Путь энергобезопасности


Путь энергобезопасности

Несмотря на обещания реформ и принятие многочисленных программ, направленных на повышение эффективности энергорынка, правительству за два десятилетия так и не удалось его оптимизировать, сделать более конкурентным, гибким, снизить уязвимость от внешних и внутренних факторов и избавиться от российской зависимости.

Зависимость от импорта

Украина до сих пор продолжает оставаться энергодефицитной страной, критически зависимой от импорта энергоресурсов.

Импортируется все: природный газ, нефть и нефтепродукты, ядерное топливо и уголь. Оборудование для традиционной и альтернативной энергетики также покупается за границей.

Военный конфликт и экономическое давление со стороны России, которая продолжает оставаться одним из ключевых поставщиков энергетического сырья в Украину, наглядно показали, как высока уязвимость нашей страны от внешних факторов, и какую опасность это несет государству.

За 11 месяцев 2017 года из России импортировано 67% ядерного топлива на сумму 270 млн долларов, 56% угля на 1,4 млрд долл. и 29% нефтепродуктов на 1,1 млрд долл.

Определенным успехом можно считать отказ Украины от покупки российского газа. Еще несколько лет назад большая часть потребляемого в стране газа также импортировалась из России.

По оценкам экспертов, за последние семь лет импорт энергоресурсов обошелся Украине в 120 млрд долл. Покупка энергоресурсов обходится стране в 15-20 млрд долларов ежегодно. Импорт только природного газа в 2012 году обошелся Украине в 14 млрд долларов.

Именно поэтому сейчас как никогда остро стоит вопрос реализации стратегии, которая повысит уровень энергообеспечения страны за счет внутренних источников и обеспечит рост энергоэффективности.

Газ в обход

По мнению председателя правления НАК «Нефтогаз Украина» Андрея Коболева, подготовка к началу строительства морского газопровода Северный поток-2 находится в активной стадии.

Говорить о том, что этот проект приостановлен, не совсем правильно. Он продолжает развиваться. Уже достаточно скоро могут начаться строительные работы.

Кроме того, строительство Турецкого газопровода, который будет огибать Украину с юга, также находится в процессе реализации, комментирует Андрей Коболев.

По его мнению, ситуация для нашей страны выглядит неблагоприятно. Первая нитка Турецкого потока будет введена в действие в 2019 году, будет ли построена вторая нитка – пока вопрос.

Если проекты Северный поток-2 и две нитки Турецкого потока будут введены в эксплуатацию, транзит российского газа через территорию Украины снизится до минимума. При этом большая часть украинской ГТС может стать невостребованной, подытожил Андрей Коболев.

Строительство газопровода Северный поток-2 оказывает негативное воздействие и угрожает безопасности не только Украины, но и стран Центральной Европы. Кроме того, этот проект может стать угрозой для энергобезопасности ЕС, такую точку зрения высказал премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий.

Координатор энергобезопасности

На данный момент в Украине отсутствует центр, координирующий политику в вопросе обеспечения энергетической безопасности. Этими вопросами органы власти занимаются только в рамках своих функциональных обязанностей и, как правило, лишь по необходимости, или при возникновении чрезвычайной ситуации, то есть не на постоянной основе.

Для обеспечения координации мероприятий и проведения единой политики по энергобезопасности, проектом закона «О государственной политике в сфере энергетической безопасности» планируется создание отдельного государственного органа (Бюро по энергетической безопасности), на который будут возложены функции координации действий органов власти в сфере энергобезопасности.

Цель законопроекта – определить возможные угрозы энергобезопасности для Украины, и сформулировать способы их предупреждения.

На законодательном уровне планируется утвердить:

  • Национальные интересы в сфере энергетической безопасности.
  • Внешние и внутренние угрозы, оценка угроз и состояние энергобезопасности.
  • Приоритеты национальной политики в сфере энергобезопасности.

Также законопроектом устанавливаются: полномочия органов власти в сфере энергетической безопасности и механизм реализации политики энергетической дипломатии.

Энергетическая дипломатия

Согласно международной практике, стабильное и своевременное обеспечение энергоресурсами является частью государственных интересов и рассматривается как часть внешней политики. Функции и обязанности госорганов, направленные на энергообеспечение страны, как правило, закрепляются на законодательном уровне. Целью такой дипломатии является продвижение энергетических интересов за пределами страны.

Ключевой задачей энергетической дипломатии на сегодняшний день является сохранение статуса Украины как ключевого транспортера российского газа в страны Европейского Союза.

Для этого необходимо обеспечить регулярное и полное информирование ЕС о возможностях и преимуществах ГТС в сравнении с другими проектами, считает член комитета ВРУ по вопросам топливно-энергетического комплекса Наталия Кацер-Бучковская.

Курс на энергонезависимость

По мнению заместителя главы комитета ВРУ по вопросам топливно-энергетического комплекса Ольги Бельковой, Украина нуждается в создании таких условий, чтобы обеспечить стабильное обеспечение всеми видами энергоресурсов независимо от внешней ситуации.

Для Украины ключевой задачей остается вопрос диверсификации поставок энергоресурсов, повышение надежности энергообеспечения, снижение доли импорта энергетического сырья за счет внутренних источников, развития альтернативной энергетики и программ энергосбережения.

В основе повышения энергобезопасности находится необходимость реформирования энергорынка, а в частности:

  • Создание условий для повышения эффективности ключевых рынков энергоресурсов.
  • Диверсификация источников сырья и поставщиков.
  • Демонополизация отрасли, обеспечение условий для реальной конкуренции.
  • Привлечение внутреннего и иностранного капитала в создание новых мощностей для наращивания добычи энергоресурсов внутри страны.
  • Стимулирование развития альтернативной энергетики.
  • Внедрение программ энергосбережения.

Реформирование отрасли позволит провести либерализацию энергорынка, обеспечить более эффективное его регулирование, повысить надежности и эффективности передачи энергии.

Диверсификация поставок и увеличение доли внутренних источников энергоресурсов в энергобалансе даст возможность снизить зависимость от импорта и поставок энергетического сырья из России.

Что успели?

Для повышения энергобезопасности Украине нужно продолжать двигаться в направлении более тесной интеграции с энергорынком Европейского Союза. А также найти способы взаимовыгодного сотрудничества с ЕС в энергетическом секторе, считает глава комитета ВРУ по зарубежным делам Анна Гопко. Сейчас идут активные переговоры по вопросу присоединения Украины к энергетическому рынку ЕС.

По ее мнению, самый большой вызов для Украины во внешней энергетической политике – сохранение транзитного газотранспортного потенциала Украины и модернизация ГТС.

Для сохранения статуса транзитной страны и повышения интереса европейских стран к использованию украинского газотранспортного маршрута, рассматривается возможность привлечения европейских компаний к управлению ГТС, комментирует Андрей Коболев.

По его мнению, без привлечения европейских операторов в совместное управление украинской ГТС, сохранить транзит через территорию Украины после 2019 года будет проблематично, поскольку у Украины есть мощный оппонент в лице России, которая предлагает за свои деньги построить новый газопровод в Европу.

Строительство Северного потока-2 приведет к тому, что основная точка поступления газа в страны Евросоюза переместится в Германию, что принесет выгоду для этой страны и немецких энергокомпаний.

При этом страны Центральной и Восточной Европы, включая и Украину, рискуют оказаться в ситуации большей газовой зависимости от российских поставок, нежели сейчас.

Спросите, что же удалось уже сделать, чтобы такую ситуацию предотвратить? Не так давно Нафтогаз подписал меморандумы с нидерландской Gasunie и французской GRTgaz об использовании мощностей украинской ГТС и возможном совместном управлении.

Также продолжаются консультации с другими заинтересованными в управлении ГТС европейскими компаниями. Кроме словацкой Eustream и итальянской Snam, интерес других операторов является позитивным сигналом для будущего украинского транзита.

В Нефтегазе заявляют о том, что уже более десяти европейских компаний готовы транспортировать газ через Украину.

Также сообщалось, что Нафтогаз завершает подготовку к выделению ГТС в отдельную структуру. В Укртрансгазе создан отдельный филиал, в который переданы функции транспортирования газа.

Новый филиал сосредоточится на управлении газотранспортной системой. Следующий этап – полное выделение ГТС и создание независимого оператора.

Смогут ли эти шаги вывести Украину на путь энергобезопасности – покажет время. Главное, чтобы у наших властей было истинное желание следовать по этому пути.

Сергей Савенко

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Также по этой теме: Энергетика
Смотри также
В Контексте Finance.ua