Марина Вощилко: комплаенс. От лихорадочных телодвижений к стратегическому мышлению


Марина Вощилко: комплаенс. От лихорадочных телодвижений к стратегическому мышлению

Требования к деятельности кредитно-финансовых учреждений постоянно ужесточаются. Банкам приходится работать в условиях все усложняющейся нормативно-правовой базы, которая требует большей прозрачности, усиленного внимания к борьбе с финансовыми преступлениями и минимизации рисков.

Усиление контроля со стороны регулирующих органов над банками и расширение их полномочий привело к тому, что в период с 2009 по 2016 год мировая банковская система вынуждена была выплатить штрафы в размере 321 млрд долл. США. Эта громадная сумма существенно повлияла на доходы сектора. Осознавая масштаб рисков и угроз, банки начали усиленно искать способы избежать подобных катастрофических потерь в будущем. Это имело положительный эффект. Банковский сектор избрал путь саморегуляции. Пришло осознание, что больше внимания следует уделять не внешним, а внутренним факторам контроля. Ключевую роль в перестройке работы в этой сфере сыграло построение и развитие системы комплаенса.

В 2000-х мы стали свидетелями огромного количества скандалов в финансовом секторе, связанных с нарушением норм законодательства, стандартов добросовестной конкуренции и конфликтом интересов. Среди наиболее значительных — ликвидация компании «Энрон», руководство которой уличили в манипуляциях с бухгалтерской и управленческой отчетностью по отношению к акционерам и контролирующим органам; инцидент с передачей клиентской базы конкурентам группой Citi, что привело к значительным убыткам и потере репутации; разглашение информации об операциях клиентов и нарушение AML требований банком HSBC с последовавшими значительными убытками и репутационными потерями.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения регулирующих органов, стал финансовый кризис 2007-2008 гг., который потребовал значительных бюджетных вливаний в частный банковский сектор со стороны государства, в особенности в США, привел к многочисленным случаям банкротства банков и потряс всю мировую финансовую систему. Именно после кризиса было принято решение усилить контроль за банковским сектором, что имело далеко идущие последствия.

Для многих банков ответом на ужесточение регуляторных требований и новую нормативную среду стали лихорадочные действия по внедрению программ мгновенного реагирования и найма массы новых сотрудников для более тщательного отслеживания и анализа операций и минимизации рисков. Этот период был хаотичным и малоэффективным.

К счастью, он был недолгим. Банки вовремя остановились и сумели перестроить свою работу в сторону максимальной прозрачности и создания собственной мощной системы комплаенса. С того времени она постоянно активно развивается и совершенствуется, превратившись в одну из ключевых составляющих банковской системы. Именно поэтому украинским банкам следует внимательно отслеживать основные тенденции и метаморфозы комплаенса в передовых финансово-кредитных учреждениях. Там происходят глубинные изменения.

Что представляет из себя система комплаенса в ее нынешнем виде? Отправной точкой для ее создания и функционирования является классификация ключевых областей риска в деятельности банка. На данном этапе существует шесть наиболее важных типов рисков, которые можно отнести к области очевидных или потенциальных финансовых преступлений:

1. Отмывание денег и финансирование терроризма.
2. Операции, подпадающие под санкции и эмбарго.
3. Взяточничество и коррупция.
4. Операции на рынке ЦБ, валюты, инсайдерская торговля.
5. Противозаконные операции клиентов.
6. Нарушения корпоративной этики и культуры поведения.

Именно этими вопросами занимается комплаенс в каждом банке. Кроме того, этот контролирующий отдел постоянно отслеживает нормативные требования, которые требуют детального понимания глобальных и местных правил и полномочий и распределения обязанностей среди соответствующих внутренних отделов.

Сейчас все это делается, что называется, вручную. Однако за рубежом уже есть предложения о внедрении умных (смарт) технологий, которые обеспечивают автоматизацию процессов и существенно повышают производительность. В связи с ужесточением требований к банкам и применением «дорогих» финансовых санкций цена человеческого фактора и ошибки стала слишком высока.

В области комплаенса у смарт-технологий большие перспективы — от решения относительно простых задач типа проверки клиента до обработки большого массива неструктурированных данных, например, в вопросе отмывания денег. По всему миру эти технологии предлагают инновационные решения и могут помогать сотрудникам работать быстрее и качественней.

В последние годы ведущие банки внедряют цифровые решения по многим направлениям комплаенса. Можно выделить 4 основные сферы, где они уже работают наиболее эффективно. Это сбор данных, анализ данных, обучение и формулировка решений.

1. Сбор данных. Эта область имеет три соответствующие смарт-технологии: оптическое распознавание символов (извлечение и преобразование текста из отсканированных документов и изображений (включая почерк) в редактируемые, доступные для поиска данные); распознавание голоса и речи; изображение и распознавание лиц для идентификации.

2. Анализ. Основные смарт-технологии в этой области включают: использование статистических методов для идентификации шаблонов в больших массивах данных для таких целей, как мониторинг транзакций; формулирование обоснования для принятие решений на основе показателей сходства; использование экспертного анализа (в частности, соответствия нормативной базе), который имитирует знание и аргументацию эксперта-человека, например, в вопросе рисковости клиента.

3. Обучение. Смарт-технологии позволяют автоматизированным программам самообучаться и повышать свой уровень знаний в процессе непосредственной деятельности, что называется, без отрыва от производства.

4. Формулировка решений. Смарт-технологии помогают стандартизировать рекомендательные решения на основе сбора данных, их анализа и своей способности к обучению и совершенствованию, исключив из процесса принятия решений субъективные факторы.

В чем основные преимущества смарт-технологий? Конечно же, в автоматизации обработки ранее решаемых вручную задач с использованием четких единых правил для последующего принятия решения по комплаенсу. Это экономия времени и трудозатрат. И главное — это страховка от дорогостоящих ошибок.

Понятно, что в настоящее время предлагаемые на рынке смарт-технологии слишком немногочисленные, сырые и дорогие. Они лишь проходят первую «обкатку». Но следует понимать, что их удешевление и массовое внедрение — это лишь вопрос времени. Спрос на такие технологии есть, и он огромен.

Более жесткое регулирование и непосильные штрафы подталкивают банки уже в ближайшем будущем пересмотреть свои операционные модели и использовать смарт-технологии для повышения эффективности — в частности, функции комплаенса.

Украинским банкам нужно идти в ногу со временем, не отставать от своих зарубежных коллег и планировать развитие — в частности, своего отдела комплаенса — стратегически. Конечно же, если они хотят не просто выживать, а еще и процветать.

Марина Вощилко, Член Наблюдательного совета Банка «ГЛОБУС»

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

  • !

    Колонка отражает исключительно точку зрения автора и может не совпадать с мнением редакции. Публикация колонок осуществляется согласно Правил, а Finance.ua выполняет лишь роль носителя. Копировать эти авторские материалы можно только при наличии ссылки на автора и Finance.ua.

Смотри также
Весь рынок:Фондовый рынок
Архивы:2017 2016 2015
Рейтинг популярности материала «Марина Вощилко: комплаенс. От лихорадочных телодвижений к стратегическому мышлению» на Finance.ua - 2.7
В Контексте Finance.ua