Законы о ЖКХ: почему депутаты не поставили нас на счетчик — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Законы о ЖКХ: почему депутаты не поставили нас на счетчик

Личные финансы
651
Попытка сделать прозрачными расшифровки в платежках за тепло и воду и попридержать монополистов из ЖКХ не получила должной поддержки в парламенте. Нардепы отправили на повторное чтение два законопроекта из сферы ЖКХ, которые должны были научить потребителя не сколько экономии, а тому, как разбираться, за какие услуги и сколько он платит.
Законопроекты (№4901 «О коммерческом учете услуг» и №1581-д «О жилищно-коммунальных услугах») обещали:
— Показать потребителю, как и сколько он платит за установку домовых счетчиков воды и тепла. Сейчас эту сумму добавляют к тарифу, а предлагалось вывести ее из состава тарифа отдельным платежом с рассрочкой на пять лет. То есть, тариф за услугу оплачивался бы отдельно, оплата за счетчик – отдельно. Для каждого дома расчеты в таком случае были бы индивидуальными.
— Дать потребителю выбор – купить домовой счетчик у монополиста или самостоятельно у другого уполномоченного представителя.
— Обязывать операторов обеспечить жилые дома, которые подключены к соответствующим внешним сетям, домовыми счетчиками до 1 октября 2018 г. К этому же сроку потребители должны обзавестись и квартирными счетчикам. За нарушение сроков предусмотрены штрафы.
— Предусмотреть поправочный коэффициент для распределения тепла между отдельными потребителями – для угловых квартир, квартир первых этажей и внутренних квартир.
Законы недобрали буквально по одному голосу. А перед этим было «завалено» несметное количество правок, в том числе и тех, которые касались критических позиций. Критиковала законопроекты в основном «Батьківщина», называя их асоциальными, антинародными и проолигархическими. Претензии выдвигались к нескольким ключевым позициям – установление счетчиков, пеня, сроки уведомлений и прочее.
Авторы проектов (народные депутаты), напротив, пытались убедить парламентариев, что законы помогут в формировании прозрачности тарифов, покажут их составляющие, научат потребителя разбираться в них и дадут право выбора. То есть, в некотором смысле научат людей быть хозяевами своего жилья. Но, пока, как говорится, не судьба.
За чей счет ставим счетчик
Один из инициаторов законов, заместитель главы комитета по вопросам строительства и ЖКХ, народный депутат Алена Бабак была откровенно расстроена провалом. По ее словам, именно потребитель получил бы колоссальную выгоду от реформ законодательства: «Это была огромная манипуляция! Мы отстрочили на неизвестно какой срок реформы в сфере энергоэффективности в Украине. Бесплатного ничего нет! Мы уже за все платим, не зная этого. Нам приписывают, что законом мы хотим поддержать олигархов и обязать людей платить за то, за что якобы раньше платили монополисты!».
Как говорит Алена Бабак, абоненты сегодня пребывают в иллюзии, что они платят за тепло, но не за установку прибора. Хотя по факту в платежке эта составляющая есть. По данным Национальной комиссии регулирования энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) с начала 2017 г. потребитель уже заплатил в тарифах за установку домовых распределителей тепла. В Киеве потратили 143 млн грн на установку 2570 единиц счетчиков. В Одессе – 46 млн грн на установку 1359 счетчиков. Во Львове – 1 млн грн на установку 775 единиц.
«В законе мы предлагаем изъять эти цифры из тарифа и сделать их прозрачными путем распределения стоимости счетчиков между всеми квартирами дома и разбить плату на пять лет. Примерно это обойдется в 6-7 грн в месяц с каждой квартиры. Таким образом люди увидят, за что и сколько они платят: цифру тарифа и цифру за счетчик», – объясняет Алена Бабак.
Законопроект предусматривал и второй вариант – потребитель самостоятельно покупает счетчик, но его установку и постановку на учет берет на себя монополист. В таком случае люди рассчитываются за счетчик сразу, не растягивая оплату на годы и не получая эту цифру в тариф.
Глава правления общественной организации «Нова Комунальна Україна» Андрей Ведмидь также возмущен позицией некоторых парламентариев: «Авторов законопроектов обвинили в том, что они якобы хотят возложить дополнительные траты на потребителя, обязуя его оплатить счетчик. Такое впечатление, что эта позиция раскручивалась некоторыми нардепами специально для того, чтоб показать избирателю, как его хотят защитить. А ведь в счетчике заинтересован именно потребитель. Счетчик не экономит, он считает фактическое потребление. К тому же, закон убирал коллизию, когда в тарифы дома со счетчиком и дома без счетчика была заложена единая сумма за его обслуживание. Он предлагал для каждого дома счетчик тепла считать отдельно. И таких моментов в законопроекте очень много».
Мы не умеем быть хозяевами своего жилья
Эта немного морализаторская интерпретация, по словам Андрея Ведмидя, основана на одном – нашим людям пока непривычна мысль, что понятие «дома» не ограничивается квартирой. «Почему потребитель зачастую недополучает услугу? Например, сосед сделал ремонт и нарушил теплообмен дома. Тут коммунальщики никак повлиять не могут, потому что сосед внес изменения в вашу общую собственность. То есть инженерные сети – это общее нераздельное имущество всех жителей дома. То же самое касается и домовых счетчиков, которые становятся общим имуществом, которое нужно беречь и за которое нужно платить», – объясняет эксперт.
Зачастую в квартире, которая находится внутри дома, теплее, чем у соседей. Потому, что в некотором смысле она греется за счет соседних помещений. Даже если в такой квартире отключить отопление, температура в ней будет приемлемой. Один из проваленных законопроектов предлагал внести поправочный коэффициент, с помощью которого можно было бы грамотно рассчитать потребление тепла и соответственно справедливо его оплачивать.
Предметом спора также стала заявка о неминуемом повышении тарифов в случае принятия законов. Глава «Новой Коммунальной Украины» не исключает такой вероятности: «Причин для повышения тарифа существует много. Основной из них может стать резкое уменьшение потребления услуг. Когда уменьшается потребление, а затраты остаются прежними, тогда да, это может стать причиной повышения тарифа».
На сколько могли бы подскочить тарифы, никто из авторов законопроектов не считал, как не считали и то, какова вероятность резкого уменьшения потребления услуг.
Законопроекты, отправленные депутатами на повторное второе чтение, будут дорабатываться и снова выноситься в зал. Будет ли к этому моменту политическая воля на их принятие, загадывать сложно. Одно можно сказать с уверенностью – до тех пор, пока люди не научатся разбираться в правильности начислений и схемах платежей, на отрасли ЖКХ будут продолжать пиариться и спекулировать.
Ольга Авраменко
По материалам:
Hubs
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас