Украина использует проект создания ЕЭП для шантажа России — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Украина использует проект создания ЕЭП для шантажа России

93
Единое экономическое пространство России, Украины, Белоруссии и Казахстана - малый то ли "СССР", то ли "ЕС" - в очередной раз оказалось на грани кризиса. Или провала. На этой неделе в Москве должны встретиться вице-премьеры России, Казахстана, Белоруссии и Украины. Перед рабочей группой высшего уровня поставлена задача разработать "комплекс мер" по реализации подписанного четырьмя президентами соглашения о ЕЭП.
Однако, сообщил российский источник, близкий к переговорам, до сих пор непонятно даже, в каком составе соберется эта группа. Украина все откровеннее дает понять, что ЕЭП интересно ей скорее как инструмент "шантажа" Москвы во имя получения неких политических и экономических дивидендов и сближения с Европой. Белоруссия, критикуя ЕЭП, все более открыто выступает против своего двустороннего союза с Россией в той форме, как было договорено ранее между Москвой и Минском.
На днях пожелавший остаться анонимом представитель МИД Белоруссии сообщил Интерфаксу, что в его ведомстве не видят смысла в создании Единого экономического пространства, если Украина откажется участвовать в этом процессе. "ЕЭП задумывалось как образование именно четырех государств. Если Украина использует идею создания ЕЭП только для "шантажа" России, то Белоруссия вполне может продолжать сотрудничество с государствами "четверки" в двустороннем формате, в рамках СНГ и Евразийского экономического сообщества", - сказал дипломат.
В российском правительстве уже давно высказались по поводу "неконструктивной позиции" украинских партнеров, пытающихся превратить соглашение по ЕЭП в разменную карту в споре о разделе вод Керченского пролива, а также в выстраивании своих собственных (отдельных от Москвы) отношений с Евросоюзом, курс на интеграцию с которым уже давно провозглашен Киевом как главный и стратегический. При этом в Киеве понимают, что без Украины проект единого пространства не имеет смысла.
Россия с Белоруссией и Казахстаном уже три года сближают таможенное законодательство в рамках ЕврАзЭС. Новый союз они создавали вроде бы для того, чтобы вовлечь в интеграционные процессы Украину. Не исключено, что среди неких не особо декларируемых (но и не особо скрываемых) целей России было не допустить "экономической ссоры" с Украиной, под которой в данном случае следует понимать ее "поспешное" (как считают в Москве) вступление во Всемирную торговую организацию. После чего условия вступления туда России Киев диктовал бы уже "изнутри", на правах полноправного члена, с которым пришлось бы вести сложные переговоры, а попутно отгораживаться от потока беспошлинных товаров, которые хлынули бы с Украины в Россию.
Леонид Кучма с неохотой подписывал в сентябре ялтинский документ (о создании ЕЭП). А депутаты Верховной рады, которые теперь грозятся отомстить за Тузлу (спор из-за песчаной косы в Керченском проливе, обострившийся после начала строительства властями Краснодарского края насыпной дамбы по направлению к украинскому берегу) провалом ратификации соглашения, с самого начала предупреждали, что его условия противоречат Конституции страны.
Появление "восточной четверки" также сильно не понравилось Евросоюзу. Брюссель дал понять Киеву: экономическая интеграция - либо с Россией, либо с ЕС. Накануне римского саммита Россия-ЕС комиссар Еврокомиссии Гюнтер Фейрхоген сказал, что "пока соглашения по сути не противоречат друг другу, и пространства могут развиваться параллельно". Однако он же дал понять России и Украине, что в ЕС должны четко знать пределы интеграционных действий в рамках "четверки". "В России и на Украине должны понимать, что создаваемый Таможенный союз может негативно сказаться на общем европейском экономическом пространстве", - заявил Фейрхоген .
Украина пока единственная из стран СНГ заявила о намерении вступить в будущем в ЕС. И вот октябрьский конфликт вокруг микроскопической Тузлы, раздутый до масштабов международного скандала, может оказаться вполне удачным поводом для Киева теперь отказаться от ЕЭП. И если, подписав концепцию ЕЭП, Киев принял на себя обязательства согласовывать с Москвой позиции при вступлении в ВТО, то про сроки требуемой ратификации документа Верховной радой теперь уже ничего не слышно. Там никто и не собирается выносить подписанный в Ялте документ на обсуждение.
- До урегулирования ситуации на острове Тузла под сомнением остается целесообразность ратификации соглашений по Единому экономическому пространству, - заявил 11 ноября "Известиям" посол Украины в России Николай Билоблоцкий. - Нам надо восстановить доверие. Речь о восстановлении доверия зашла всего лишь через два месяца после подписания концепции".
А теперь последовал и белорусский демарш, основанный то ли на ревности, то ли на становящихся уже привычными играх президента Лукашенко против президента Путина. Молчит лишь президент Назарбаев, всегда любивший выступать в роли инициатора интеграционных процессов, - здесь ему без отхода от дипломатических формулировок сказать, похоже, нечего.
На данном этапе концепция в экономическом смысле не значит ничего. Там нет ни сроков, ни сколько-либо конкретных обязательств. Все это, предполагалось, должно быть заложено в Плане действий ЕЭП - "дорожной карте", как, ссылаясь на моду, называют его участники процесса. 12 ноября в Москве должно было пройти совещание экспертов четырех стран по "дорожной карте". Его уровень - не выше замминистра. "А что вы хотите, Европа к единой экономике шла 50 лет, да и то во многом под нажимом политических обстоятельств", - говорят российские дипломаты. Однако пока у ЕЭП все "обстоятельства", похоже, гнут в другую сторону.
Что касается Белоруссии, то в ее правительстве вообще отказались комментировать заявления своего МИД. Высокий чин Минэкономики лишь выразил сожаление, что дипломатическое ведомство опережает события. "Надо было дождаться решения Украины, будет она участвовать или нет", - сказал он. А вот председатель совета белорусского аналитического центра "Стратегия" Леонид Заико считает, что МИД лишь выразил то, что давно хотел заявить Лукашенко. "Белорусский президент очень неохотно подписывал соглашение. Для Лукашенко проект "четверки" крайне неудобен - теряется исключительность отношений Белоруссии и России. Белоруссия уходит в этом новообразовании на третий план, - рассуждает Заико. - Можно считать, что заявления МИД - одна из форм противодействия Путину, потому что концепция "четверки" и усилия по ее созданию были инициированы именно Путиным. По большому счету все эти заявления адресованы именно Путину - не Украине, не Казахстану и даже не России".
В российских правительственных кругах обращают внимание на то, что Белоруссия, обвиняющая Украину в "шантаже" России, сама ведет схожую политику. Белорусы, по рассказам участников переговоров, пытаются использовать вопросы экономической интеграции как инструмент давления на Россию по вопросам развития Союзного государства - в частности, перехода Белоруссии на российский рубль. Минск требует огромную компенсацию за адаптацию своей экономики и настаивает на первоочередном принятии Конституционного акта. Акт, собственно, нужен Лукашенко лишь для одного - для проведения конституционного референдума в Белоруссии. Чтобы среди "союзных" вопросов вписать самый главный для себя - о продлении своих президентских полномочий на третий срок. Без этого ему не нужны ни рубль, ни ЕЭП, ни Союзное государство с Россией во главе с не жалующим его Путиным.
В Москве считают преждевременным говорить о выходе Белоруссии из ЕЭП. Приведенная выше цитата из "источника в МИД Белоруссии", успокаивал источник, близкий к переговорам, принадлежит не министру иностранных дел, который уполномочен озвучивать официальную позицию государства, а всего лишь анониму. Значит, речь идет о пробном шаре - отреагирует Россия или нет. Вместе с тем тональность высказывания свидетельствует о том, что для Белоруссии интеграция в рамках "четверки" желательна, но их настораживают особые условия, которые выдвигает для себя Украина.
Если к моменту ратификации Украина решит все же выйти из "четверки", то подписанный в Ялте документ будет просто приведен в соответствие с ситуацией, которая будет на тот момент. В самом документе в соответствии с изменениями по-другому могут быть прописаны и сами интеграционные этапы.
Замминистра экономического развития РФ Дмитрий Сухопаров тоже не считает, что на планах создания ЕЭП пора ставить крест: "Помимо рамочного документа нам предстоит подписать более 50 секторальных соглашений, но, я думаю, мы построим общее экономическое пространство гораздо быстрее, чем это удалось сделать европейцам". "Когда страны Европы подписывали Римский договор, вряд ли они просчитывали, сколько выиграет каждая сторона, - рассуждает замминистра. - Всем было ясно: чем больше рынок сбыта, тем лучше производителям. Это особенно актуально для стран СНГ, чьи производства были рассчитаны на удовлетворение внутренних потребностей СССР и сейчас находят покупателей своей продукции преимущественно на территории стран Содружества. Четыре свободы ЕЭП: передвижения товаров, услуг, рабочей силы и финансов - помогут и расширить рынки сбыта, и восстановить утраченные после распада Союза хозяйственные связи между регионами и предприятиями".
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас