Зависимость от субсидий. Можно ли без них? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Зависимость от субсидий. Можно ли без них?

Личные финансы
1267
К регулярным отключениям централизованной подачи горячей воды в летний период украинцы привыкли уже давно. Теперь под разными предлогами их начинают приучать к мысли, что с горячей водой могут быть сбои и в отопительный сезон. А значит, могут возникнуть проблемы и с отоплением.
На претензии к изношенным сетям энергетики отвечают, что денег на модернизацию и ремонт инфраструктуры у них нет. Дополнительной нагрузкой на поставщиков коммунальных услуг стал рост бюджетного долга по субсидиям.
В долгах как в шелках
Резкий рост тарифов на энергоносители привел к разбалансировке механизма расчетов в коммунальном секторе, что привело к резкому росту долгов и непогашенных обязательств.
Задолженность Киевэнерго перед Нафтогаз Украины за природный газ, использованный для тепловой и электрической энергии, составляет 3,1 млрд грн. В целом по Украине долги предприятий перед Нафтогаз Украины выросла до 30,8 млрд грн.
Долги столичных потребителей за электроэнергию выросли до 1,2 млрд грн, за тепловую энергию – 3,8 млрд грн, из них задолженность населения – 1,6 млрд грн, жилищно-эксплуатационных организаций – 0,8 млрд грн, обязательства государства по компенсации льгот и субсидий – 1,2 млрд грн.
В перспективе можно ожидать постепенного накопления долга, как у потребителей, так и у поставляющих тепло и электроэнергию организаций. Причина – потребителю до сих пор сложно адаптироваться к новым тарифам на энергию, тепло и горячую воду.
Ситуацию несколько сглаживают дотации государства в виде субсидий, но такой механизм может работать только в случае, если государство своевременно рассчитывается по субсидиям и не накапливает долгов.
Замкнутый круг
Бытует мнение, что население плохо рассчитывается за коммунальные услуги, что стало причиной роста задолженности за электроэнергию и газ. Но это не совсем так. По данным Национальной комиссии регулирования энергетики, уровень расчетов населения не так плох, как это подается.
В первом полугодии текущего года уровень расчетов потребителей составил 95%. Таким образом, утверждение о том, что низкая дисциплина расчетов населения стала причиной роста долгов в коммунальном секторе, является надуманным.
Гораздо более высокий уровень неплатежей – со стороны государства, в результате бюджетные долги по возмещению льгот и субсидий продолжают увеличиваться. Задолженность бюджета перед Киевэнерго выросла до 1,5 млрд грн, компания получила около 62% положенных возмещений из бюджета.
А компания Нафтогаз Украины получила из бюджета менее 60% средств по субсидиям. Всего в первом полугодии бюджет задолжал Нафтогазу около 20 млрд грн.
По словам руководителя комитета Верховной Рады по вопросам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алены Бабак, по состоянию на 1 июня долги государства перед предприятиями по субсидиям составили 34 млрд грн. Всего в бюджете на 2017 год на выплату субсидий предусмотрено 47 млрд грн. Этого может хватить в лучшем случае до начала отопительного сезона.
Главный вопрос по подготовке и проведению нового отопительного сезона – как изыскать средства и рассчитаться с предприятиями энергетического сектора. Если не погасить долги, у предприятий просто не хватит средств для полноценной подготовки к отопительному периоду.
Если задолженность не будет погашена и предприятия не получат деньги, они не смогут заключить договора с Нафтогаз Украины. А значит, отопительный сезон в Украине окажется на грани срыва. Действовать нужно сейчас. Спасать ситуацию, когда настанут морозы, будет уже поздно.
По расчетам ассоциации «Укртеплокоммунэнерго», годовая потребность по финансированию субсидий ожидается на уровне 77 млрд грн. Вице-премьер министр Геннадий Зубко оценивает годовую потребность бюджета для оплаты субсидий в 70 млрд грн. А вот по мнению Алены Бабак, с учетом отопительного сезона на покрытие субсидий нужно выделить 80-100 млрд грн, это вдвое больше суммы предусмотренной сейчас в бюджете.
У государства сейчас непростая задача: не только внести изменения в бюджет и увеличить государственные расходы на выплату субсидий, но и найти необходимые для финансирования средства.
Деньги понадобятся не только на выплату будущих субсидий, но и на погашение уже существующего бюджетного долга.
Вопрос, за счет каких резервов будут изысканы средства, пока остается открытым. Поскольку речь идет о дополнительных десятках миллиардов гривен, Украина может столкнуться с рисками активного запуска печатного станка.
Отмечу, что в 2017 году произошел резкий рост количества получателей субсидий, что связано с повышением цен на газ. По данным Государственной службы статистики, в первом полугодии текущего года документы на оформление субсидий подали 6,3 млн семей, что в 2 раза больше в сравнении с первым полугодием прошлого года.
Сейчас около 60% украинских семей обращаются в органы социальной защиты за субсидией. А если осенью 2017 года произойдет еще одно повышение цены на газ, стоимость которого может вырасти на 15-25%, количество тех, кто может претендовать на получение субсидий, станет еще больше, а расходы государства на финансирование субсидий могут превысить 100 млрд грн. А право на получение субсидий получат много тех граждан, кому сейчас в выплате субсидии отказано.
Существующий порядок расчетов не позволяет государству отказаться от выплаты субсидий при нынешнем уровне цен на энергоносители для населения. Чтобы снизить финансовую нагрузку на бюджет, необходимо создать условия для роста доходов и благосостояния украинцев, что в ближайшей перспективе маловероятно.
А приостановка выплаты субсидий приведет к резкому росту неплатежей, росту задолженности у предприятий и населения, поставит под удар весь коммунальный сектор страны.
После многократного роста тарифов в механизме взаиморасчетов государство сыграло роль цементирующего звена, без которого полноценное функционирование коммунального сектора сейчас выглядит сомнительным. И просто так выйти из процесса уже не получится.
При этом уже сейчас четко просматривается неэффективность существующей системы субсидий. Любое повышение цен на коммунальные услуги ведет к росту расходов бюджета на выплату субсидий.
Все больше экспертов высказывают мнение, что действующую систему нужно менять. Открытым остается вопрос, какой механизм может стать альтернативой субсидиям из бюджета при несоответствии уровня коммунальных тарифов и доходов населения…
Сергей Савенко
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас