«План Маршалла» для Украины – спасательный круг или очередная иллюзия? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

«План Маршалла» для Украины – спасательный круг или очередная иллюзия?

Казна и Политика
1192
Предложенный проект финансовой помощи Украине со стороны Евросоюза предусматривает разработать и реализовать программу экономического восстановления Украины. Подобно тому, как в послевоенные годы была реализована программа американской помощи для экономического восстановления Западной Европы, известная как «план Маршалла».
В рамках проекта наша страна рассчитывает на 5 млрд евро инвестиций в год, что позволит ускорить рост ВВП до 6-8%.
Зачем это нужно Европе?
Европейские страны на примере Греции уже убедились, что бедные и экономически слабые государства, к которым сейчас можно отнести и Украину, становятся проблемой и обузой, постоянно нуждаются в поддержке и финансировании. Ситуацию усугубляет и военный конфликт между Украиной и все более непредсказуемой Россией, грозящий в перспективе затронуть и страны ЕС.
Кроме того, в Европе хорошо понимают, что экономически сильному государству будет значительно легче противостоять вмешательству со стороны России, которая угрожает не только странам СНГ, но также и стабильности и безопасности ЕС. А у стран Евросоюза пока еще нет единой точки зрения как по поводу угроз, которые могут исходить от России, так и по поводу украино-российского конфликта.
Поэтому для Евросоюза выгодно содействовать трансформации Украины из экономически слабого государства, которое нуждается в помощи и защите, в страну, способную стать партнером ЕС в вопросе стабилизации ситуации в регионе.
Без реализации программы экономического восстановления Украина рискует скатиться до уровня бедной аграрной страны с высоким уровнем внешних долгов, ростом безработицы, бедности, огромного расслоения населения по уровню доходов, и ростом социально-политической напряженности в стране. В результате ЕС получает зону нестабильности на востоке, включающую не только незавершенный военный конфликт, но и усугубляющиеся экономические и социальные проблемы внутри Украины.
При этом Евросоюз опасается, что может появиться постоянный источник нестабильности на восточной границе, «серая зона» с долгосрочным военным конфликтом, из которой в Европу может хлынуть поток оружия, наркотиков, беженцев и нелегальных мигрантов. Торговое и экономическое сотрудничество ЕС с Украиной продолжит ухудшаться, повысятся риски инвестирования для европейского бизнеса.
Более остро встанет вопрос возврата обязательств Украины по внешним займам и иностранных инвестиций в украинские ценные бумаги, по той причине, что страна не может оплачивать свои долги и будет требовать их списания или отсрочки выплат.
У Евросоюза также повысятся риски снижения торгового оборота и с Россией из-за усиливающихся санкций. Потеря рынков сбыта в этом регионе станет серьезным ударом для европейских компаний.
Поэтому содействие экономическому восстановлению Украины полностью соответствует политическим и экономическим интересам Евросоюза, который заинтересован в стабильном и самодостаточном соседе, который генерирует спрос на товары и услуги, а не войну и нестабильность.
План для Украины
По словам первого вице-премьер-министра Украины Степана Кубива, новый европейский инвестиционный план для Украины – это инвестиции в восстановление и повышение эффективности реального сектора экономики: агробизнес, инфраструктуру, кредитные программы для малого и среднего бизнеса. Европейская программа рассчитана на 10 лет, и предусматривает выделение 5 млрд евро в год.
Выделяемые средства предлагается направлять в развитие энергосбережения, инфраструктуры, цифровой экономики, аграрного сектора и кредитования малого и среднего бизнеса.
Реализация инвестиционной программы по развитию реального сектора экономики Украины даст возможность ускорить экономический рост в стране до 6-8% за год, считает инициатор плана экономической помощи Украине, экс-премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс.
При этом он отметил, что 50 млрд евро в течение 10 лет должны быть направлены на развитие реального сектора экономики, а не на поддержку банковского сектора или макрофинансовую помощь. Раньше европейские деньги преимущественно использовались для пополнения валютных резервов страны и стабилизацию банковской системы.
Чтобы план экономической помощи стал реальностью, необходимо его одобрение странами ЕС. Потребуется согласие Совета ЕС, после принятия которого Еврокомиссия и Европейский инвестиционный банк получат право утвердить и запустить в действие инвестиционный план для Украины. Сейчас проект решения находится на рассмотрении Европарламента.
Наша страна рассчитывает, что средства будут выделяться в виде безвозвратной финансовой помощи или кредитов под минимальные проценты. По словам руководителя комитета ВРУ по иностранным делам Анны Гопко, рассматривается несколько вариантов финансирования, в том числе: безвозвратная помощь в виде грантов для развития малого и среднего бизнеса, инвестиционные программы на реализацию инфраструктурных проектов, и кредитные программы под процент, значительно более низкий, чем на условиях, которые предлагаются европейским бизнесом сейчас.
Какие шансы у Украины стать участником программы, станет более понятно после Саммита Восточного партнерства в ноябре этого года, и от принятия позитивного решения Советом ЕС по утверждению инвестиционного плана для Украины.
Будущее в руках Украины
Нынешняя ситуация в Украине частично похожа на ситуацию в послевоенной Европе: напряженная социальная обстановка, снижение промышленного производства, острая потребность во внешнем финансировании, и отсутствие четкого плана преодоления сложившихся проблем.
Как показывает опыт Южной Кореи, даже бедную, технологически отсталую, аграрную страну, более 50 лет находящуюся в состоянии незавершенного военного конфликта с КНДР, можно эффективно реформировать и вывести в мировые экономические лидеры. Сейчас экономика Южной Кореи по уровню ВВП занимает 11 место в мире, обогнав по этому показателю Россию.
По расчетам института социально-экономических исследований, для удвоения ВВП страны в ближайшие 10 лет, потребуется обеспечить ежегодный прирост экономики на уровне 8-10%. Для этого нужно инвестировать в экономику капитальные инвестиции в сумме 500 млрд долларов, или около 50 млрд в год.
Руководитель комитета ВРУ по вопросам промышленной политики Виктор Галасюк считает, что для устойчивого экономического развития Украине потребуется не менее 100 млрд долларов на ближайшие 10 лет.
Несмотря на то, что ежегодный приток иностранных инвестиций в Украину исчисляется миллиардами долларов, позитивного влияния на экономику это не оказывает. Традиционно крупнейшим «иностранным инвестором» в Украину был Кипр, через который проводилось значительная часть оффшорных операций крупных украинских финансово-промышленных групп.
В 2016 году большая часть поступивших инвестиций ушла на пополнение капитала банков и страховых компаний, что вывело Россию в лидеры по уровню инвестиций в Украину.
Особого экономического эффекта от таких инвестиций для нашей страны не последовало.
«План Маршалла» для Украины – спасательный круг или очередная иллюзия?
Для обеспечения стабильного роста экономики нашей стране уже давно пора сосредоточиться на увеличении инвестиций в реальный сектор. Чтобы обеспечить экономический рост на уровне 9-10% за год, прирост основного капитала в Южной Корее составлял около 170 млрд долларов ежегодно, а в 2016 году этот показатель превысил 400 млрд долл.
Однако сейчас ключевым вопросом становится не только сумма инвестиций, но и то, куда они будут использованы. Для успешных экономических преобразований приоритетом для инвестирования становится производственный сектор и отрасли, производящие высокотехнологичную и экспортоориентированную продукцию. А распределение инвестиций следует проводить с учетом ускоренного развития наиболее приоритетных отраслей.
Такая модель со временем позволит Украине по уровню экономического развития занять достойное место среди высокоразвитых стран Евросоюза.
По мнению экспертов, реформирование экономики в первую очередь зависит от самой Украины, от ее успехов в борьбе с коррупцией, реформы судебной системы и гарантий соблюдения прав инвесторов.
Без формирования привлекательного инвестиционного климата в нашей стране «план Маршалла» для Украины рискует стать очередной красивой иллюзией, без шансов на успех.
Сергей Савенко
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас