывать нужды главного промышленного центра страны, социальные интересы трудящихся этого региона. Можно также понять желание донецких провести популистские решения в преддверие президентских выборов. Однако если отбросить все социальные и политические проблемы, то экономическая неэффективность этого шага видна невооруженным глазом.
Украинский уголь уже давно неконкурентоспособен не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Целесообразность его добычи определяется исключительно дармовой рабочей силой, которую эксплуатируют в «рыночной» Украине самыми жестокими методами, часто, ценой человеческих жизней. Вопрос поддержки угольной отрасли настолько заполитизирован, что в правительстве никто уже и не задумывается, какие выгоды Украине может принести это решение. По субъективному мнению автора, этих строк, отдача от растраты 4,5 млрд. средств налогоплательщиков и в среднесрочной, и в долгосрочной перспективе будет нулевая.
По материалам: Швабій Костянтин
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас