Туз в рукаве


Туз в рукаве

Украинской власти рано или поздно придется определиться и навести порядок с игорным бизнесом, который продолжает оставаться под запретом с 2009 года. Ведь игорный бизнес никуда не делся, а просто ушел из легального поля, продолжая работать нелегально, маскируясь под видом интернет-клубов и лотерейных точек.

Запретив игорный бизнес и вытолкнув его из легального поля, государство фактически отказалось от контроля над целой отраслью, а бюджет за последние восемь лет недополучил миллиардные суммы поступлений.

Наличие большого количества интернет-центров и лотерейных точек, как уже открытых, так и открывающихся, показало, что запрет игорного бизнеса положительного результата не дал. Игорный бизнес как работал, так и продолжает работать, активно расширяя свое присутствие.

Если еще несколько лет назад игровые центры были не так заметны, то с 2015 года количество залов игровых автоматов под видом интернет клубов возросло. Начали работать несколько новых букмекерских компаний.

Вопреки запрету, рынок игровых услуг живет и развивается, как намек государству, что давно пора навести порядок, установив четкие и прозрачные правила для легального ведения игрового бизнеса.

Потерянные деньги

Пока игровой рынок находится в тени, прибыль оседает у нелегальных компаний и операторов из России и других стран. Иностранные операторы если и платят налоги от доходов, полученных в Украине, то делают это в своей стране.

В результате большая часть доходов игрового бизнеса уходит из Украины в офшоры, Россию и другие страны, вместо того, чтобы оставаясь у нас, развивать инфраструктуру игорного рынка и создавать дополнительные рабочие места в нашей стране. Загнав игорный бизнес в тень, наша страна также не может рассчитывать на бюджетные поступления от этой сферы.

До введения запрета на территории Украины действовало более 13 тысяч игорных заведений, прибыль от деятельности которых составляла около 17 миллиардов гривен ежегодно.

По оценкам МВД, если легализировать игорный бизнес, поступления в бюджет могут составить 300 млн долларов.

Согласно статистике мирового букмекерского онлайн-трафика, Украина с показателем 2,5% занимает 17 место в мире по уровню активности игроков.

По мнению экспертов, одна из главных причин – запрет легально играть и делать ставки в Украине. При этом никаких ограничений для игры в онлайн у наших граждан нет.

Вместе с тем, пока Украина медлит с установлением цивилизованных правил, игорный бизнес в мире продолжает расти.

По данным компании Global Betting and Gaming Consultancy, доходы от азартных игр в мире в 2016 г. составили 450 млрд долл. По прогнозам, в текущем году мировой игорный рынок вырастит до 470 млрд, а к 2020 году этот показатель может превысить 500 млрд долларов.

Доход от азартных игр только США, Великобритании, Китая, Японии и Макао (КНР) в 2016 году составил 220 млрд долларов, или 49% от совокупного дохода в мире.

Лотерейный бизнес в США вырос с 59 млрд в 2009 году до 81 млрд долл. в 2016 году, или на 37%. Только от лотерейного бизнеса в бюджет США в прошлом году поступило 23 млрд долларов.

Опыт соседей

Опыт запрета игорного бизнеса и создания специальных игорных зон, по которому пошли несколько стран, включая Россию, Казахстан и Украину, оказался не совсем удачным.

В России с даты принятия закона об игорных зонах прошло более 10 лет, а результаты оказались более чем скромные. На территории игорных зон открыто всего по одному или несколько казино. Часть казино начали работать только с 2014 года, или через 8 лет после появления новых правил размещения игорных заведений.

Удаленность от больших городов и отсутствие развитой инфраструктуры и в дальнейшем будет препятствовать развитию игорного бизнеса на этих территориях. Ожидалось, что инвесторы и владельцы казино примут активное участие в развитии игорных зон, параллельно развивая инфраструктуру отдалённых поселений. Но этого не произошло и вряд ли такое возможно в будущем.

В Макао, где функционирует самая крупная игорная зона в Азии, инвесторы вкладывали деньги непосредственно в игорные заведения. Вся окружающая инфраструктура, включая аэропорты, дороги, причалы, строилась за счет средств государства, инвестировавшего десятки миллиардов долларов из государственного бюджета.

С аналогичной проблемой, требующей развития инфраструктуры на территориях, отведенных для игорного бизнеса, столкнулись и в Казахстане. Ожидания привлечь игроков из Китая также пока не оправдались, по причине отсутствия инфраструктуры для размещения и времяпровождения иностранных туристов.

Более удачный опыт развития игорного рынка демонстрирует Грузия. Создание благоприятной инвестиционной среды способствовало привлечению в Аджарию не только крупных компаний – управляющих отелями, но и оказало благоприятное влияние на развитие игорного бизнеса в регионе. Этому способствовала низкая стоимость лицензий на открытие казино, выделение земли за символическую плату и низкая налоговая нагрузка. А также удачно выбранное место для развития игровой зоны, которая расположена вблизи границы с Турцией, в которой азартные игры запрещены. Это позволило привлекать туристов круглогодично, и загрузить гостиницы Аджарии вне туристического сезона.

В результате в Батуми уже работает 10 крупных казино, и еще 4 находятся в процессе строительства. Третья часть инвестиций в Аджарии приходится на сектор туризма. А основной поток посетителей казино в Батуми, как и планировалось, приходится на туристов из Турции.

Белоруссия смогла с выгодой для себя использовать запрет игорного бизнеса в России, в результате которого были закрыты все московские казино.

В отличие от России, белорусские власти не только не запретили у себя игорный бизнес, но и приступили к созданию благоприятных условий для его развития. После закрытия игорных заведений в России, многие владельцы игровых автоматов и казино стали открывать их в Беларуси.

В результате за 10 лет количество казино в Беларуси выросло до 35, залов игровых автоматов – до 400. За период с 2006 года количество оборудования в игорных заведениях выросло в 6 раз, а налоговые поступления от азартных игр увеличились в 15 раз.

Запреты в помощь?

Запрет на ведение бизнеса, не только игорного, но и любого другого, всегда приносит худшие результаты, чем установление прозрачных правил для легальной деятельности с четким контролем со стороны государства. В то время как в России и Казахстане игорный бизнес находится под давлением, а в Украине запрещен, ситуацией обязательно воспользуются третьи страны, перетягивая на себя денежные потоки и игроков.

Тем более что в мире уже накоплен опыт, как эффективно контролировать операторов азартных игр. Кроме того, в большинстве стран мира уже работает система аудита деятельности игорных операторов, которая включает в себя не только проверку финансово-экономического блока, но и аудит оборудования и программного обеспечения.

Во многих странах операторы каждый год обязаны проходить такую проверку и получать подтверждение, что их оборудование и программный комплекс работают в соответствии с требованиями законодательства.

За время запрета, вопросов, связанных с игорным бизнесом, стало только больше. Фактически запрет азартных игр остался только на бумаге, а игорные заведения смогли приспособиться, уйдя в тень, либо сменив вывеску на интернет-кафе и лотерейные залы.

При этом государство полностью потеряло контроль за процессами, которые происходят в игорном бизнесе, и лишилось стабильного источника бюджетных поступлений.

Несмотря на то, что большая часть политиков за легализацию игорного бизнеса, дальше разговоров дело не идет.

Возможно, обязательства перед МВФ до конца 2018 года урегулировать деятельность игорных заведений, которые украинское правительство взяло на себя, помогут наконец то создать цивилизованные правила для этой отрасли, и вывести ее из тени.

Сергей Савенко

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
В Контексте Finance.ua