Приготовьте документы! Как банки будут проверять доходы украинцев — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Приготовьте документы! Как банки будут проверять доходы украинцев

Кредит&Депозит
18992
По требованию НБУ банки теперь будут более тщательно проверять происхождение средств клиентов. Редакция Экономической правды решила подробно объяснить, что на самом деле изменилось.
Национальный банк заставил банки изменить подходы к изучению финансовой деятельности клиентов. Теперь банки будут более тщательно проверять происхождение средств.
Но это не все. Если раньше банки анализировали и отчитывались по рисковым операциям ежеквартально, то теперь они вынуждены анализировать риск клиентов ежедневно.
Так, в начале сентября вступили в силу постановления №42 и №43 Национального банка, которые предусматривают соответствующие изменения.
Что это означает на практике? Теперь чтобы открыть депозит в банковском учреждении на значительную сумму, украинцам надо доказать, что эти средства они заработали легально. То же самое касается и любых покупок на значительные суммы, которые проходят через банки. Например, приобретение недвижимости или дорогой машины.
Поэтому в этом материале редакция поясняет, в каких именно ситуациях украинцам надо будет доказывать легальность доходов, как к этому относятся банки и сможет ли НБУ таким образом уменьшить количество “схемных” операций и уровень теневой экономики.
Ранее требования финмониторинга (Государственной службы финансового мониторинга — ред.) были формальностью. Особенно когда речь шла об операции рядовых клиентов банков. Последние нововведения регулятора изменили ситуацию.
Так, упомянутые постановления №42 и №43 — НБУ принял еще в мае. Заработали они с сентября. Поэтому в течение последнего месяца банки уже применяют риск-ориентированный подход на постоянной основе и проверяют клиентов.
Раньше в обязательном порядке под контроль финансового мониторинга подпадали все сделки юридических и физических лиц на сумму свыше 150 тыс грн. И сейчас так же, но это уже не будет формальная проверка и украинцев уже будут проверять тщательнее.
О том, что именно изменилось, Экономическая правда спросила у банкиров.
“Ранее регулятор говорил, что анализ вы должны проводить ежеквартально. Банки проводили ретроспективный анализ клиента: что у него происходило за предыдущий квартал. Мы выясняли, что там не так, принимали решения, а данные отправляли в финмониторинг. Мы имели два месяца на анализ и решение.
Теперь банку надо делать это постоянно. Когда клиент обращается в банк, мы должны анализировать, что за сумму ты снимаешь, откуда она поступила, если была на депозите в банке, то откуда она появилась, каковы источники поступления этой суммы, если это внесение депозита, то какая сумма для данного клиента является приемлемой”, — рассказывает на правах анонимности руководитель департамента финмониторинга крупного банка с европейским капиталом.
Кроме этого, по его словам, теперь банки обязаны проводить комплекс мероприятий по выявлению реальных конечных бенефициарных владельцев. За невыполнение этих требований деятельность банка может быть признана рисковой.
В целом, отмечает банкир, если вести обычную хозяйственную деятельность и регулярно осуществлять большие транзакции, то риска нет. А если же клиент открывает счет и тут же осуществляет большой платеж, а его заработная плата условно 3200 гривен, а он пытается открыть депозит на 500 тыс. гривен, то банк должен выяснить происхождение средств и цель операции.
“Если банк уже начинает просить документы, события могут развиваться по нескольким сценариям. Первый вариант — клиент готов их предоставить, может подтвердить источники происхождения средств и объяснить, откуда у него средства. Вариант второй — клиент сам уходит, не соглашаясь что-то объяснять, и ищет другой банк. И третий — банк отказывает в операции”, — объясняет собеседник.
Если же операция все-таки проведена на сумму, превышающую 150 тыс грн, то банк должен отчитаться в Государственную службу финансового мониторинга. При игнорировании этих правил регулятор будет штрафовать финансовые учреждения.
“Если в банке нет документов (информации) относительно реальных финансовых возможностей осуществления финансовых операций клиентов, или в случае несоответствия финансовых операций клиента имеющимся в банке документам относительно его финансового подожения, за осуществление банком рисковой деятельности может налагаться штраф в размере до 1% от суммы зарегистрированного уставного капитала банка”, — объясняет начальник отдела финансового мониторинга Идея банк Любовь Коваль.
Какие документы могут запрашивать банки
Простыми словами, если вы идете в банк проводить операции на сумму более 150 тыс. гривен и ранее не были частым клиентом соответствующего банка, он может запросить у вас ряд документов.
По словам Пришляк, документами, которые дают возможность осуществить такой анализ и сделать обоснованный вывод, в частности могут быть:
1) копия декларации об имущественном состоянии и доходах, то есть налоговая декларация с отметкой контролирующего органа Украины о ее получении (для резидентов);
2) копия декларации об имуществе, доходах, расходы и обязательства финансового характера/декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или органа местного самоуправления, полученной, в частности из Единого государственного реестра деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, формируется и ведется Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции (то есть, госслужащие могут предоставить декларацию, которую они сдают в НАПК — Ред.)
3) Для нерезидентов Украины таким документом может быть копия налоговой декларации о доходах с отметкой контролирующего органа иностранного государства о получении;
4) другие документы, подтверждающие источники происхождения собственных средств и активов физического лица. (например: заработная плата, доход, полученный за реализацию продукции, оказываемые услуги, продажа имущества, получение наследства, получение страховой суммы по договору страхования, выигрыш в лотерею, приобретение права на клад, другие выплаты согласно условиям гражданско-правовой сделки – Ред.)
Давность документов не имеет значения.
“Если клиент продал квартиру 8 лет назад за 2 млн грн, то это может быть объяснением, откуда сейчас у него депозит размером 1 млн грн. Если у клиента заработная плата была четыре года назад 30 тыс. грн в месяц, а сейчас он временно безработный, логично, что клиент может позволить себе проведение операции на сумму 180 тыс. грн”, — объясняет Любовь Коваль.
По словам банкиров, изменения могут коснуться не только новых клиентов банка, а и старых, которые держат значительные суммы на депозитах. Разрывать депозиты банки конечно же не будут, однако в случае пролонгации и заключения нового договора у банка могут возникнуть вопросы.
Некоторые опрошенные банкиры высказали мнение, что это в определенной степени может привести к перераспределению ресурсной базы, ведь в системе есть много депозитов, происхождение которых вряд ли смогут объяснить их клиенты. Особенно это касается политиков и чиновников с высокими званиями.
В конце концов, многие участники рынка предполагают, что много кто сможет просто обойти новые требования.
“Такие операции все равно будут проводиться. С целью избежания предоставления подтверждающих документов о происхождении средств клиенты будут дробить операции или оформлять на подставных лиц (например относительно публичных лиц)”, — говорит Коваль.
Новый рычаг давления на банки
Наибольшее беспокойство у банкиров вызывает то, что у НБУ теперь появились дополнительные рычаги давления на банки.
“Какого-то чрезвычайного эффекта кроме того, что мы в конец запугали клиента, я не вижу. Люди и так уже боятся идти в банки. Не думаю, что они начнут декларировать свои средства или предприятия перестанут платить “серые” заработные платы. Я не уверен, что этот шаг сделает банковскую систему полностью прозрачной.
Есть другой эффект — этот шаг обеспечивает тотальный контроль со стороны Госфинмониторинга и НБУ над банками. Теперь очень легко оштрафовать финучреждение: если клиент принес тех же 300 тыс. грн, а его зарплата не превышает 10 тыс. грн, то получается, что банк осуществил рискованную операцию и оштрафовать его за это очень легко. Опять же, это будет субъективная точка зрения инспектора”, — говорит начальник департамента финмониторинга крупного банка с европейским капиталом.
Похожую мысль высказывает его коллега из небольшого украинского банка.
“Финмониторинг превратился в дубину в руках регулятора. Теперь угроза внеплановой проверки может быть использована как инструмент давления. Банк считает, что предоставленных клиентом документов достаточно, а НБУ — так не считает. Так, в западной практике есть такое понятие, как профессиональное суждение регулятора, но там и регулятор заслуживает доверия. Есть ли такое доверие к НБУ?”, — риторически спрашивает банкир.
Помогут ли новые правила в борьбе с теневой экономикой?
По словам представителей регулятора, изменения направлены в первую очередь не на усиление контроля за средствами рядовых граждан, а на то, чтобы бороться со схемными операциями, целью которых является уклонение от уплаты налогов.
Однако, здесь есть одна существенная проблема. Финмониторинг банков и ранее выявлял много сомнительных операций, но без конечного результата. Ведомство, как правило, направляет выявленные подозрительные операции в правоохранительные органы, где эти обращения часто рассматривают не как объект для расследования, а как способ “договориться” и “заработать”.
“Усилия НБУ по выведению средств из тени являются малоэффективными без комплексных изменений в правоохранительной и судебной системе. Выявленные банком случаи неподтвержденных доходов редко завершаются открытыми делами (расследованиями) со стороны правоохранительных органов, НАБУ и еще реже — решениями судов о привлечении к ответственности таких лиц. Без изменения системы правоохранительных органов и судов система не будет работать”, — констатирует Любовь Коваль из Идея Банка.
“Когда я видел где-то какие-то отмывания, регулярно формировал отчеты и отправлял по назначению. Откровенно говоря, знаю что эти клиенты обслуживаются сейчас в других банках. По факту те же клиенты, юридические лица, регистрируются заново и в дальнейшем осуществляют ту же деятельность”, — говорит собеседник из банка с европейским капиталом.
Более того, опрошенные банкиры не смогли вспомнить результативных расследований финмониторинга, за исключением вопроса “денег Януковича”. Сотни тысяч других сомнительных операций до сих пор остаются безнаказанными.
“Во всем мире финмониторинг борется с грязными деньгами, а не с уклонением от уплаты налогов. У нас же, не понимая этого, пытаются бороться со всем и по максимуму, занижая критерии и получая в ответ столько “мусора” и такой поток, что выловить действительно рисковые операции становится невозможным. Много ли вы слышали историй о том, как благодаря финмониторингу нашли торговцев оружием, наркотиками и других?”, — констатирует руководитель одного из украинских банков.
Александр Моисеенко
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас